Модель быстрой индукции во время врачебного приема.
Сгодится для использования в контексте любого разговора, когда обстоятельства препятствуют тому, чтобы заявить об использовании гипноза. Сказав собеседнику, что его проблемы связаны с нарушением автономных процессов идущих в его организме и поскольку эти процессы имеют свойство самопроизвольности, для того чтобы исправить ошибки нужно научится осознавать эти процессы. Осознание автономных процессов называется диссоциацией. (Звучит красиво и не тянет за собой цепь пугающих ассоциаций как слово гипноз). В сущности, вся сфера бессознательного – это самопроизвольные процессы, а их осознание при невмешательстве в процесс, приводит к состоянию диссоциации наблюдателя от наблюдаемого. Субъективно воспринимается как что-либо происходящее само по себе, например, РУКА ПОДНИМАЕТСЯ, а не Я ПОДНИМАЮ РУКУ.
Состояние диссоциации объединяет все модели гипноза. Феномены гипноза — это те процессы в организме, в отношении которых гипнотизеру удалось вызвать диссоцированное восприятие. Феномены гипноза можно представить, как индикатор, показывающий степень отличия гипнотической реальности субъекта от обычной реальности и они необходимы при проведении сеансов гипнотерапии, если мы не вознамерились провести просто сеанс релаксации. Мне давно хотелось во время врачебного приема провести индукцию, которая бы не воспринималась как гипноз.
Эта индукция должна быть абсолютно адекватной обычной коммуникации врач – пациент, эффективно вызывать состояние повышенной внушаемости, обходить критический фактор, вернее не давать возможности критически отнестись к происходящему за счет темпа проведения индукции и поддерживаемого состояния неопределенности.
Пациентка, очень полная, с жалобами на невозможность проглотить пищу. Причем воду пьет свободно. Нарушение глотания появилось утром, а накануне вечером смотрела в YouTube видео об ожирении и ужасах, которые оно вызывает. Ничего не ела три дня.
Делаю ЛОР-осмотр – без патологии.
- Сделайте пустой глоток. Пациентка глотает.
- Обратите внимание, процесс глотания не нарушен, глотание становится невозможным, когда вы намеренны проглотить пищу. Как будто в нормальный процесс что-то вмешивается.
- Моя глотка сжимается так, что даже дышать трудно!
- Вы говорили, что просмотр видео об ожирении произвел на вас большое впечатление и вы очень хотите освободиться от пищевой зависимости.
- Да.
- Вы обратили внимание, что когда ваша глотка сжимается это происходит самопроизвольно?
- Да. Глотание тоже самопроизвольно, я только запускаю его, а дальше идет само… И обжираюсь я самопроизвольно, само идет…
- Ну а пробовали как-то управлять этой самопроизвольностью.
- Пробовала, не получается…
- Этому легко научиться…
- А долго нужно учится? Я уже три дня голодаю – это мучительно!
- При хороших способностях несколько занятий, ну а в этой неотложной ситуации вам нужен своего рода кризисный управляющий, который мог бы изменить работу самопроизвольных процессов.
Объясняю: - «Это возможно в состоянии диссоциации, научиться входить в состояние диссоциации легко, в это состояние мы входим всегда, когда наблюдаем за происходящим в теле или сознании не вмешиваясь, отстраненно. Нужно просто выполнять все мои указания. Что-то вроде пошаговой инструкции».
Дальнейшее подается в темпе настолько быстром, насколько позволяет способность пациента принимать информацию. Если темп ускорить, субъект перестает воспринимать смысл и начинает размышлять, если медленно - он начинает забегать вперед, строить предположения. Когда информация подается в правильном темпе субъект успевает воспринять смысл, но не успевает самостоятельно и осознанно отреагировать, как реагировать говорим ему мы с применением приема (X – Y). Уверенная, спокойная манера и в то же время субъект не должен видеть, как вы думаете, что делать дальше. Тогда сама эта манера превращается в сильнейший индуцирующий фактор. Так же как при игре на музыкальном инструменте любой человек сразу почувствует, интуитивно, неуверенность исполнителя, так и при индукции уверенное, без сбоев наведение — это основа успешной работы. (фасцинирующий паттерн).
Почему так привлекает внимание любое виртуозное исполнение? Почему наблюдение за игрой артиста, музыканта, выступлением танцора, артиста цирка или спортсмена, так нас захватывают и доставляют такое эстетическое наслаждение?
Ситуация АРТИСТ – ЗРИТЕЛЬ – это один из видов коммуникации при котором имеется активная сторона – индуктор и пассивная, принимающая – субъект. При этом совершенство исполнения становится центром притяжения, аттрактором, артист демонстрирует свое совершенство на поле, где мы абсолютно беспомощны и мы, с удовольствием, принимаем его руководство. Если использовать эту аналогию, то при гипнотизировании успешность зависит от совершенства искусства коммуникации. Гипнотизер уверенно, что вызвано знанием как действовать при любых нюансах развития индукции, управляет вниманием субъекта, диссоциируя его как наблюдателя, от процессов на которые направляет его внимание. При этом поддерживает постоянную обратную связь, эта коммуникация напоминает танец где ведет гипнотизер и чем больше оба партнера захвачены этим танцем – тем более глубокие изменения возможны в сознании субъекта. При этом "совершенство исполнения" включает механизмы бессознательного "принятия" лидерской позиции гипнотизера.
- Без небольшого обучения все равно не обойтись… Ну что-же… Слушайте меня!
- Встаньте. Повернитесь вот так… Направляю руками.
- Сцепите пальцы в замок… Обратите внимание как ваши пальцы начинают, как магниты, притягиваться друг к другу…
Вижу на лице удивление.
- Теперь поставьте ваши руки перед собой… Смотрите сюда… Ваши руки как два магнита притягиваются друг к другу… Это приятное ощущение…
Вижу признаки того, что внимание пациентки полностью захвачено происходящим. Взгляд неподвижен и расфокусирован.
- Вашему телу приятно получить некоторую свободу… Освободитесь от скованности… Зажатости…
Пациентка слегка изменила позу на более свободную.
- По мере того как ваши ладони притягиваются друг к другу… По телу разливается приятное ощущение комфорта… Ладони смыкаются…
Замечаю «мерцающее моргание».
- Ваши веки тяжелеют… Моргают… Слипаются…
Описываю что вижу.
- Им хочется сомкнутся… Позвольте им закрыться… Сделайте медленный глубокий вдох… Почувствуйте вдыхаемый воздух… Вы чувствуете, что в вашем теле происходят очень приятные процессы… Я беру вашу руку, поднимаю ее…
После некоторых неопределенных движений, которые для меня служат тестом, позволяющим точно определить находится-ли субъект в состоянии принятия или активничает, пытаясь угадать, оставляю ее в каталепсии.
- Сейчас ваши глаза откроются… Вы остаетесь в приятном и спокойном, внимательном состоянии… Смотрите на свою руку… Ваша рука нашла удобное положение…
Одновременно говоря сжимаю пальцы ее руки в кулак показывая, чтобы усиливала сжимание. Если не среагирует на невербальное, предложу сжать, но чаще реагируют.
Пальцы сжимаются крепче… Еще крепче… Костяшки белеют… Мышцы напрягаются…
Нажимаю пальцами на мышцы.
Далее каталепсия, предлагаю закрыть глаза. Рука стальной брус.
- Перед глазами вы видите классную доску напишите на ней названия блюд, которые вам можно употреблять и в каком объеме… Без опасения пополнеть… Это программа питания, которая нравится вашему организму и не ведет к ожирению.
- Ваш организм, спазмируя глотание, спасал вас от опасности, связанной с перееданием…
- Ваш организм уберет спазм глотки только для этих продуктов… Когда я шлёпну ладонью по вашему кулаку, рука расслабится, вы сможете разжать его и это уберет спазм при еде.
Шлепаю ладонью, кулак медленно с усилием разжимается.
Одновременно с этим говорю: - Пища с невысокой калорийностью не ведет к полноте и принимается, глотаете легко и свободно. На остальное питание спазм сохраняется.
В дальнейшем дано постгипнотическое внушение на погружение в глубокое «диссоциированное» состояние на занятиях по саморегуляции.