Магия слова как метод излечения
АиФ Здоровье, выпуск 27 (360) от 5 июля 2001 г.
Недавно в аптеке я оказался невольным свидетелем разговора. Пожилая женщина попросила у аптекаря слабительное. Та предложила ей недорогой отечественный препарат. Повертев его в руках, продвинутая пенсионерка заявила, что по телевизору о нем не говорили. На что аптекарь, раздражаясь, заявила, что это обстоятельство на действии препарата никак не сказывается. С этим утверждением фармацевтов хочется поспорить.
НАШИ предки излечивались средствами, над которыми медицинская наука лишь посмеивалась и снисходительно объявляла недейственными и даже опасными. Например, мышиный помет, различные яды и т. п. И все потому, что трудно было понять, что эти случаи исцеления объясняются внушением. Между тем на протяжении веков передовые врачи высказывали догадки, что независимо от эпохи все методы лечения и применяемые средства в громадной степени обязаны внушению; там, где совершается исцеление, внушению принадлежит огромная, труднообозримая роль.
Лекарство плюс внушение — двойной эффект
К XIX веку становилось все более очевидно, что внушение проникает во все области нашей жизни. Наличие внушения в структуре межличностных отношений объясняет поведение толпы, и в частности отношения между массами и вождями; прямо указывает на те методы и принципы, к которым постоянно прибегают политические партии и реклама. Французский социальный психолог Лебон сравнивает состояние индивида в массе с гипнотическим. «Общие верования гипнотизирующе влияют на людей, даже просвещенные умы подчиняются им. Масса подвержена поистине магической силе слова, вызывающего в массовой душе ужаснейшие бури и способного также успокоить ее. Ни рассудок, ни убеждение не в состоянии бороться против известных слов и известных формул».
Не менее существенную роль, чем в социальных отношениях, внушение играет в лечебном процессе. Вступая с терапевтическими мероприятиями в самые сложные сочетания, внушение может или усиливать, или ослаблять воздействие различных лечебных средств. Любому фармакологическому препарату всегда сопутствует внушение в скрытой форме. Оно может придавать даже индифферентному веществу лечебное свойство, так что к действию лекарств его следует или прибавлять, или, наоборот, вычитать.
Если не учитывать индивидуальную восприимчивость больного к внушению и его отношение к врачу, трудно установить, насколько эффективно то или иное лекарство. Как говорил Бехтерев, невозможно определить, что помогло больному: то лекарство, которое прописывает врач, или те слова, которые он произнес по поводу его эффективности в момент выписки рецепта. Слова врача в этих условиях являются косвенным внушением. Иногда бывает достаточно, что врач предупредил о наступлении какого-то эффекта от лекарства или больной сам его предполагал, чтобы лекарство подействовало, пусть даже оно сделано из хлеба и сахара. А так как впечатлительных лиц достаточно, то ежедневно появляющиеся новые медикаменты действуют до тех пор успешно, пока на них не пройдет мода или не обнаружится, что они неэффективны или даже вредны.
Давно замечено, что степень доверия социальной среды к какому-либо типу лечения определяет его эффективность. Нередко можно услышать, как циркулирующие в обществе слухи или реклама неоправданно превозносят эффект того или иного лечебного средства. Дело порой доходит до курьезов. Однажды норвежская полиция, возмущенная распространением сомнительных лекарств, поместила в газете объявление о недопустимости использовать лекарство, о котором в рекламе было сказано: «Новое лекарственное средство «Луризм-300Х» спасает от облысения, излечивает все хронические болезни, экономит бензин, делает ткань пуленепробиваемой». Слово «луризм» на местном жаргоне означает «недоумок». И тем не менее газета, опубликовавшая предостережение, получила тысячи оплаченных запросов на лекарство. Это объяснимо, ибо кто нуждается в лечении, охотно поверит всяким небылицам.
Можно привести еще немало сходных примеров, но нужно ли? Как сказал Спиноза: «Люди, находясь в страхе, создали бесконечное множество выдумок. При несчастье они готовы просить совета у каждого, и нет той нелепости или вздора, которых они не послушались бы». С тех пор как автор произнес эти слова, ничего не изменилось. Значит, такова психологическая природа человека.
Как отрезать лихорадку
Народная мудрость гласит, что «если верить — сказка оживет». Порой одной лишь веры в эффективность лечебного средства бывает достаточно, чтобы рассчитывать на успех, так как вера представляет собой косвенное внушение, а внушение является средством лечения. «Каким бы ни был предмет вашей веры, — говорит Парацельс, — действительным или воображаемым, вы достигнете одинакового результата». Если человек был свидетелем выздоровления других лиц, то его вера в этот метод, препарат или целителя укрепляется.
Анестезиологи обратили внимание, что некоторые больные крепко засыпают уже после двух-трех вдохов, когда действие хлороформа еще не началось. Это означает, что сон вызван суггестивно. В таких случаях можно в следующий раз спокойно смочить хлороформную маску чем-нибудь другим, и наркоз все-таки последует. Однако на этом основании не следует сомневаться в эффективности хлороформа.
Влияние внушения на исцеление болезней — факт давно известный. Доктору Феррариусу превосходно удавалось излечивать лихорадку. За один год он вылечивал 50 человек, давая им полоску бумаги, на которой было написано слово «противолихорадочное». Он предписывал больным каждый день отрезать от этого слова по букве. Один испанский поручик, например, выздоровел, дойдя до шестой буквы. Другие обошлись и меньшим количеством букв. Внушение — процесс индивидуальный.
Философ XIII в. Фома Аквинский говорил, что «представление — царица нервной системы, всякая идея, возникшая в душе, есть приказание, которому повинуется тело». Он рассказывает, что один монах должен был принять утром слабительное, но, увидев во сне, что он принял его, поднимался в течение ночи 8 раз, испытывая при этом все результаты, происходящие обычно после приема слабительного. Кто же после знакомства с перечисленными случаями будет отрицать влияние души на тело, и стоит ли после этого отрицать, что сильное воображение способно породить болезнь.
С хлебными пилюлями связано множество курьезных историй, вероятно, потому, что они самые вкусные и безвредные. К д-ру Буйэ обратилась молодая девушка с глубокими нарывами на деснах. От сильной боли она двое суток не могла сомкнуть глаз, никакие средства не помогали. Тогда Буйэ прописал ей пилюли из хлеба и сказал, что это весьма эффективное средство. Далее врач предупредил, что от первой пилюли у нее появится оглушение, от второй она уснет. Больная после второй пилюли действительно заснула, и не только в эту ночь, но и в последующие.
Этот эффект в медицине называется «плацебо» и представляет собой косвенное внушение. Врач предлагает больному какое-либо нейтральное средство, пустышку, невинный шарик, внешне похожий на лекарство. Врач, убеждая больного в чрезвычайной эффективности этого новейшего фармацевтического средства, программирует улучшение его самочувствия. Но это произойдет лишь при наличии веры больного в этот препарат.
Вода круче антибиотиков
Если бы в следующей истории не принимал участие выдающийся английский химик и физик, президент Лондонского Королевского общества (1820) сэр Дэви, то она могла бы вызвать недоверие. Из автобиографии ученого известно, что одно время он занимался хирургией. В этот медицинский период он и его коллега Беддоэс решили проверить, как подействует закись азота на паралич. Больной, приглашенный для опыта, слышал их рассуждения о каком-то новом средстве, но ничего из их разговора не понял. Когда Дэви, решивший предварительно определить температуру больного, вложил ему в рот термометр, тот, воображая, что это и есть новое средство, тотчас же радостно заявил, что чувствует улучшение. Это заявление побудило находчивого Дэви продолжать лечение импровизированным средством. В течение 2 недель больному ежедневно вкладывали в рот термометр, улучшение продолжалось, и опыт закончился полным выздоровлением.
Российские дерматологи Картамышев, Безюк, Грумах, Блох устраняли бородавки, смачивая их водой. Эту манипуляцию они сопровождали соответствующим словесным внушением. В 10 случаях из 12 был положительный результат. Известный русский историк психиатрии Ю. В. Каннабих и не менее авторитетный земский врач В. Ф. Зеленин инъекцировали подкожно стерильную воду под названием «терморегулин», который якобы повышал температуру тела. У ряда наблюдаемых ими больных температура действительно повысилась.
Тысячелетия внушение держало в неведении врачей и больных относительно специфического действия лечебных процедур, причиняя величайший ущерб научному развитию терапии. Медики искренне надеялись, что задача будущей научной терапии состоит в том, чтобы из каждого лечебного способа точными опытами исключить элемент внушения. Трудность связана с тем, что, как бы мы ни изощрялись, внушение в какой-либо из своих форм присутствует всегда, его невозможно исключить.
Доктор Фрейд по этому поводу писал: «Некий фактор, зависящий от психического состояния больного, воздействует без нашего ведома на результат всякого лечебного процесса, осуществляемого врачом». Под этим фактором он подразумевает внушение, которое содержится в установке, мотивации, ожидании, вере, представлении и воображении пациента.
Если говорить о процессе лечения, то он не бывает нейтральным. Внушение присутствует в отношении врача к больному, в его настроении, пожеланиях, в атмосфере, обстановке и эмоциональном фоне, возникающем вокруг пациента, и многом другом, что не поддается учету.
Как показала практика, внушение не устранимо не только при терапии, но и вообще из общения. Оно всегда присутствует в явной или скрытой форме.
Возвращаясь к «продвинутой пенсионерке», хочется сказать: «Дорогие аптекари и врачи, помните, что от вашего сочувствия и доброжелательности зависит эффективность предлагаемых вами лекарств!»
Адрес статьи:
________________________________________
Здоровье так же заразно, как и болезни
АиФ Здоровье, выпуск 36 (369) от 6 сентября 2001 г.
Проблема влияния духа на тело стара как мир. Тем не менее о ней много пишут и будут писать еще больше. Причина заключается в том, что в большинстве случаев сам человек — причина как своей болезни, так и своего здоровья.
ПОНИМАЯ причину своей немощности, немецкий врач Вальдерштайн горестно сетовал: «О, зачем я не могу решиться раз и навсегда быть здоровым». Автор метода «самовнушения» Эмиль Куэ, безусловно, прав, называя «болезненное человеческое воображение главной причиной всех недугов». И действительно, если мы хотим, чтобы наш организм нормально функционировал, чтобы нас не покидали приподнятое настроение, чувство душевного комфорта, оптимизм, надо сделать гармоничным свой разум. Нельзя жить в тревогах, гневе, страхе, сожалениях, упрямстве и обидах и при этом надеяться, что с биохимией организма все будет в порядке.
Раны победителей заживают быстрее
Считается установленным, что длительные стрессовые состояния ведут к органическим изменениям функций органов на физиологическом и биохимическом уровнях. Стресс и эмоциональная напряженность существенно снижают сопротивляемость организма — в этом смысле психологически обусловленным можно считать любое заболевание. В этом сомнений нет, специалисты расходятся лишь в количественных оценках: одни называют цифру 50, другие — 70 процентов, а ведущий канадский психиатр Франс Сели считает психосоматическими 100% заболеваний, включая инфекционные, поскольку психологический стресс, снижая сопротивляемость организма, делает его практически беззащитным.
О том, что раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных, было известно еще воинам Древнего Рима. Давно счастливые в личной жизни меньше болеют даже простудой. Предположительно это является доказательством глубокой взаимосвязи эмоциональных центров и иммунной системы человека. Во всяком случае, наше настроение оказывает сильное влияние на деятельность желез, генерирующих так называемые химические трансмиттеры — передатчики информации в клетки всего организма.
Вспомним хотя бы 73-летнего президента Баварской Академии наук, профессора гигиены Макса фон Петтенкофера, бесстрашно проглотившего 7 октября 1892 года в ажиотаже спора с Робертом Кохом культуру холерных вибрионов в количестве, достаточном, «чтобы убить целый полк», но выжившего. Переживший свой героический эксперимент Петтенкофер 28 февраля 1901 года застрелился, преследуемый болезненным страхом перед грозящей дряхлостью. Так основатель и руководитель первого в Европе гигиенического института, победивший холеру, проиграл страху.
Медицина знает и менее значительное эмоциональное переживание, резко сократившее время жизни. Великий мастер по части трагедий Жан Расин, историограф и камергер Людовика XIV, скончался оттого, что король всего-навсего не ответил на его приветствие. Однажды Король-Солнце забыл кивнуть Расину. Вернувшись домой, Расин лег в кровать и к вечеру умер. Его безвременная кончина несказанно удивила современников: драматург отличался отменным здоровьем, ему было всего лишь 60 лет от роду. Не зря говорят, что среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают: печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть и страх.
Улыбка вместо таблетки
Не хотелось бы перегружать текст обилием цитат, но они настолько концентрированно иллюстрируют нашу тему, что отказаться от некоторых очень трудно. «Жизнерадостность — это не только признак здоровья, но еще и самое действенное средство, избавляющее от болезней» (Смайлс). «Истинно мудрый человек всегда весел», — сказал Лев Толстой. На перечисленные факты неоднократно указывали выдающиеся отечественные терапевты — С. Боткин, М. Кончаловский. Короче говоря, «духовное лекарство заслуживает право на такое же место, как и весь прочий аптекарский припас» (Радищев).
«Горе старит, радость молодит»
В этой поговорке кроется физиологическая истина: на биохимию человека влияют как физические, так и ментальные воздействия. Люди в отличие от животных могут сами с помощью разума и воли направленно изменять протекающие в них «химические реакции». Знал об этом лейб-медик прусского короля и член всех медицинских комиссий Гуфеланд, задававшийся вопросом: «Если можно заболеть от представления о болезни, почему же не попытаться им управлять? Почему не представить себя здоровым, чтобы выздороветь?» Вопрос действительно актуальный, однако возможно ли обмануть организм имитацией эмоций, станут ли они подлинным переживанием?
Известно, что американская улыбка — фирменный знак сферы обслуживания. Владельцы американских супермаркетов требуют от продавщиц улыбок. По свидетельству девушек, плохое настроение заметно улучшается через некоторое время. Это подтверждает и теория эмоций Джеймса-Ланге, которая в образной форме звучит так: «Мы не от того смеемся, что нам смешно, а нам смешно потому, что мы смеемся».
Убедитесь сами: сделайте гримасу, и вы станете переживать это чувство. Опустите руки, волочите ноги, изобразите грустную мину — и через некоторое время у вас испортится настроение. Так мы устроены.
Законы нашей психики таковы, что при разыгрывании роли «хорошего» человека срабатывает обратная связь, и человек становится таким, какую роль играет. Этот «грим души» закрепляется, изменяя характер. Иллюстрацией этой мысли может служить судьба актера Сергея Гурзо, который, сыграв Сергея Тюленина в фильме «Молодая гвардия», настолько вжился в роль, что принял и мировоззрение молодогвардейца, и его чувства.
Больные мысли — больные люди
Вильгельм фон Гумбольдт в XVIII веке высказал оптимистическую мысль о том, что со временем болезни будут расценивать как следствие извращенного образа мышления, и поэтому болеть будет считаться позорным. Его друг Гете, по существу, повторил эту идею в поэтической форме: «В нас расцветает то, что мы питаем. Таков вечный закон природы».
Как утверждают биографы, великий философ Иммануил Кант от природы был чрезвычайно болезненным. Однако волевым усилием ему удавалось приостанавливать в себе простуду. Он воспринимал слабости и недуги своего тела, как будто они его не касаются, просто игнорируя их, и вел себя как совершенно здоровый человек. «Напряженный, скованный человек, — говорит Кант, — должен двигаться и вести себя так, будто он совершенно свободен, спокоен и расторможен, потому что внешнее поведение отражается на душевном внутреннем состоянии. Серьезную игру в подражание идеальному образу следует продолжать до тех пор, пока этот образ не станет второй натурой».
Среди неутомимых пропагандистов идеи торжества духа над плотью следует назвать Прентиса Малфорда, который одним из первых проанализировал отношения физического и психического начал с учетом их взаимного влияния. Он говорит: «Если твое тело страдает недугами, думай не о них, а о том совершенном образе, в котором ты сознаешь себя. Твое тело во всех его клетках и органах есть орудие твоего духа. Своим внутренним взором ты должен видеть себя здоровым, жизнерадостным и активным, даже если ты в данный момент болен и прикован к постели. Представляй себя спортсменом, который успешно выступает на соревнованиях, показывает высшие достижения и твердо рассчитывает на победу, тогда твои внутренние силы пробудятся и включатся в борьбу с болезнью. Утверждай каждое утро, что ты чувствуешь себя сегодня лучше, чем вчера, повторяй это себе наяву и во сне, пока уверенность не превратится в действительность».
Кажется, все ясно. Если ни одна мысль, ни одно ощущение, ни одно чувство не могут явиться без того, чтобы не отразиться на различных частях нашего организма, остается пожелать: «Симулируйте здоровье… на здоровье!»
Адрес статьи:
Михаил ШОЙФЕТ