Текст:
Обратная связь.
Сейчас проходит время осенней депрессии. Пришли те, кто депрессии неподвластны. Хорошо. Ну, расскажите несколько минут о своем опыте, кого в транс вводили? Какие внушения использовали? Что получилось из этого?
…Тоже недавно работали с девушкой, которая пришла, чтобы я ей мужа вернул. Я объяснял, что это не моя специальность. После транса вышла и сказала: «А ведь я чуть было не посвятила свою жизнь ну, козлу, грубо говоря».
…Когда не знаешь куда послать, посылаешь в «хорошее место».
…У меня есть одна девушка, которая перед началом сеанса спрашивает: «Михаил Романович, а Вы точно не волшебник?» Я говорю: «Точно». – «Да?»
Хорошо, есть еще желающие?
…Мне недавно один мой знакомый признался, что у него есть проблема с этой книжкой «Гипнотические реальности», Эриксон, Росси и Росси. Он говорит: «Я столько раз начинал ее читать, каждый раз читаю, как будто в первый раз, как будто я ее не читал, как будто новый текст вижу перед глазами». Я его успокоил, я сказал: «У меня то же самое, хотя я ее редактировал».
…Если человек боится другого человека, цепенеет, попросить его сделать мысленно этого человека маленьким-маленьким.
…Одна моя приятельница как-то дочке своей помогла, девять лет, у нее суровая строгая учительница, которая ругается, она ее боится, цепенеет. Она ее научила, она говорит: «Она как начнет ругаться, ты мысленно делай ее маленькой-маленькой, и все будет хорошо». И все стало хорошо. А потом, где-то недели через две, она что-то дома не то сделала, мать ее начинает ругать, она хохочет, заливается. Мама ее спрашивает: «Ты что смеешься?» Она ей показывает… (тренер пальцами руки показывает уменьшение).
…После каждой нашей встречи у всех это будет получаться все лучше и лучше.
…В практике «Цигун», когда люди начинают заниматься, сначала обостряется все, что только можно, а потом куда-то оно проходит.
Тема этого цикла: «Метафора, использование метафор в эриксоновском гипнозе».
Но прежде, чем мы приступим к метафоре, нам еще одну маленькую темку надо разобрать.
Эриксон и Росси совместно проанализировали практическую работу Эриксона и выделили те этапы, структурные моменты, которые в обязательном порядке присутствуют в любом трансе, не зависимо от его содержания. И это назвали – микродинамика транса.
Ну, формальные моменты не хочется говорить, а динамические моменты, которые обязательно есть в любом трансе.
На самом первом цикле, мы говорили о том, что, транс можно рассматривать, как внутренний фокус внимания. И вообще, мы говорили о том, что гипноз сам по себе можно рассматривать как игры с вниманием. Поэтому, любой гипноз (традиционный, классический; эриксоновский; сейчас уже новый придумывают, потом еще десятки новых придумают), неважно какой, любой гипноз всегда начинается с одного и того же – с фиксации внимания. Для того чтобы манипулировать вниманием, его сначала нужно зафиксировать.
Первый этап микродинамики транса – это фиксация внимания.
Фиксировать внимание можно по-разному.
Вы знаете, что классическая традиционная гипнотизация – это когда человека просят на что-то смотреть, не отрываясь, на блестящий предмет, да.
Во времена Эриксона было модно гипнотизировать, предлагая человеку фиксировать взгляд на хрустальном шарике. На своем пальце, да. На ручке. Невропатолог может свой неврологический молоточек развернуть и предложить смотреть на этот блестящий кружок. Гипнотизер может предложить смотреть себе в глаза: «В глаза смотреть, не отрываясь, в глаза смотреть», – а сам при этом хитрый в глаза не смотрит, получится игра в гляделки.
Это фиксация внимания в зрительной модальности.
Или точку найти предлагают, на которую удобно смотреть на стене, на полу. Эриксон часто предлагал своим пациентам смотреть на угол пресс-папье, которое стояло у него на столе. Он говорил: «Внимательно, не отрываясь, смотрите на угол этого пресс-папье, а я буду говорить с Вами», – фиксация внимания.
Фиксировать внимание можно в любой модальности.
Можно фиксировать внимание в слуховой модальности.
Это то, с чего мы начинали. То есть предложить что-нибудь слушать или слышать, слышать звуки, которые нас окружают.
По поводу гипнотизерских хрустальных шариков, Эриксон говорил: «Воображаемый шарик обходится намного дешевле». Можно предложить мысленно представить какой-нибудь предмет.
Это же самое относится к фиксации внимания в слуховой модальности. Можно предложить слышать реальные звуки, можно предложить слышать воображаемый звук: шум моря вспомнить или представить, музыку, любой звук.
Можно фиксировать внимание в кинестетической модальности.
То есть на телесных ощущениях. Наведение с помощью каталепсии руки – начинается с фиксации внимания в кинестетической модальности. Мы или предлагаем человеку обратить внимание на свои руки, или просто берем его за руку, естественно внимание здесь фиксируется.
При работе с болью, обычно используется фиксация внимания в кинестетической модальности. Потому, что боль это телесные ощущения, и человека, у которого что-то болит, весьма проблематично зафиксировать на чем-то другом, он просто не будет на это обращать внимание, он будет обращать внимание на боль. Его и фиксирует на его собственной боли, как на телесном ощущении. Когда к Эриксону приходил пациент с болями, Эриксон его тщательнейшим образом расспрашивал, где болит, как болит, характеристики боли и в процессе этого опроса, человек уже входил в транс, постепенно.
Можно фиксировать внимание в ольфакторной модальности.
Запах. Ну, понятно, что пробирки с запахами никто не таскает. Обычно воображаемые запахи. Вспомнить запах, представить запах, почувствовать запах.
Вкус (густативная модальность) – то же самое. Иногда достаточно человеку вспомнить вкус своего любимого блюда, чтобы погрузиться в транс.
Часто для фиксации внимания используется рассказывание историй. Только не абы каких и не тех, которые лично тебе интересны, а кроме тебя никому, а которые интересны слушателю. Это прием, которым владеют все профессиональные рассказчики. Не зная, что они наводят транс, не зная, что они делают гипноз, они прекрасно знают, что нужно завладеть вниманием слушателя. Те, кто работает с детьми, а дети же очень подвижны, у них внимание перемещается. Те, кто работает с детьми, не стесняются изобразить из себя клоуна, какое-нибудь животное, поползать на четвереньках, показать фокус, неважно как, неважно чем, но привлечь и зафиксировать внимание.
И мы говорим о внимании так, как будто нам всем хорошо известно, что это такое. Но это на самом деле далеко не так. Потому, что до сегодняшнего дня в психологии нет общепринятого представления о том, что такое внимание. Казалось бы это один из психических процессов, очень важный.
Классик психологии Вундт говорил: «Есть перцепция, (т.е. все то, что находится в поле нашего восприятия, мы очень много воспринимаем информации) и есть апперцепция (то небольшое, что в этом поле восприятия мы выделяем, т.е. то, что находится в зоне нашего внимания, может быть даже можно сказать сознательного внимания)».
Есть такой философ, раньше он был известный Советский философ, а сейчас, наверное, известный Российский философ – Феликс Трофимович Михайлов, который однажды выступал в институте психологии, на заседании ученого совета, его упросили выступить, он долго отказывался. В конце концов, его упросили. Он сказал: «Ну ладно, я коротко». Это коротко продолжалось двадцать минут, и за эти двадцать минут была рассказана вся история западноевропейской философии, и в конце он сказал: «Вот психологи, почему-то просят всегда подытоживать свое выступление, я не люблю этого делать, но для вас я это сделаю. Все то, что я говорил, сводится к одному единственному, элементарному принципу, единство транскондинтальной апперцепции». Все присутствовавшие психологи вошли в транс, и некоторые, по-моему, не вышли из него до сих пор.
Открываешь учебник психологии. Обычно учебник психологии начинается с психических функций: восприятие, внимание, память, мышление. Однако не все с этим согласны и, например такой известный советский был психолог Петр Яковлевич Гальперин, который утверждал, что нет такой психической функции – внимания, не существует. А внимание – это функция управления всеми остальными психическими функциями, т.е. функция контроля. Внимание – это контроль. И его ученики под его руководством даже ухитрялись экспериментально формировать внимание как контроль. Сначала внешний, потом внутренний, с опорой на внешний, потом чисто внутренний. Книжки есть, все это описано.
Как не удивительно о внимании много писал Кастанеда. Может быть, помните, он говорил про первое внимание и второе внимание. Был такой эпизод, когда Дон Хуан вышел из-за скалы, перед группой своих учеников и все его видели по-разному. Один увидел его одноногим пиратом с попугаем на плече, второй доном благородным, третий еще кем-то. Они вслух все описывали. И когда удивленный Карлос его спросил «А почему так, а почему они Вас видели все по-разному?» Он ответил: «Ну, они же были в своем втором внимании». А мы, может быть, сказали бы: «В трансе были или в гипнозе».
Лично меня, тому, что такое внимание больше всего научил мой кот. Странное животное, загадочное совершенно, которое неизменно оказывается там, куда направлено внимание. Собираешься работать, разложил бумаги, на секунду отвернулся на бумагах лежит животное. Принес новую вещь, хочешь померить, положил на кровать, сверху лежит это. Я извиняюсь, деньги хочешь посчитать, положил деньги, тут же укладывается сверху. А кошки в Древнем Египте священные животные считались почему, потому, что они энергию чувствуют. Они чувствуют, куда направлен поток энергии и туда идут. Это заставило меня подумать о том, что видимо направление внимания это то направление, куда энергия наша направляется. Я теперь иногда с котом развлекаюсь, я концентрируюсь, направляю внимание в коридор и представляю себе, что там мышка бегает, и если удается хорошо сосредоточиться, кот бежит ее искать.
Как мы говорили, наведение каталепсией руки начинается с фиксации внимания в кинестетической модальности, с фиксации внимания в кинестетической модальности начинается и знаменитое наведение левитацией руки. Есть каталепсия, а есть левитация. Левитаре – летать. Летание руки. Это классический гипнотический феномен, который естественно был известен задолго до Эриксона. Но Эриксон разработал наведение левитацией руки. Всегда считалось, что левитация руки – это гипнотический феномен, который можно получить, когда человек уже вошел в транс, достаточно глубоко, где-то на средней примерно глубине транса. Эриксон разработал наведение левитацией руки. Т.е., сначала получаем гипнотический феномен, и уже за счет того, что получили феномен, получаем транс.
Левитация руки, когда человеку рассказывают о том, что рука у него легкая, и она становится легкая и поднимается, сама по себе, летает (левитаре).
Вот такое движение будет левитацией руки? (М.Р. отводит руку в сторону). Конечно. Да. Левитация в бок. Вот такое движение будет левитацией руки? (М.Р. опускает руку вниз). Да или нет? Левитация вниз. Левитация – это летание. Летание вниз. Важен факт непроизвольного движения. Не ты ею двигаешь, а она сама двигается. Иногда спонтанная левитация в сеансе происходит, особенно, если с человеком делали это пару, тройку раз, в сеансе начинается спонтанная левитация одной руки, двух рук. На тайчи похоже и на танец, они что-то выделывают сами по себе.
Когда Эриксон разрабатывал эту технику, левитацию руки, он работал с женщиной, которая в трансе находилась с открытыми глазами. Он ей внушал левитацию левой руки, но рука не поднималась, рука оставалась лежать на колене. Он обратил внимание, что у нее глаза двигаются. Он ей внушал левитацию левой руки, а у нее двигались глаза. Когда глаза застыли в верхней точке, он ей сказал: «А теперь положите Вашу правую руку поверх левой». И она сделала вот так… (М.Р. поднимает правую руку на уровень глаз). Воображаемая левитация. Тоже может быть, оказывается.
Движения головой левитацией обычно не называют, равно как и некоторые другие движения, тоже левитацией не называют.
Об использовании мы поговорим, это один из самых легких и комфортных способов вводить в транс и клиента и себя, через левитацию руки. Это один из самых легких и комфортных способов углублять транс. Ты считаешь, что ты не достаточно вошел в транс, запускаешь у себя левитацию небольшую.
Некоторые терапевты предпочитают каталепсию, некоторые предпочитают левитацию. Ну, в принципе, это дело вкуса. Те, кто предпочитает левитацию, обосновывает это тем, что в левитации больше свободы у клиента. Потому, что когда я делаю каталепсию, это я решаю, когда сделать каталепсию. Я сейчас взял за руку, я сейчас ее поднимаю. А когда мы внушаем левитацию все-таки он, или вернее его бессознательное выбирает тот конкретный момент, когда будет рука становиться легкой и подниматься. Знать и уметь надо и то, и другое. Иногда – каталепсия, иногда – левитация. Иногда ситуация требует вмешаться быстро, когда нет времени ждать пока она там начнет сама подниматься.
Демонстрация левитации руки.
Хорошо, сейчас, Маша, можно Вас, да? Сейчас я вам покажу, мы с Машей покажем, а потом мы эту технику разберем и потом сделаем упражнение.
Сейчас это просто демонстрация техники, да, но если Маша хочет, она может поставить цель, потому, что любой транс может принести пользу.
А сейчас, Маша, обратите, пожалуйста, внимание на свои руки.
А вернее на те ощущения, которые есть сейчас в кистях рук.
Да, руки чувствуют ткань джинсов, это особая ткань – джинсовка,
у нее своя собственная фактура, и руки это чувствуют.
Скорее всего, они чувствуют тепло и плотность ног под тканью.
А руки разные: одна левая, другая правая.
Они по-разному действуют.
Правша действует правой рукой активнее, а левша наоборот.
Правая рука управляется левым полушарием головного мозга,
левая – правым.
На правой руке, есть кольцо…, на левой его нет.
Поэтому, совершенно естественно,
то, что ощущения в руках немножко различаются…
И сейчас, Маша, пожалуйста, обратите внимание на
эту разницу в ощущениях… между правой и левой руками…
с тем, чтобы мысленно про себя определить ту, которая из двух рук кажется чуть-чуть легче:…левая или правая.
И когда ты определила, какая рука кажется чуть легче,
обрати внимание на то, как с каждым твоим вдохом…
это ощущение… легкости… нарастает… очень-очень хорошо,
глаза закрыты, очень хорошо.
И ту руку, которая кажется чуть-чуть легче,
я попрошу тебя начать произвольно, но, очень-очень медленно
отделять от той плоскости, на которой она лежит,
и медленно-медленно приподнимать…, медленно, очень хорошо, очень-очень хорошо.
Так чтобы, в конце концов, она полностью отделилась от ткани, чтобы между рукой и тканью можно было просунуть листок бумаги, или листок папиросной бумаги.
И теперь ты просто позволяешь этому ощущению легкости нарастать…
И рука продолжает подниматься уже сама по себе…,
становясь все легче и легче.
И чем выше она поднимается,… тем легче она становится.
И чем легче она становится,… тем выше она поднимается.
Все выше и выше,… все легче и легче,… поднимается… выше… легче…
И я не знаю, в какой момент, она может захотеть изменить направление своего движения,
чтобы направиться к лицу.
Все ближе и ближе…
И чем больше она приближается к лицу, тем быстрее она движется.
И чем быстрее она движется, тем больше она приближается к лицу.
Все ближе и ближе.
И в тот момент, когда рука прикоснется к лицу
ты можешь сделать глубокий вдох, закрыть глаза и войти в глубокий… транс…
Очень хорошо,… очень-очень хорошо.
И ты можешь… полностью воспользоваться…
всеми возможностями… этого транса…
этого состояния внутренней свободы…
этого ощущения легкости,… так как это необходимо тебе…
Может быть, даже не зная на уровне сознания, как ты это делаешь.
А твой глубинный внутренний разум,… твое бессознательное… знает…
И когда ты хорошо и полностью воспользуешься…
всем тем, чем тебе необходимо воспользоваться… в этом трансе…
рука сможет спокойно… искренним непроизвольным движением… опуститься…
Есть все необходимое время. Хорошо, очень-очень хорошо, угу, хорошо.
И по мере того как рука опускается…
в удобном для тебя темпе, можно постепенно возвращаться.
И когда она опустится полностью, ты сможешь сделать глубокий вдох,
открыть глаза, да, и вернуться сюда в хорошем как я вижу настроении. Да?
На вопросы ответим?
Ну, если есть к Маше вопросы, по поводу того, как это изнутри ощущается, а технику мы разберем сейчас. Спасибо большое.
Скажем так: неклассическое исполнение классического варианта.
Классический вариант заключается в том, что сначала мы фиксируем внимание. Вот положение: руки на коленях или на подлокотниках кресла. Сначала мы фиксируем внимание на руках, то есть мы просим человека обратить внимание на руки, на кисти рук, на ощущения в кистях рук. Можно их немножко описать. Просто смотрим, как лежат.
Можно делать это псевдонаучное вступление, можно не делать, обоснование того, что сейчас мы просим человека обратить внимание на разницу в ощущениях. И я обосновал, почему она должна быть обязательно, да?
Руки разные, они действуют по-разному, потому, что правая управляется левым полушарием, а левая – правым, потому, что на правой руке есть кольцо, а на левой его нет (ну, смотришь, что там, на руках есть, да) поэтому, совершенно естественно, что ощущения в руках различаются. Это можно делать, можно не делать.
Можно просто попросить обратить внимание на разницу в ощущениях между правой и левой рукой, с тем, чтобы определить, которая из двух рук кажется чуть-чуть легче: левая или правая.
Поскольку некоторые торопятся сообщить: «Левая», – я теперь говорю: «…с тем, чтобы мысленно, про себя, определить, которая из двух рук тебе кажется чуть-чуть легче: левая или правая».
Классический вариант заключается, понятно, что это основано на идеомоторном феномене, это идеомоторный феномен. Классический вариант заключается в том, что мы описываем это ощущение легкости и подъема и, в конце концов, оно приходит и наступает.
И та рука, которая покажется чуть легче, может быть один из пальцев, или несколько пальцев на этой руке, могут захотеть шевельнуться. Попробуйте посидеть неподвижно, хотя бы пять минут, и вы увидите, что обязательно что-нибудь шевельнется.
Один палец, или несколько пальцев, или вся кисть могут захотеть шевельнуться или даже приподняться, это происходит, ты ратифицируешь: да, очень хорошо, средний палец пошевелился, а вот и безымянный, и вот она уже начинает подниматься, и она становится все легче и легче, поднимается сама по себе. Во-первых, это очень долго, во-вторых, это далеко не всегда получается. И человек сидит и ждет, когда она у него начнет подниматься сама по себе, а она не поднимается, почему-то сама по себе, и все, ничего не получилось.
Когда мы в свое время начинали с Ж. Годеном, изучали левитацию руки, нам объяснили, что это такой феномен, который достаточно сложно получить, трудный, вот, ну, он у меня и получался трудно. Пару раз из десяти может быть, получался, поэтому я очень не любил левитацию руки и всячески старался ее не делать. Кому хочется делать то, что не получается.
А если предложить, попросить начать с произвольного движения, можно еще вот на что попросить обратить внимание:
Определи, какая рука окажется легче, обрати внимание на то, как с каждым твоим вдохом… это ощущение легкости нарастает. Это естественно, физиологический вдох, грудная клетка расширяется, плечи и ключицы приподнимаются, рука тоже чуть-чуть приподнимается. Если обратить на это внимание, то это чувствуется. Другой вопрос, что обе приподнимаются, но поскольку внимание уже зафиксировано:
Обрати внимание как та рука, которая кажется легче, становится еще легче с каждым твоим вдохом или как это ощущение легкости с каждым вдохом нарастает. Когда просишь начать с произвольного движения, очень медленно, я честно скажу, может быть вот присутствующие медики помогут разобраться, я не знаю, какой физиологический механизм за этим лежит, но когда произвольное движение выполняется очень медленно, оно очень быстро переходит в непроизвольное, очень быстро. Когда-то давно, я забыл, как эта гимнастика называлась, это было одно время очень модно, много лет назад, а потом почему-то про это забыли. Она заключалась в следующем: нужно было взять какое-то спортивное или физкультурное движение, например лучник, натягивает лук и выпускает стрелу, спускает тетиву, и выполнять это движение тридцать минут. Т.е. это движение нужно было сделать за тридцать минут. Я в десять раз быстрее делаю. Любое спортивное движение: метание молота, удар боксера, движение гребца, движение пловца, к концу движения вы будете находиться в глубочайшем трансе, глубочайшем, причем в подвижном, динамическом. Медленно выполняется произвольное движение, (ну наверняка физиологическое объяснение есть, но я его просто не знаю) и оно переходит в непроизвольное. Поэтому подчеркиваю:
Медленно, ту руку, которая тебе кажется чуть легче, ты начинаешь медленно (не надо говорить только, «отрывать», буквализм) отделять (внимательно за речью следите), ты начинаешь медленно отделять (отрывать от ноги)
Отделять от той плоскости, на которой она лежит (тщательно выбирая слова) и медленно поднимать. Ну, у Маши все очень быстро произошло, очень быстро, я даже не успел сказать все, что собирался. Но часто это происходит медленнее, успеваешь сказать: отделять медленно, так чтобы, в конце концов, она полностью отделилась от ткани, чтобы между рукой и тканью можно было просунуть листок бумаги, или листок папиросной бумаги. И когда уже видишь, да, есть вот этот зазор, она уже приподнялась, и дальше идут внушения:
И теперь, она продолжает подниматься сама по себе, со все возрастающим ощущением легкости. Можно сказать: а ты просто позволяешь этому происходить.
Ну, составные внушения я надеюсь, все слышали:
И чем выше она поднимается, тем легче она становится, и чем легче она становится, тем выше она поднимается – закольцованное составное внушение, одновременно – двойная связка.
Но тоже не у всех и не всегда идет это непроизвольное движение. Можно образ подключить. Особенно у визуалов хорошо работает.
В классическом, традиционном гипнозе, левитация руки выполняется, скажем так: человека просят представить себе, что к запястью за ниточку привязаны воздушные шарики, наполненные легким газом. Они поднимаются и тянут руку вверх. Можно использовать образ, ну видишь, как-то не очень идет, или не поднимается, или как-то там неуверенно подрагивает или может быть даже опускаться сейчас начнет:
Вы можете себе представить, что к запястью за ниточку привязаны воздушные шарики, наполненные легким газом, и они поднимаются и тянут руку вверх, рука поднимается, все выше, выше. Если у человека легко возникают зрительные образы, и он себе это представляет, это очень хорошо работает.
Иногда, если у человека глаза уже закрыты, я себе позволяю легкое хулиганство. Вот не поднимаются руки, да, а глаза уже закрыл. Вы можете себе представить, что к руке за ниточку привязаны воздушные шарики, которые поднимаются, и тянут руку вверх. И рука начинает подниматься, сама по себе, все выше и выше. (М.Р. берет своей правой рукой: большим и указательным пальцами край рукава своей левой руки и приподнимает вверх). Ну, неважно как, главное получить феномен.
Просишь определить, какая рука кажется чуть легче. Говорит: «Не знаю, одинаковые». – «Да, интересно, какая же рука легче, левая или правая? - на пальчиках взвешиваешь, (М.Р. подкладывает указательный и средний пальцы правой руки под ладонь левой руки и «взвешивает») – а, левая легче, да, очень хорошо». Немножко каталепсия, которая переходит в левитацию. Т.е. помочь можно немножко.
Точно даю гарантию, все сто процентов народонаселения способны на левитацию, все абсолютно. Иногда, очень редко не идет, либо человек мгновенно расслабляется, и руки становятся тяжелые, либо у него проблемы гиперконтроля, он отпустить не может. Чтобы феномен происходил, нужно ему позволить происходить, непроизвольно, фактически вне контроля. Как только что-то оказывается вне контроля, человек начинает паниковать и берет контроль обратно.
Можно попробовать предложить левитацию из каталепсии. Сначала вывести руку в каталепсию, крайний случай, уже из каталепсии, предлагать левитацию, ну вот здесь она пошла, да.
Некоторым помогает образ теплой воздушной струи, которая дует снизу в ладонь.
Вы можете себе представить, как снизу в ладонь дует теплый воздух, и рука поднимается, все выше и выше. Эриксон: «Рука поднимается…, вначале медленно…». (Импликация – значит потом быстро).
Вот это то новшество, новомодное, которое внесли в классическое наведение левитацией руки, разработанное Эриксоном, но дальше все по Эриксону шло. Потому, что это сейчас тоже редко кто делает, с прикосновением к лицу. Потому что на самом деле достаточно чтобы она поднялась и все, вот, более чем достаточно, рука пошла и все, а это Эриксон. Вот она уже пошла, она надежно залевитировала.
По моим наблюдениям, у человека есть предпочитаемая левитирующая рука. Обычно та, которая в первый раз залевитировала. Почему, не знаю, не с праворукостью, не с леворукостью никак не связано. У меня – левая, например, я знаю. Которая потом, обычно будет левитировать, когда ты предлагаешь левитацию.
Можно предложить, вот одна пошла, можно предложить левитацию второй руки, в виде импликации:
Я не знаю, захочет ли правая рука последовать вслед за левой и тоже становиться легче, начинать подниматься, и выжидаешь немножко, если да, ратифицируешь:
Да, она поднимается, очень хорошо, если нет, немножко подождали:
Или она предпочитает спокойно отдыхать на коленях, в то время, как левая рука продолжает подниматься со все возрастающим ощущением легкости. Все надо использовать. Составное внушение – «…в то время как…».
Вот она пошла, пошла, пошла, уже хорошо надежно идет. А нам нужно, чтобы она направилась к лицу. Если делаем такой исходной вариант. Это можно сделать с помощью импликации:
И я не знаю, в какой момент рука захочет изменить направление своего движения, чтобы направиться к лицу. Очень часто человек на это отвечает. (М.Р. демонстрирует, как рука меняет направление, и движется к лицу). Ратифицируем:
Да, рука приближается к лицу все ближе и ближе.
Можно составное внушение опять использовать:
И чем больше рука она приближается к лицу, тем быстрее она движется, и чем быстрее она движется, тем больше она приближается к лицу.
Один раз я помню, получил очень забавную форму сопротивления. Здесь клиент сидит, а я здесь, рука левитирует: «И, я не знаю, в какой момент рука захочет изменить направление своего движения, чтобы направиться к лицу». Улыбка от уха до уха, (М.Р. улыбается, демонстрирует на себе левитацию, и отводит руку дальше от лица). «Или в каком-то другом направлении». (М.Р. перестает улыбаться). Называется, получи фашист гранату.
Идет рука к лицу, уже понятно, что она приближается, уже все понятно, что она, в конце концов, прикоснется, когда уже осталось немножко дается внушение, если глаза все еще открыты:
И в тот момент, когда рука прикоснется к лицу, Вы сделаете глубокий вдох, глаза закроются, и войдете в глубокий транс. Ну, у Маши глаза уже были закрыты, поэтому бессмысленно было это говорить, я предложил ей просто сделать глубокий вдох и войти в глубокий транс. Было субъективное ощущение углубления транса? Да? А как это?
Ну, поскольку нет необходимости человека все время держать в каталепсии, можно разрешить руке опуститься.
И рука может спокойно вернуться на место. И к этому можно присоединить еще одно внушение на углубление транса, если у нас начало сеанса, мы только наводим:
И по мере того как рука опускается, транс становится все глубже и глубже.
Когда она опустится, это будет хороший, глубокий транс.
Это наведение левитацией, т.е. гипноза еще нет, мы сначала получаем феномен, за счет феномена – гипноз. Когда человек уже в трансе находится, запустить левитацию ни каких проблем. В любой момент. Особенно если уже был один транс. Достаточно просто сказать:
Я не знаю, в какой руке первой начинает возникать ощущение легкости, может быть в левой, а может быть в правой, может быть в обеих сразу, или наоборот. И та рука, которая первой становится легче, начинает подниматься. И она очень быстро запускается.
Ну, об использовании мы поговорим потом. В любой момент транса можно запустить левитацию, если хочешь как-то ее использовать. Помните, мы, когда импликацию разбирали, да, такой был пример из Эриксона:
Интересно, когда Ваши глаза закроются? Пациент говорит: «Не знаю». - До или после того, как рука притронется к лицу? Это как раз идет наведение левитацией руки. Рука приближается к лицу, и его спрашивают: Интересно, когда закроются Ваши глаза, до или после того, как рука притронется к лицу?
Сейчас проходит время осенней депрессии. Пришли те, кто депрессии неподвластны. Хорошо. Ну, расскажите несколько минут о своем опыте, кого в транс вводили? Какие внушения использовали? Что получилось из этого?
…Тоже недавно работали с девушкой, которая пришла, чтобы я ей мужа вернул. Я объяснял, что это не моя специальность. После транса вышла и сказала: «А ведь я чуть было не посвятила свою жизнь ну, козлу, грубо говоря».
…Когда не знаешь куда послать, посылаешь в «хорошее место».
…У меня есть одна девушка, которая перед началом сеанса спрашивает: «Михаил Романович, а Вы точно не волшебник?» Я говорю: «Точно». – «Да?»
Хорошо, есть еще желающие?
…Мне недавно один мой знакомый признался, что у него есть проблема с этой книжкой «Гипнотические реальности», Эриксон, Росси и Росси. Он говорит: «Я столько раз начинал ее читать, каждый раз читаю, как будто в первый раз, как будто я ее не читал, как будто новый текст вижу перед глазами». Я его успокоил, я сказал: «У меня то же самое, хотя я ее редактировал».
…Если человек боится другого человека, цепенеет, попросить его сделать мысленно этого человека маленьким-маленьким.
…Одна моя приятельница как-то дочке своей помогла, девять лет, у нее суровая строгая учительница, которая ругается, она ее боится, цепенеет. Она ее научила, она говорит: «Она как начнет ругаться, ты мысленно делай ее маленькой-маленькой, и все будет хорошо». И все стало хорошо. А потом, где-то недели через две, она что-то дома не то сделала, мать ее начинает ругать, она хохочет, заливается. Мама ее спрашивает: «Ты что смеешься?» Она ей показывает… (тренер пальцами руки показывает уменьшение).
…После каждой нашей встречи у всех это будет получаться все лучше и лучше.
…В практике «Цигун», когда люди начинают заниматься, сначала обостряется все, что только можно, а потом куда-то оно проходит.
Тема этого цикла: «Метафора, использование метафор в эриксоновском гипнозе».
Но прежде, чем мы приступим к метафоре, нам еще одну маленькую темку надо разобрать.
Эриксон и Росси совместно проанализировали практическую работу Эриксона и выделили те этапы, структурные моменты, которые в обязательном порядке присутствуют в любом трансе, не зависимо от его содержания. И это назвали – микродинамика транса.
Ну, формальные моменты не хочется говорить, а динамические моменты, которые обязательно есть в любом трансе.
На самом первом цикле, мы говорили о том, что, транс можно рассматривать, как внутренний фокус внимания. И вообще, мы говорили о том, что гипноз сам по себе можно рассматривать как игры с вниманием. Поэтому, любой гипноз (традиционный, классический; эриксоновский; сейчас уже новый придумывают, потом еще десятки новых придумают), неважно какой, любой гипноз всегда начинается с одного и того же – с фиксации внимания. Для того чтобы манипулировать вниманием, его сначала нужно зафиксировать.
Первый этап микродинамики транса – это фиксация внимания.
Фиксировать внимание можно по-разному.
Вы знаете, что классическая традиционная гипнотизация – это когда человека просят на что-то смотреть, не отрываясь, на блестящий предмет, да.
Во времена Эриксона было модно гипнотизировать, предлагая человеку фиксировать взгляд на хрустальном шарике. На своем пальце, да. На ручке. Невропатолог может свой неврологический молоточек развернуть и предложить смотреть на этот блестящий кружок. Гипнотизер может предложить смотреть себе в глаза: «В глаза смотреть, не отрываясь, в глаза смотреть», – а сам при этом хитрый в глаза не смотрит, получится игра в гляделки.
Это фиксация внимания в зрительной модальности.
Или точку найти предлагают, на которую удобно смотреть на стене, на полу. Эриксон часто предлагал своим пациентам смотреть на угол пресс-папье, которое стояло у него на столе. Он говорил: «Внимательно, не отрываясь, смотрите на угол этого пресс-папье, а я буду говорить с Вами», – фиксация внимания.
Фиксировать внимание можно в любой модальности.
Можно фиксировать внимание в слуховой модальности.
Это то, с чего мы начинали. То есть предложить что-нибудь слушать или слышать, слышать звуки, которые нас окружают.
По поводу гипнотизерских хрустальных шариков, Эриксон говорил: «Воображаемый шарик обходится намного дешевле». Можно предложить мысленно представить какой-нибудь предмет.
Это же самое относится к фиксации внимания в слуховой модальности. Можно предложить слышать реальные звуки, можно предложить слышать воображаемый звук: шум моря вспомнить или представить, музыку, любой звук.
Можно фиксировать внимание в кинестетической модальности.
То есть на телесных ощущениях. Наведение с помощью каталепсии руки – начинается с фиксации внимания в кинестетической модальности. Мы или предлагаем человеку обратить внимание на свои руки, или просто берем его за руку, естественно внимание здесь фиксируется.
При работе с болью, обычно используется фиксация внимания в кинестетической модальности. Потому, что боль это телесные ощущения, и человека, у которого что-то болит, весьма проблематично зафиксировать на чем-то другом, он просто не будет на это обращать внимание, он будет обращать внимание на боль. Его и фиксирует на его собственной боли, как на телесном ощущении. Когда к Эриксону приходил пациент с болями, Эриксон его тщательнейшим образом расспрашивал, где болит, как болит, характеристики боли и в процессе этого опроса, человек уже входил в транс, постепенно.
Можно фиксировать внимание в ольфакторной модальности.
Запах. Ну, понятно, что пробирки с запахами никто не таскает. Обычно воображаемые запахи. Вспомнить запах, представить запах, почувствовать запах.
Вкус (густативная модальность) – то же самое. Иногда достаточно человеку вспомнить вкус своего любимого блюда, чтобы погрузиться в транс.
Часто для фиксации внимания используется рассказывание историй. Только не абы каких и не тех, которые лично тебе интересны, а кроме тебя никому, а которые интересны слушателю. Это прием, которым владеют все профессиональные рассказчики. Не зная, что они наводят транс, не зная, что они делают гипноз, они прекрасно знают, что нужно завладеть вниманием слушателя. Те, кто работает с детьми, а дети же очень подвижны, у них внимание перемещается. Те, кто работает с детьми, не стесняются изобразить из себя клоуна, какое-нибудь животное, поползать на четвереньках, показать фокус, неважно как, неважно чем, но привлечь и зафиксировать внимание.
И мы говорим о внимании так, как будто нам всем хорошо известно, что это такое. Но это на самом деле далеко не так. Потому, что до сегодняшнего дня в психологии нет общепринятого представления о том, что такое внимание. Казалось бы это один из психических процессов, очень важный.
Классик психологии Вундт говорил: «Есть перцепция, (т.е. все то, что находится в поле нашего восприятия, мы очень много воспринимаем информации) и есть апперцепция (то небольшое, что в этом поле восприятия мы выделяем, т.е. то, что находится в зоне нашего внимания, может быть даже можно сказать сознательного внимания)».
Есть такой философ, раньше он был известный Советский философ, а сейчас, наверное, известный Российский философ – Феликс Трофимович Михайлов, который однажды выступал в институте психологии, на заседании ученого совета, его упросили выступить, он долго отказывался. В конце концов, его упросили. Он сказал: «Ну ладно, я коротко». Это коротко продолжалось двадцать минут, и за эти двадцать минут была рассказана вся история западноевропейской философии, и в конце он сказал: «Вот психологи, почему-то просят всегда подытоживать свое выступление, я не люблю этого делать, но для вас я это сделаю. Все то, что я говорил, сводится к одному единственному, элементарному принципу, единство транскондинтальной апперцепции». Все присутствовавшие психологи вошли в транс, и некоторые, по-моему, не вышли из него до сих пор.
Открываешь учебник психологии. Обычно учебник психологии начинается с психических функций: восприятие, внимание, память, мышление. Однако не все с этим согласны и, например такой известный советский был психолог Петр Яковлевич Гальперин, который утверждал, что нет такой психической функции – внимания, не существует. А внимание – это функция управления всеми остальными психическими функциями, т.е. функция контроля. Внимание – это контроль. И его ученики под его руководством даже ухитрялись экспериментально формировать внимание как контроль. Сначала внешний, потом внутренний, с опорой на внешний, потом чисто внутренний. Книжки есть, все это описано.
Как не удивительно о внимании много писал Кастанеда. Может быть, помните, он говорил про первое внимание и второе внимание. Был такой эпизод, когда Дон Хуан вышел из-за скалы, перед группой своих учеников и все его видели по-разному. Один увидел его одноногим пиратом с попугаем на плече, второй доном благородным, третий еще кем-то. Они вслух все описывали. И когда удивленный Карлос его спросил «А почему так, а почему они Вас видели все по-разному?» Он ответил: «Ну, они же были в своем втором внимании». А мы, может быть, сказали бы: «В трансе были или в гипнозе».
Лично меня, тому, что такое внимание больше всего научил мой кот. Странное животное, загадочное совершенно, которое неизменно оказывается там, куда направлено внимание. Собираешься работать, разложил бумаги, на секунду отвернулся на бумагах лежит животное. Принес новую вещь, хочешь померить, положил на кровать, сверху лежит это. Я извиняюсь, деньги хочешь посчитать, положил деньги, тут же укладывается сверху. А кошки в Древнем Египте священные животные считались почему, потому, что они энергию чувствуют. Они чувствуют, куда направлен поток энергии и туда идут. Это заставило меня подумать о том, что видимо направление внимания это то направление, куда энергия наша направляется. Я теперь иногда с котом развлекаюсь, я концентрируюсь, направляю внимание в коридор и представляю себе, что там мышка бегает, и если удается хорошо сосредоточиться, кот бежит ее искать.
Как мы говорили, наведение каталепсией руки начинается с фиксации внимания в кинестетической модальности, с фиксации внимания в кинестетической модальности начинается и знаменитое наведение левитацией руки. Есть каталепсия, а есть левитация. Левитаре – летать. Летание руки. Это классический гипнотический феномен, который естественно был известен задолго до Эриксона. Но Эриксон разработал наведение левитацией руки. Всегда считалось, что левитация руки – это гипнотический феномен, который можно получить, когда человек уже вошел в транс, достаточно глубоко, где-то на средней примерно глубине транса. Эриксон разработал наведение левитацией руки. Т.е., сначала получаем гипнотический феномен, и уже за счет того, что получили феномен, получаем транс.
Левитация руки, когда человеку рассказывают о том, что рука у него легкая, и она становится легкая и поднимается, сама по себе, летает (левитаре).
Вот такое движение будет левитацией руки? (М.Р. отводит руку в сторону). Конечно. Да. Левитация в бок. Вот такое движение будет левитацией руки? (М.Р. опускает руку вниз). Да или нет? Левитация вниз. Левитация – это летание. Летание вниз. Важен факт непроизвольного движения. Не ты ею двигаешь, а она сама двигается. Иногда спонтанная левитация в сеансе происходит, особенно, если с человеком делали это пару, тройку раз, в сеансе начинается спонтанная левитация одной руки, двух рук. На тайчи похоже и на танец, они что-то выделывают сами по себе.
Когда Эриксон разрабатывал эту технику, левитацию руки, он работал с женщиной, которая в трансе находилась с открытыми глазами. Он ей внушал левитацию левой руки, но рука не поднималась, рука оставалась лежать на колене. Он обратил внимание, что у нее глаза двигаются. Он ей внушал левитацию левой руки, а у нее двигались глаза. Когда глаза застыли в верхней точке, он ей сказал: «А теперь положите Вашу правую руку поверх левой». И она сделала вот так… (М.Р. поднимает правую руку на уровень глаз). Воображаемая левитация. Тоже может быть, оказывается.
Движения головой левитацией обычно не называют, равно как и некоторые другие движения, тоже левитацией не называют.
Об использовании мы поговорим, это один из самых легких и комфортных способов вводить в транс и клиента и себя, через левитацию руки. Это один из самых легких и комфортных способов углублять транс. Ты считаешь, что ты не достаточно вошел в транс, запускаешь у себя левитацию небольшую.
Некоторые терапевты предпочитают каталепсию, некоторые предпочитают левитацию. Ну, в принципе, это дело вкуса. Те, кто предпочитает левитацию, обосновывает это тем, что в левитации больше свободы у клиента. Потому, что когда я делаю каталепсию, это я решаю, когда сделать каталепсию. Я сейчас взял за руку, я сейчас ее поднимаю. А когда мы внушаем левитацию все-таки он, или вернее его бессознательное выбирает тот конкретный момент, когда будет рука становиться легкой и подниматься. Знать и уметь надо и то, и другое. Иногда – каталепсия, иногда – левитация. Иногда ситуация требует вмешаться быстро, когда нет времени ждать пока она там начнет сама подниматься.
Демонстрация левитации руки.
Хорошо, сейчас, Маша, можно Вас, да? Сейчас я вам покажу, мы с Машей покажем, а потом мы эту технику разберем и потом сделаем упражнение.
Сейчас это просто демонстрация техники, да, но если Маша хочет, она может поставить цель, потому, что любой транс может принести пользу.
А сейчас, Маша, обратите, пожалуйста, внимание на свои руки.
А вернее на те ощущения, которые есть сейчас в кистях рук.
Да, руки чувствуют ткань джинсов, это особая ткань – джинсовка,
у нее своя собственная фактура, и руки это чувствуют.
Скорее всего, они чувствуют тепло и плотность ног под тканью.
А руки разные: одна левая, другая правая.
Они по-разному действуют.
Правша действует правой рукой активнее, а левша наоборот.
Правая рука управляется левым полушарием головного мозга,
левая – правым.
На правой руке, есть кольцо…, на левой его нет.
Поэтому, совершенно естественно,
то, что ощущения в руках немножко различаются…
И сейчас, Маша, пожалуйста, обратите внимание на
эту разницу в ощущениях… между правой и левой руками…
с тем, чтобы мысленно про себя определить ту, которая из двух рук кажется чуть-чуть легче:…левая или правая.
И когда ты определила, какая рука кажется чуть легче,
обрати внимание на то, как с каждым твоим вдохом…
это ощущение… легкости… нарастает… очень-очень хорошо,
глаза закрыты, очень хорошо.
И ту руку, которая кажется чуть-чуть легче,
я попрошу тебя начать произвольно, но, очень-очень медленно
отделять от той плоскости, на которой она лежит,
и медленно-медленно приподнимать…, медленно, очень хорошо, очень-очень хорошо.
Так чтобы, в конце концов, она полностью отделилась от ткани, чтобы между рукой и тканью можно было просунуть листок бумаги, или листок папиросной бумаги.
И теперь ты просто позволяешь этому ощущению легкости нарастать…
И рука продолжает подниматься уже сама по себе…,
становясь все легче и легче.
И чем выше она поднимается,… тем легче она становится.
И чем легче она становится,… тем выше она поднимается.
Все выше и выше,… все легче и легче,… поднимается… выше… легче…
И я не знаю, в какой момент, она может захотеть изменить направление своего движения,
чтобы направиться к лицу.
Все ближе и ближе…
И чем больше она приближается к лицу, тем быстрее она движется.
И чем быстрее она движется, тем больше она приближается к лицу.
Все ближе и ближе.
И в тот момент, когда рука прикоснется к лицу
ты можешь сделать глубокий вдох, закрыть глаза и войти в глубокий… транс…
Очень хорошо,… очень-очень хорошо.
И ты можешь… полностью воспользоваться…
всеми возможностями… этого транса…
этого состояния внутренней свободы…
этого ощущения легкости,… так как это необходимо тебе…
Может быть, даже не зная на уровне сознания, как ты это делаешь.
А твой глубинный внутренний разум,… твое бессознательное… знает…
И когда ты хорошо и полностью воспользуешься…
всем тем, чем тебе необходимо воспользоваться… в этом трансе…
рука сможет спокойно… искренним непроизвольным движением… опуститься…
Есть все необходимое время. Хорошо, очень-очень хорошо, угу, хорошо.
И по мере того как рука опускается…
в удобном для тебя темпе, можно постепенно возвращаться.
И когда она опустится полностью, ты сможешь сделать глубокий вдох,
открыть глаза, да, и вернуться сюда в хорошем как я вижу настроении. Да?
На вопросы ответим?
Ну, если есть к Маше вопросы, по поводу того, как это изнутри ощущается, а технику мы разберем сейчас. Спасибо большое.
Скажем так: неклассическое исполнение классического варианта.
Классический вариант заключается в том, что сначала мы фиксируем внимание. Вот положение: руки на коленях или на подлокотниках кресла. Сначала мы фиксируем внимание на руках, то есть мы просим человека обратить внимание на руки, на кисти рук, на ощущения в кистях рук. Можно их немножко описать. Просто смотрим, как лежат.
Можно делать это псевдонаучное вступление, можно не делать, обоснование того, что сейчас мы просим человека обратить внимание на разницу в ощущениях. И я обосновал, почему она должна быть обязательно, да?
Руки разные, они действуют по-разному, потому, что правая управляется левым полушарием, а левая – правым, потому, что на правой руке есть кольцо, а на левой его нет (ну, смотришь, что там, на руках есть, да) поэтому, совершенно естественно, что ощущения в руках различаются. Это можно делать, можно не делать.
Можно просто попросить обратить внимание на разницу в ощущениях между правой и левой рукой, с тем, чтобы определить, которая из двух рук кажется чуть-чуть легче: левая или правая.
Поскольку некоторые торопятся сообщить: «Левая», – я теперь говорю: «…с тем, чтобы мысленно, про себя, определить, которая из двух рук тебе кажется чуть-чуть легче: левая или правая».
Классический вариант заключается, понятно, что это основано на идеомоторном феномене, это идеомоторный феномен. Классический вариант заключается в том, что мы описываем это ощущение легкости и подъема и, в конце концов, оно приходит и наступает.
И та рука, которая покажется чуть легче, может быть один из пальцев, или несколько пальцев на этой руке, могут захотеть шевельнуться. Попробуйте посидеть неподвижно, хотя бы пять минут, и вы увидите, что обязательно что-нибудь шевельнется.
Один палец, или несколько пальцев, или вся кисть могут захотеть шевельнуться или даже приподняться, это происходит, ты ратифицируешь: да, очень хорошо, средний палец пошевелился, а вот и безымянный, и вот она уже начинает подниматься, и она становится все легче и легче, поднимается сама по себе. Во-первых, это очень долго, во-вторых, это далеко не всегда получается. И человек сидит и ждет, когда она у него начнет подниматься сама по себе, а она не поднимается, почему-то сама по себе, и все, ничего не получилось.
Когда мы в свое время начинали с Ж. Годеном, изучали левитацию руки, нам объяснили, что это такой феномен, который достаточно сложно получить, трудный, вот, ну, он у меня и получался трудно. Пару раз из десяти может быть, получался, поэтому я очень не любил левитацию руки и всячески старался ее не делать. Кому хочется делать то, что не получается.
А если предложить, попросить начать с произвольного движения, можно еще вот на что попросить обратить внимание:
Определи, какая рука окажется легче, обрати внимание на то, как с каждым твоим вдохом… это ощущение легкости нарастает. Это естественно, физиологический вдох, грудная клетка расширяется, плечи и ключицы приподнимаются, рука тоже чуть-чуть приподнимается. Если обратить на это внимание, то это чувствуется. Другой вопрос, что обе приподнимаются, но поскольку внимание уже зафиксировано:
Обрати внимание как та рука, которая кажется легче, становится еще легче с каждым твоим вдохом или как это ощущение легкости с каждым вдохом нарастает. Когда просишь начать с произвольного движения, очень медленно, я честно скажу, может быть вот присутствующие медики помогут разобраться, я не знаю, какой физиологический механизм за этим лежит, но когда произвольное движение выполняется очень медленно, оно очень быстро переходит в непроизвольное, очень быстро. Когда-то давно, я забыл, как эта гимнастика называлась, это было одно время очень модно, много лет назад, а потом почему-то про это забыли. Она заключалась в следующем: нужно было взять какое-то спортивное или физкультурное движение, например лучник, натягивает лук и выпускает стрелу, спускает тетиву, и выполнять это движение тридцать минут. Т.е. это движение нужно было сделать за тридцать минут. Я в десять раз быстрее делаю. Любое спортивное движение: метание молота, удар боксера, движение гребца, движение пловца, к концу движения вы будете находиться в глубочайшем трансе, глубочайшем, причем в подвижном, динамическом. Медленно выполняется произвольное движение, (ну наверняка физиологическое объяснение есть, но я его просто не знаю) и оно переходит в непроизвольное. Поэтому подчеркиваю:
Медленно, ту руку, которая тебе кажется чуть легче, ты начинаешь медленно (не надо говорить только, «отрывать», буквализм) отделять (внимательно за речью следите), ты начинаешь медленно отделять (отрывать от ноги)
Отделять от той плоскости, на которой она лежит (тщательно выбирая слова) и медленно поднимать. Ну, у Маши все очень быстро произошло, очень быстро, я даже не успел сказать все, что собирался. Но часто это происходит медленнее, успеваешь сказать: отделять медленно, так чтобы, в конце концов, она полностью отделилась от ткани, чтобы между рукой и тканью можно было просунуть листок бумаги, или листок папиросной бумаги. И когда уже видишь, да, есть вот этот зазор, она уже приподнялась, и дальше идут внушения:
И теперь, она продолжает подниматься сама по себе, со все возрастающим ощущением легкости. Можно сказать: а ты просто позволяешь этому происходить.
Ну, составные внушения я надеюсь, все слышали:
И чем выше она поднимается, тем легче она становится, и чем легче она становится, тем выше она поднимается – закольцованное составное внушение, одновременно – двойная связка.
Но тоже не у всех и не всегда идет это непроизвольное движение. Можно образ подключить. Особенно у визуалов хорошо работает.
В классическом, традиционном гипнозе, левитация руки выполняется, скажем так: человека просят представить себе, что к запястью за ниточку привязаны воздушные шарики, наполненные легким газом. Они поднимаются и тянут руку вверх. Можно использовать образ, ну видишь, как-то не очень идет, или не поднимается, или как-то там неуверенно подрагивает или может быть даже опускаться сейчас начнет:
Вы можете себе представить, что к запястью за ниточку привязаны воздушные шарики, наполненные легким газом, и они поднимаются и тянут руку вверх, рука поднимается, все выше, выше. Если у человека легко возникают зрительные образы, и он себе это представляет, это очень хорошо работает.
Иногда, если у человека глаза уже закрыты, я себе позволяю легкое хулиганство. Вот не поднимаются руки, да, а глаза уже закрыл. Вы можете себе представить, что к руке за ниточку привязаны воздушные шарики, которые поднимаются, и тянут руку вверх. И рука начинает подниматься, сама по себе, все выше и выше. (М.Р. берет своей правой рукой: большим и указательным пальцами край рукава своей левой руки и приподнимает вверх). Ну, неважно как, главное получить феномен.
Просишь определить, какая рука кажется чуть легче. Говорит: «Не знаю, одинаковые». – «Да, интересно, какая же рука легче, левая или правая? - на пальчиках взвешиваешь, (М.Р. подкладывает указательный и средний пальцы правой руки под ладонь левой руки и «взвешивает») – а, левая легче, да, очень хорошо». Немножко каталепсия, которая переходит в левитацию. Т.е. помочь можно немножко.
Точно даю гарантию, все сто процентов народонаселения способны на левитацию, все абсолютно. Иногда, очень редко не идет, либо человек мгновенно расслабляется, и руки становятся тяжелые, либо у него проблемы гиперконтроля, он отпустить не может. Чтобы феномен происходил, нужно ему позволить происходить, непроизвольно, фактически вне контроля. Как только что-то оказывается вне контроля, человек начинает паниковать и берет контроль обратно.
Можно попробовать предложить левитацию из каталепсии. Сначала вывести руку в каталепсию, крайний случай, уже из каталепсии, предлагать левитацию, ну вот здесь она пошла, да.
Некоторым помогает образ теплой воздушной струи, которая дует снизу в ладонь.
Вы можете себе представить, как снизу в ладонь дует теплый воздух, и рука поднимается, все выше и выше. Эриксон: «Рука поднимается…, вначале медленно…». (Импликация – значит потом быстро).
Вот это то новшество, новомодное, которое внесли в классическое наведение левитацией руки, разработанное Эриксоном, но дальше все по Эриксону шло. Потому, что это сейчас тоже редко кто делает, с прикосновением к лицу. Потому что на самом деле достаточно чтобы она поднялась и все, вот, более чем достаточно, рука пошла и все, а это Эриксон. Вот она уже пошла, она надежно залевитировала.
По моим наблюдениям, у человека есть предпочитаемая левитирующая рука. Обычно та, которая в первый раз залевитировала. Почему, не знаю, не с праворукостью, не с леворукостью никак не связано. У меня – левая, например, я знаю. Которая потом, обычно будет левитировать, когда ты предлагаешь левитацию.
Можно предложить, вот одна пошла, можно предложить левитацию второй руки, в виде импликации:
Я не знаю, захочет ли правая рука последовать вслед за левой и тоже становиться легче, начинать подниматься, и выжидаешь немножко, если да, ратифицируешь:
Да, она поднимается, очень хорошо, если нет, немножко подождали:
Или она предпочитает спокойно отдыхать на коленях, в то время, как левая рука продолжает подниматься со все возрастающим ощущением легкости. Все надо использовать. Составное внушение – «…в то время как…».
Вот она пошла, пошла, пошла, уже хорошо надежно идет. А нам нужно, чтобы она направилась к лицу. Если делаем такой исходной вариант. Это можно сделать с помощью импликации:
И я не знаю, в какой момент рука захочет изменить направление своего движения, чтобы направиться к лицу. Очень часто человек на это отвечает. (М.Р. демонстрирует, как рука меняет направление, и движется к лицу). Ратифицируем:
Да, рука приближается к лицу все ближе и ближе.
Можно составное внушение опять использовать:
И чем больше рука она приближается к лицу, тем быстрее она движется, и чем быстрее она движется, тем больше она приближается к лицу.
Один раз я помню, получил очень забавную форму сопротивления. Здесь клиент сидит, а я здесь, рука левитирует: «И, я не знаю, в какой момент рука захочет изменить направление своего движения, чтобы направиться к лицу». Улыбка от уха до уха, (М.Р. улыбается, демонстрирует на себе левитацию, и отводит руку дальше от лица). «Или в каком-то другом направлении». (М.Р. перестает улыбаться). Называется, получи фашист гранату.
Идет рука к лицу, уже понятно, что она приближается, уже все понятно, что она, в конце концов, прикоснется, когда уже осталось немножко дается внушение, если глаза все еще открыты:
И в тот момент, когда рука прикоснется к лицу, Вы сделаете глубокий вдох, глаза закроются, и войдете в глубокий транс. Ну, у Маши глаза уже были закрыты, поэтому бессмысленно было это говорить, я предложил ей просто сделать глубокий вдох и войти в глубокий транс. Было субъективное ощущение углубления транса? Да? А как это?
Ну, поскольку нет необходимости человека все время держать в каталепсии, можно разрешить руке опуститься.
И рука может спокойно вернуться на место. И к этому можно присоединить еще одно внушение на углубление транса, если у нас начало сеанса, мы только наводим:
И по мере того как рука опускается, транс становится все глубже и глубже.
Когда она опустится, это будет хороший, глубокий транс.
Это наведение левитацией, т.е. гипноза еще нет, мы сначала получаем феномен, за счет феномена – гипноз. Когда человек уже в трансе находится, запустить левитацию ни каких проблем. В любой момент. Особенно если уже был один транс. Достаточно просто сказать:
Я не знаю, в какой руке первой начинает возникать ощущение легкости, может быть в левой, а может быть в правой, может быть в обеих сразу, или наоборот. И та рука, которая первой становится легче, начинает подниматься. И она очень быстро запускается.
Ну, об использовании мы поговорим потом. В любой момент транса можно запустить левитацию, если хочешь как-то ее использовать. Помните, мы, когда импликацию разбирали, да, такой был пример из Эриксона:
Интересно, когда Ваши глаза закроются? Пациент говорит: «Не знаю». - До или после того, как рука притронется к лицу? Это как раз идет наведение левитацией руки. Рука приближается к лицу, и его спрашивают: Интересно, когда закроются Ваши глаза, до или после того, как рука притронется к лицу?