kvant25 » 09 дек 2013, 23:18
Вот ещё немного по теме СМПС! ( вырезка из дисера)
ПРИЕМЫ ПСИХОСИНТЕЗА
Остановимся подробнее на характеристике техник психосинтеза. Мы ставим при этом перед собой двоякую задачу: дать иллюстрацию того, как протекает психосинтез и вскрыть саму логику его построения. Отсюда - общий принцип изложения: фиксируются алгоритмы ведения психосинтеза и многообразные реализующие их приемы. В условиях интермодального психосинтеза используется следующий общий алгоритм: на первом шаге, нацеленном на достижение эффекта распредмечивания чувственной ткани образа мира, внимание испытуемых фиксируется на ощущениях при одновременном снижении уровня активности соответствующих сенсорных систем. В итоге рож-дается не дифференцированная совокупность переживаний в рабочей модальности. На втором шаге, направленном на акцентуацию отдельных ощущений, перед человеком последовательно ставится задача поиска ощущений определенного качества при постепенном повышении уровня активности сенсорной системы: при этом начинается процесс переопредмечивания всего феноменального поля. На третьем шаге,ориентированного на построение предметного образа, активность чело века направляется на интеграцию отдельных ощущений в некую целостность (комплекс), в результате рождается новый образ мира в данной модальности. Общий алгоритм интрамодального психосинтеза реализуется через многообразные приемы взаимодействия с испытуемыми в различных модальностях: визуальной, аудиальной, тактильно-кинестетической. Ниже предлагается таблица реализации общей стратегии работы сиспытуемыми в разных модальностях, столбцы этой таблицы образуют шаги развертки стратегии, строки - рабочие модальности, а на пересечении столбцов и строк - приемы взаимодействия с испытуемыми. ВИЗУАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ Построение зрительного образа.
1. Испытуемый в удобном положении, так чтобы не возникала необходимость в процессе сеанса менять позу, отвлекаться на посто
ронние ощущения в теле.
2. Необходимо ликвидировать повышенное напряжение в тех участках тела, где оно имеется. Это сопровождается снижением уровня
активности сенсорных систем (в том числе зрительной), способствует лучшей сосредоточенности испытуемого на собственных ощущениях,
усиливает действие фактора «межличностной поддержки» (в силу уменьшения возможностей самостоятельной проверки перцептивных
гипотез).
В таблице интрамодального психосинтеза представлены алгоритмы переструктурирования сенсорного опыта в различных модальностях. Конкретным способами такого переопредмечивания чувственной ткани сознания являются представленные там приемы психосинтеза -
способы переструктурирования чувственной ткани, своеобразные метафоры, создающие условия для изменения формы категоризации чувственного опыта. Методика визуализации проводится при закрытых глазах. Внимание испытуемого обращается на то, что при закрывании глаз, он ничего не видит, словно смотрит в темноту. Для усиления эффекта можно использовать прием «исчезновения век». Испытуемому предлагается почувствовать свои веки, почувствовать,нет ли в них напряжения, и дать им возможность расслабиться, успокоиться. Обратить внимание на то, что он чувствует в глазах, почувствовать расслабление глазодвигательных мышц, покой, отсутствие напряжения и движений, отсутствие ощущений, кроме ощущения покоя. Зафиксировать ощущение покоя и неподвижности в веках. Можно привести испытуемому пример, как в результате адаптации сенсорных систем исчезают ощущения, например, ощущение подлокотников кресла, или ощущение одежды, обуви и т.д. Затем обратить его внимание на то, как он перестает чувствовать свои веки, если ничего с ними не делает, ничего не делает со своими глазами. И возникает иллюзия, словно сидишь с открытыми глазами, но ничего не видишь, как в темноте.
Важно зафиксировать это ощущение. Предложим испытуемому всматриваться в темноту, внимательно всмотреться в свои ощущения. Заметим ему, что полной, абсолютной темноты почти никогда не бывает, всегда в глазах есть хоть какие-то ощущения: ощущение какой-то пелены перед глазами, словно вгляды ваешься сквозь дымку или сквозь запотевшее стекло, сквозь туман или мутную воду.
Зафиксировав у испытуемого переживание смутных, недифференцированных визуальных ощущений, структурируем, трансформиру
ем и усиливаем их, используя какие-либо из приемов - метафор, представленных в таблице. .
1. «ТУМАН». Ощущение тумана перед глазами усиливаем, словно туман заполняет все вокруг, сгущается, становится более плотным. Но эта пелена неоднородна.
2. ... Всматриваясь, можно почувствовать движение, словно туман клубится вокруг, и волны тумана накатываются на Вас. И блики возникают в глубине, словно солнечные лучи, пронизывая толщу тумана, вызывают мягкое и приятное свечение, россыпи радужных пятен летят в тумане: золотистые, розовые, серебристые, голубые... Как осколочки радуги ... Калейдоскоп красок ... Как фейерверк, яркие красочные вспышки, словно брызги салюта. ...
3. ... Туман рассеивается и постепенно становится прозрачным. И вглядываясь вдаль, можно заметить, как в пелене тумана про
ступают очертания деревьев, еще смутные и неясные, словно призрачные фигуры сказочных животных. (И далее переходим к описанию того
образа, который нам нужно формировать у испытуемого).