Глава 6. ТЕХНИКА ГИПНОТИЗАЦИИ
Окинув взором те средства, которыми с древнейших времен вплоть до настоящего времени пользовались для вызывания гипнотических состояний, мы вынесем прежде всего впечатление, что гипноз может вызываться самыми разнообразными способами. Между тем, все средства, вызывающие гипноз (гипнозогенные), несмотря на их разнообразие, можно разбить всего на две группы: а) чувственные раздражения и б) непосредственное вызывание представлений о сне (словесным внушением или каким-нибудь другим способом).
К гипнозогенным раздражениям органов чувств относятся прежде всего продолжительные однообразные раздражения, оказывающие действия на глаз, на ухо или на кожу: фиксация внешних блестящих и неблестящих предметов небольшого размера или частей собственного тела, прислушивание к тиканию часов, к журчанию воды, однообразная музыка, пассы, которые производятся руками вдоль тела на некотором расстоянии от него или при непосредственном прикосновении;
Общее во всех этих воздействиях то, что вначале они вызывают состояние какой-то душевной пустоты: отвлекая внимание от других представлений, они заставляют его концентрироваться на индифферентном впечатлении, не вызывающим никаких дальнейших ассоциаций; при более продолжительном действии однообразного впечатления они вызывают, однако, чувство утомления, с которым легко ассоциируется представление о сне. Помимо однообразных и продолжительных раздражений органов чувств, до сих пор применялись, правда, гораздо реже, в качестве гипнозогенных средств раздражения внезапные и интенсивные. Особенно часто практиковалось это в Сальпетриере. Шарко и его ученики пользовались вспыхиванием друммондова света, электрическими искрами, ударами в гонг и другими сильными звуками. Вызываемое таким путем гипнотическое состояние вполне справедливо называли гипнозами страха, так как главной причиной гипноза в этих случаях следует, конечно, считать аффект, вызванный внезапным и интенсивным чувственным раздражением. Не подлежит по-видимому, никакому сомнению, что чувственные раздражения такого рода могут оказывать гипнозогенное, влияние лишь на некоторых истеричных вследствие, известной дрессировки или других каких-либо обстоятельств.
Раздражениям органов чувств приписывалось прежде нередко чисто нервное действие и на этом основании проводили различие между соматическими и психическими гипнозогенными средствами. Нансийские авторы и Форель признают, однако, что все приемы, применяющиеся на практике для вызывания гипноза, оказывают гипнозогенное действие лишь благодаря тому обстоятельству, что они вызывают в гипнотизируемом представление о сне или гипнозе. Согласно этому воззрению разделение гипнозогенных средств на соматические и психические представляется совершенно неосновательным. В сущности есть лишь одно средство для достижения гипноза: средство это внушение.
В связи с тем, что я говорил выше относительно раздражения органов чувств, я должен признать теорию Бернгейма-Фореля в общих чертах совершенно справедливой. Только по поводу месмеровых пассов мои наблюдения не позволяют мне согласиться с мнением этих авторов, как мы это увидим еще ниже.
Из числа методов гипнотизации, действующих посредством органов чувств, фиксация является самой старой и до сих пор еще наиболее употребительной. Индийские факиры (йоги) как тысячи лет назад, так и теперь еще фиксируют кончик своего носа; монахи средневековой секты гезихастов(исихастов) с горы Афона - свой пупок.
Созерцание блестящих металлических поверхностей (так называемых, магических зеркал), кристаллов, стоячей воды пр. как в древности, так и теперь еще служит одним из тех, окруженных флёром таинственного (магического) приемов, посредством которых вызывались - правда, не намеренно - гипнотические или родственные гипнозу состояния.
К гипнозогенным раздражениям органов чувств относятся прежде всего продолжительные однообразные раздражения, оказывающие действия на глаз, на ухо или на кожу: фиксация внешних блестящих и неблестящих предметов небольшого размера или частей собственного тела, прислушивание к тиканию часов, к журчанию воды, однообразная музыка, пассы, которые производятся руками вдоль тела на некотором расстоянии от него или при непосредственном прикосновении;
Общее во всех этих воздействиях то, что вначале они вызывают состояние какой-то душевной пустоты: отвлекая внимание от других представлений, они заставляют его концентрироваться на индифферентном впечатлении, не вызывающим никаких дальнейших ассоциаций; при более продолжительном действии однообразного впечатления они вызывают, однако, чувство утомления, с которым легко ассоциируется представление о сне. Помимо однообразных и продолжительных раздражений органов чувств, до сих пор применялись, правда, гораздо реже, в качестве гипнозогенных средств раздражения внезапные и интенсивные. Особенно часто практиковалось это в Сальпетриере. Шарко и его ученики пользовались вспыхиванием друммондова света, электрическими искрами, ударами в гонг и другими сильными звуками. Вызываемое таким путем гипнотическое состояние вполне справедливо называли гипнозами страха, так как главной причиной гипноза в этих случаях следует, конечно, считать аффект, вызванный внезапным и интенсивным чувственным раздражением. Не подлежит по-видимому, никакому сомнению, что чувственные раздражения такого рода могут оказывать гипнозогенное, влияние лишь на некоторых истеричных вследствие, известной дрессировки или других каких-либо обстоятельств.
Раздражениям органов чувств приписывалось прежде нередко чисто нервное действие и на этом основании проводили различие между соматическими и психическими гипнозогенными средствами. Нансийские авторы и Форель признают, однако, что все приемы, применяющиеся на практике для вызывания гипноза, оказывают гипнозогенное действие лишь благодаря тому обстоятельству, что они вызывают в гипнотизируемом представление о сне или гипнозе. Согласно этому воззрению разделение гипнозогенных средств на соматические и психические представляется совершенно неосновательным. В сущности есть лишь одно средство для достижения гипноза: средство это внушение.
В связи с тем, что я говорил выше относительно раздражения органов чувств, я должен признать теорию Бернгейма-Фореля в общих чертах совершенно справедливой. Только по поводу месмеровых пассов мои наблюдения не позволяют мне согласиться с мнением этих авторов, как мы это увидим еще ниже.
Из числа методов гипнотизации, действующих посредством органов чувств, фиксация является самой старой и до сих пор еще наиболее употребительной. Индийские факиры (йоги) как тысячи лет назад, так и теперь еще фиксируют кончик своего носа; монахи средневековой секты гезихастов(исихастов) с горы Афона - свой пупок.
Созерцание блестящих металлических поверхностей (так называемых, магических зеркал), кристаллов, стоячей воды пр. как в древности, так и теперь еще служит одним из тех, окруженных флёром таинственного (магического) приемов, посредством которых вызывались - правда, не намеренно - гипнотические или родственные гипнозу состояния.