Форум ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ и САМОРАЗВИТИЯ

Тайны развития интуиции.



Индивидуальная и групповая ПРАКТИКА. Обсуждения, веб-конференции, совместные ЭКСПЕРИМЕНТЫ.




СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СУГГЕСТИИ И КОНТРСУГГЕСТИИ

Гипнотические техники

Re: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СУГГЕСТИИ И КОНТРСУГГЕСТИИ

Сообщение GdeToTam » 08 июн 2013, 21:08

Глава 3 Суггестия в основе внутригрупповых и межгрупповых отношений

3.1. Закономерности естественно-групповых отношений



Большая роль суггестии во внутригрупповых отношениях обусловлена ее главной задачей — сохранение группы. Собственно, все иные формы проявления суггестии или являются разновидностью данной формы, или развились на ее основе и приобрели уже позднее какие-либо специфические черты. Суггестия во внешнегрупповых или межгрупповых отношениях — уже вторичное явление. Изначально в таких отношениях преобладала контрсуггестия, используемая для защиты своих представлений.

Остановимся вначале на роли суггестии во внутригрупповых отношениях. Любая группа, не созданная формально, а возникающая сама по себе — это, согласно синергетике, самоорганизующаяся система. Философы У. Матурана и Ф. Варела говорили о существовании аутопоейтических (самотворящих) свойств систем. Аутопойетические процессы обеспечивают самотождественность этих систем посредством самовоспроизводства своих компонентов. Социальные системы, обладающие свойством ауто-пойезиса — семьи, клубы, политические партии, — Матурана называл естественными

Матурана разграничивает, во-первых, устойчивые отношения, конституирующие систему как целое и определяемые ее организацией и, во-вторых, структуру — взаимодействие элементов, которая может меняться. Следует, однако, заметить, что систем без структуры не бывает, поэтому, видимо, следует в структуре разграничить более устойчивые связи и менее устойчивые, заменяющие друг друга в рамках «жесткого каркаса» системы. Матурана считает, что система способна сама выбирать, следует ли ей реагировать на изменение внешней среды, и, если реагировать, то каким образом. Этим, по мнению Матураны, обеспечивается самореферентность системы. Соглашаясь с ним, следует все же уточнить, что бывают внешние изменения, угрожающие существованию системы и потому не оставляющие ей возможности выбора.

Общесистемные свойства, о которых говорили Матурана и Варела, оказывают воздействие на психологический уровень внутригрупповых и межгрупповых отношений. Общесистемные свойства лежат в основе естественных закономерностей группового и массового поведения. С другой стороны, эти отношения формируются по социально принятым нормам морали, официально утвержденным правилам и юридическим законам. В этих отношениях реализуются как естественные, так и социальные потребности людей. В стабильном обществе социальные нормы преобладают, господствуют над естественными сторонами отношений. Но очевидно и другое: многие социальные правила просто приспособлены к естественным запросам людей.




Е. И. Рогов отмечает, что в психологии группу начали активно изучать в 20-е гг. XX в. «В. М. Бехтерев и М. В. Ланге в России, В. Меде в Германии, Ф. Олпорт в США на основе большого количества исследований сделали вывод, что в условиях непосредственного контакта существенно изменяются протекание психических процессов и результативность деятельности человека. Более того, совместная деятельность сопровождается возникновением новых психологических феноменов, свойственных только группе лиц как единому целому».

В дальнейшем психологию группы исследовали такие авторы, как М. Шериф, Т. Ньюком, В. Уайт, Ч. Барнард, К. Левин, создавший направление «групповой динамики», а также Р. Бейлз, Р. Мертон, Д. Анзье, Ж. Мартэн, М. Шоу, Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер и др. Из отечественных авторов известны Г. М. Андреева, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, А. И. Донцов, Е. И. Рогов) и многие другие.




А. И. Донцов дает определение социальной группы как «относительно устойчивой совокупности людей, исторически связанных общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности». Среди перечисленных им признаков социальной группы наиболее важным Для нашей темы является «осознание участниками своей принадлежности к группе, самокатегоризация в качестве ее представителей, более сходных Друг с другом, чем с членами иных объединений, возникновение на этой основе чувства „Мы“ (,,Свои“) и „Они“ („Чужие") с тенденцией переоценивать достоинства первых и недостатки вторых, особенно в ситуации межгруппового конфликта, стимулирующего рост внутригрупповой солидарности за счет частичной деперсонификации самовосприятия членов группы...». В данной характеристике в свернутом виде присутствуют почти все закономерности естественно-групповых отношений.



Социологи и социальные психологи, изучая поведение внутри групп и между группами, обнаружили довольно много закономерностей, в которых можно разглядеть сходные черты с групповыми отношениями первобытного человека. А это приводит к выводу, что источники групповых отношений следует искать в поведении тех животных, которых этологи называют социальными. Социальной стороной групповых отношений человека является прежде всего социальное оформление большинства групп. Групповые потребности — чаще социальные, реже — прежде всего, в семье — биологические. Но во многих социальных потребностях (таких как стремление к власти и лидерству, к обладанию собственностью, а также в потребности к альтруизму и заботе о других людях), присутствует не только социальное, но и естественное начало.


В психологических закономерностях внутригрупповых и межгрупповых отношений естественное начало преобладает. Среди множества таких закономерностей, открытых социальными психологами и социологами, господствует общая тенденция — стремление группы объединить людей и физически, и психически, и интеллектуально, подчинить их какой-либо общей задаче и подавить в людях все индивидуальное. Насколько проявляется эта тенденция и насколько способны сопротивляться ей члены группы, зависит от многих обстоятельств — от уровня развития культуры ее членов, от внешних условий, от задачи, от степени замкнутости группы, от индивидуальных характеристик лидера (во многих группах только лидеру разрешается быть индивидуальным). И основным средством осуществления этой тенденции является суггестия.

Таким образом, в отношениях групп можно выделить естественногрупповые и социально-групповые отношения, которые переплетены между собой, и какой-либо из этих двух видов отношений может преобладать в определенных ситуациях. Например, разгул мафии в последние годы — это уродливый возврат к преобладанию естественно-групповых отношений, которые в «законсервированном» виде сохраняются в уголовных группировках, а в периоды ослабления социального контроля над ними начинают выходить за рамки этих группировок, приводя к большей или меньшей криминализации всего общества. Отмечается, что такие явления, как «жаргон, татуировки, язык жестов, или, как его еще называют сами преступники, — „распальцовка", воровской шансон, стали стремительно интегрироваться в культуру, обыденную речь, образ жизни вполне законопослушных граждан».



Биологическая потребность мужчины к лидерству (возможно, именно благодаря ей Гоббс и создал свою теорию «естественной войны») и биологическая потребность женщины к сохранению стабильных отношений накладывает свой отпечаток не только на их психические черты, но и на внутригрупповые взаимоотношения. Уже в детстве игры девочек и мальчиков отличаются друг от друга. Мальчики предпочитают находиться вне помещения, держатся большими группами, в которых проявляется четкая иерархия. Существует очень сложная система правил, по поводу которой происходят постоянные споры. В разных группах могут признаваться различные варианты этих правил. Лидер группы командует и старается гасить инициативу других, так как она представляет опасность для его лидерства.


Положение мальчика в группе тем выше, чем он больше отдает распоряжений и добивается их выполнения. Здесь выявляются природные способности к суггестии, сила воли или такая особенность характера, как умение приспособиться, демонстративно подчиняясь явному лидеру и (или — если это сам лидер) признанным в группе правилам и требуя от других такого подчинения (внешняя публичная конформность). Мальчики склонны к конфликтам. Для психического благополучия девочки очень важно взаимопонимание. Хотя стремление к лидерству тоже существует, оно не так явно выражено, осуждается в кругу подруг, и девочки часто его скрывают. Они дружат небольшими компаниями или парами, более склонны к компромиссам, сотрудничеству.




Групповые отношения сохраняются у юношей долго, они проявляются и в более взрослом возрасте. Именно для мужчин характерна склонность к созданию всевозможных партий, союзов, религиозных сект, революционных организаций, преступных группировок и других групп, в которых действуют похожие правила. Таким образом, естественно-групповые отношения являются лишь формой, которая может наполняться содержанием разного этического характера. Группа может существовать на основе осознанного согласия ее членов с определенными нормами и идеалами, а может — на основе суггестивного давления на членов группы и их конформности. Часто группы, возникающие на основе первого принципа, перерождаются во вторые. Это происходит потому, что во вновь возникшей группе сразу начинают действовать внутригрупповые социально-психические закономерности. Необходим очень высокий интеллектуальный уровень членов группы, а также знание законов групповой психологии, чтобы уметь им сопротивляться.

На индивидов, находящихся в группе, оказывает воздействие само по себе присутствие других. Замечено, что люди, ощущающие связь друг с другом, незаметно для себя синхронизируют свои позы. Если близко сидят дружелюбно настроенные люди, то их симпатия повышается, если эти люди настроены враждебно друг к другу, то повышается их антипатия. Синхронизация поз не только является следствием духовной близости, но и сама ей способствует. В экспериментах доказано, что имитация жестов и мимики других людей позволяет почувствовать то же, что чувствуют они. Синхронизация жестов и мимики происходит непроизвольно, и возникает явление эмоционального заражения. Другое название данного явления — эффект хамелеона. Важно иметь в виду, что синхронизация происходит непроизвольно, на бессознательном уровне и наличие этого явления было обнаружено в экспериментах по изучению бессознательного, проводившихся Джоном Баргом и Петером Гольвицером. «В ходе эксперимента Барг внедрял в группу испытуемых своих „агентов" с заданием определенным образом жестикулировать — например, почесывать лоб или покачивать ногой, закинув ее на другую. И вскоре большинство членов группы начали повторять эти движения! При этом, как показал последующий опрос, никто из них не осознавал, что копирует окружающих. В этом эксперименте предварительно проинструктированные „агенты" запоминали и повторяли движения и жесты других испытуемых. И те впоследствии заявляли, что „агент" — очень милый и симпатичный человек».




Таким образом, люди повторяют действия не только близких, но и незнакомых людей. В науке описано явление социальной фасилитации (облегчения) — усиления доминантных реакций в присутствии других. Люди быстрее выполняют простые моторные действия, например, бегают, когда близко находятся другие и смотрят на них. Когда же, напротив, необходимо сделать что-либо очень сложное или новое, то присутствие других замедляет скорость выполнения задания. Данное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Доказано существование социальной фасилитации и у животных.

Присутствие других людей оказывает воздействие и на физиологию человека: усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливается мышечное напряжение, повышаются кровяное давление и частота сердечных сокращений. Причем, чем больше присутствует людей и чем ближе они находятся друг к другу, тем сильнее их взаимное воздействие. В наполненном зале зрители охотнее хлопают и смеются.

Фасилитация и ингибиция проявляются тогда, когда присутствующий человек не является ни зрителем, ни слушателем, ни советчиком. Это было доказано в экспериментах Шмита. «Он попросил испытуемых напечатать на компьютере свои имена сначала обычным способом, а затем задом наперед. У части испытуемых в комнате присутствовал человек с завязанными глазами и с наушниками, якобы ожидавший своей очереди в другом эксперименте. Оказалось, что, хотя присутствующий не мог наблюдать за работой испытуемых, скорость их обычной печати возрастала, а печать обратным способом — ухудшалась».

Психологи дают различные объяснения фасилитации, тому, почему нас возбуждает присутствие других людей. Р. Бэрон и Г. Сандерн объясняли происходящее с помощью теории отвлечения внимания между работой и зрителями. Здесь есть рациональное зерно, но эта теория не объясняет противоречия между фисилитацией и ингибицией. К. Карвер и М. Шейр утверждают, что присутствие других людей способствует росту самосознания человека, а Бонд создал теорию самопрезентации, утверждающей, что мы всегда хотим выглядеть хорошо, поэтому в присутствии других людей работаем лучше. Н. Кортрелл считает, что присутствие наблюдателей вызывает у нас боязнь оценки, и ряд экспериментов подтверждает наличие у людей такой обеспокоенности. Но в других экспериментах показано, что возбуждение возникает и при отсутствии такой боязни. Если прибавить к этому что и у животных существует возбуждение, оказывающее воздействие на их групповое поведение, то очевиден вывод, что возбуждение является составной частью физиологической основы естественно-групповых отношений.

Думается, что в естественно-групповых отношениях и кроется загадка фасилитации и ингибиции. Исследования Роберта Зайонца показали, что в присутствии особей своего вида собаки бежали быстрее, мухи чаще чистили крылья, цыплята съедали больше зерна и муравьи приносили больше песка для постройки муравейника. По-видимому, и у них, и у человека в присутствии особей своего вида автоматически включается стадный инстинкт. Отдельная особь начинает ощущать себя частью целого, на подсознательном уровне воспринимать свою деятельность как «вклад в общее дело». Поэтому их деятельность усиливается или ускоряется. Сложное же задание требует не автоматизма, а умственных усилий и субъективного подхода, и человек при этом как бы выступает против воображаемого коллектива, членом которого он себя чувствует в присутствии других людей. Поэтому в своей сложной деятельности он как бы преодолевает сопротивление коллектива, и скорость его замедляется. Впрочем, это только предположение.
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 11304
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Пред.

Вернуться в Гипнотические техники

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 43





Top.Mail.Ru