"Ну да ... курсанты. Возможно, что и Пелехатый, в своей модели, а уж ,,моделировать" они любят. Почему нет? - дело хорошее и правильное. С одной поправкой. То, что если и освещается, упоминается, рассматривается - как что-то само собою разумеющееся (этакая "простая вещь"), это и есть - самое главное.
Например. Часто во всяких ,,руководствах" рекомендуется: ,, скажите это уверенно". Примерно так. Эдак вскользь, мол, как что-то такое простое и обычное. Ну, так давайте вспомним Чекчурина с его ,,юра дайте бейджик".
Или другая рекомендация: ,,метафрейм" или ,,метасостояние" или ,,транс гипнотизера" - вот эти штуки и снимают вопрос. Правда? Да неужто? А я вот думаю, что сколько ни входи ,,в транс", а запеть как Паваротти не сможешь. Как и не будет ,,того самого" голоса гипнотизера, хоть ты входи, хоть ни входи, хоть кол на лбу чеши, хоть тресни - как не было, так и не будет.
Простая команда ,,Сядьте". Один сказал и сели. Другой хоть оборись - смешно и не торкает, нет результата.
Что имеем? Команда есть. Результат?- здесь есть, там нет. От чего зависит? Да Навыка нет, Опыта нет, Верификации нет, значит и Умения нет, и транс тут с боку припека. Иначе как?- вошел в транс да и роль сыграл?( сыграл, да Зритель-то поверил?).
Где всё это Самое Главное берет цыганка?
Эти ,,фокусы языка"- хорошая вещь, правильная по большей части, кто отрицает? А ,,Фокусы Интонации", они что? - не важны или не существенны? Да они-то и есть - Главное. Не семантика, не смещение смысла, не псевдологика, а то, что мы теперь обозначаем как ,,фасцинация".
Один поет, правильно поет, по всем канонам хорошо и верно, все ноты взял, размер, ритм, ну всё есть. А слушать - тоска. Другой ну лажает, там ноту не взял, здесь в ритм опоздал, а все проникаются, взрываются ,,браво, бис " - ещё хотят. Вот такая консерватория. Проняло. Бывает, конечно, что идеально сочетается и талант и академика. На то оно и выходит - уникум. Идеал.
Зайдем с другой стороны, раз цель поставили - систематизировать цыганщину в смысле эффективности и её причин.
Как учат цыганскую версию.
Допустим, что есть опытная цыганка ( пускай в группе), и есть потенциальная будущая , пока малолетняя - кормилица и добытчица.
Передача опыта и обучение как процесс.
Как учить-обучать, когда ничего нет - ни методичек одобренных к применению, ни вообще - текстов, записей, в том числе и видео. Ни хрена нет, чего ни хватишься. Обычай и традиция есть, а манускриптов тайных - нет.Солнце вот есть, пыль на дороге, поездом пахнет, дрова грузят, так и пахнет сухими, смолой, корой... воду льют в котел, людишки гомонят каждый о своём, обычное дело. Тучки там наползают, глядишь и посвежеет от дождя, а может и стороной пройдут, кто его знает. Пыль теплая, приятная, камушек вот меж пальцев, щИкотно... А вон, гляди, барынька в сторонке , вдаль смотрит, отошла от своих, зонтик белый, кожа белая, ручки тонкие, кольца на пальцах, у чемоданов, видать, маменька или тетка, а кто их разберет, но едут вместе. Тоскливо барыньке, видишь?- чуть не слезы на глазах, а чего ей тосковать-то? - чай не сеет, не пашет, об урожае ей не думать, сыта будет всяко разно...Так чего эт она взгрустнула-то?- чего думаешь? Ну, пойдем, сердце моё, погутарим да чего, может, и на хлебушек заработаем. ,,Эй, девушка, дождик пойдет, видишь тучи-то, а у тебя глаза грустные и тоска на сердце, здесь, а я тебе всю правду и скажу, что дорога твоя будет дальняя, а любовь ...копеечку вон дай дитятке, чтобы от сердца всю правду говорила, - любовь твоя будет, да что делать-то ты не знаешь, а я скажу сейчас...
Отшагнем и посмотрим со стороны. Ну-ка, дитятко, что ты там видела-слышала-чувствовала? Что запомнила, на что внимание обратила...
Чему девочка училась.
Манера, стиль -знакомы ли ей эти слова или нет, а училась именно этому, целиком и сразу - полным образом, всецело впитывая и темп речи и ударения/акценты и тембру, и чувству, что в голосе звучит (!) и как глаза застывают, когда вдруг (!) за живое задело да сердца коснулось.
Обратная связь, её как видишь, деточка? Правильно, эмоции, чувства, состояния. От них твоя тетка и толкается в своём речевом потоке. Зондирует. Видишь, говорят-то пару минут, а барынька застыла, в рот смотрит, замерла, мигает редко, запоминаешь? Ну, давай жару поддадим, счас и колечки с пальцев поползут.
-Да вот, милая ты моя красавица, вижу - смотри сюда - вот здесь (!) беда тебя ждет, - девица чернявая да глазастая, против тебя худое затеяла...( что видишь-то? Вздрогнула барынька, застыли глаза на ладони, самое время - колечки дергать) - извести на смерть хочет любовь твою, к бабке пошла, колдунье черной, видишь, здесь смотри, изба там на отшибе, совсем на краю у леса старого, темного ,положи сюда от это, и ещё вот эти, на ладонь свою, зажми и думай, думай - как имя на ум придет, так и скажи, вон туда, вдаль смотри и думай, а как имя придет, так помолись семь раз, да и поди воды попей, да как попьешь, так и забудешь всё худое, да что было, да что думала, забудешь и хорошо будет, любовь тебя ждет и здорова будешь, а что было забудь и помни любовь свою ..( что стала, девка, идем скорее, пусть постоит, да в небо поглядит, а нам уходить пора, кольца-то под юбку мыкай).
Вот так без разложения на детали, осваивает девочка модели. Одна тетка, другая ... рост потенциируют
. Впитывает речевые стратегии,Темы, ритмику, интонации, обратную связь наблюдает и использует . Как в таборе танцевать училась - импринтом.
Ну, да мы мнения об этом деле невеликого, как и о танцах цыганских таборных. Примитивно, скучно, мастерства нет, как на свадьбах цыганских, танцы эти неумелые, пока всё это не упорядочить, в ,,Ромен" не оформить, в систему образования.
Чепуха и примитив, но и этому примитиву нигде не учат, так как и этого (как и многого другого) сами не умеют. Школы нема.
Так что здесь нужное, полезное и Главное?
Манера, стиль, обратная связь и мгновенное реагирование, когда клиент проявляет реакцию, а осмыслить не успевает. Реакция есть, а осмысления пока нет. И пока нет осмысления, речевой поток смещает акценты. Было про ,,Деньги" ( реакция ноль), смещаем на ,,Дом казенный" ( опять мимо), затем ,,Любовь" - есть контакт, дрогнуло/напряглось! Ну и пошло дело: ,, любовь твоя, вот здесь, сердцем понимаешь, что правду говорю..."
Вот этому и не учат - вернее учат, но вне , отдельно, как самостоятельную часть ( контексты другие, подготовка...).
Не учат быстро, мгновенно реагировать, меняя и Тему и манеру говорить/действовать. Нет приятных речевых образцов, от которых можно отталкиваться и прогрессировать. Чтобы завораживало. Ну, не совсем чтобы нет ...есть, Чекчурин хорош, но в определенных контекстах (завораживает, но курсантов лопоухих, учит... не научая, чем не цыганщина).
А у молодой цыганки есть, есть богатый множественный выбор - одна тетка, другая, восьмая .. по чуть-чуть, да и собирается своя модель. И в этой модели главное ( принципиально) - эмоции как критерии и работы и обратной связи и фактор , главный фактор эффективности, ибо - эмоции/чувства/состояния. Ориентиры, точки доступа, рычаги изменений - здесь."