Глава 2 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Чтобы сразу ввести читателя в самую суть гипнотических явлений, лучше всего будет начать с описания нескольких опытов. На подобных примерах гипнотические явления выясняются скорее, чем из всяких определений.
О п ы т I. Вот молодой человек, 20 лет. Я усаживаю его в кресло и даю ему в руку пуговку, которую он должен фиксировать главами (пристально смотреть на нее). Через три минуты у него смыкаются веки, и он напрасно силится открывать глава; веки остаются опущенными, а рука, которая держала пуговку, свесилась на колено. На мой вопрос, как он себя чувствует, молодой человек отвечает, что чувствует утомление. Я уверяю его, что ему никак не открыть глаза,—и все его усилия открыть их остаются напрасными. Затем я ему говорю: ваши руки крепко пристали к коленям и вам не поднять их». Он, однако, свободно поднимает свои руки. Я продолжаю беседовать с ним и убеждаюсь, что он в полном сознании, что никаких существенных перемен в нем не заметно. Я беру его руку в свою и поднимаю ее, но как только я выпустил эту руку, молодой человек произвольно опускает ее в прежнее положение. Напоследок я дую ему в глава, они тотчас-же открываются, и молодой человек совершенно приходит в себя. Он помнит все, что я ему говорил.
Следовательно, единственное изменение, которое с ним произошло, состояло в том,что он не мог открыть глаза и испытывал некоторое чувство утомления.
Опыт II. Перед нами 53-летняя женщина. Усадив ее в кресло, я становлюсь перед нею, поднимаю свои руки и вожу их ладонями параллельно к поверхности её тела сверху вниз, от макушки до ног. Руки я держу таким образом, чтобы не дотрагиваться ими до тела женщины, оставляя между нею и моей рукой промежуток в 2—4 см. Как только руки доходят до нижней половины тела, я снова подымаю их под широкой дугой над головою женщины. Эти движения сверху вниз вблизи тела, так называемые пассы, повторяются в течении 10 минут. По прошествии этого времени, я замечаю, что женщина сидит с закрытыми глазами, глубоко и ровно дыша. На мое приказание поднять руки, она поднимает их лишь очень мало и вслед за этим они сами грузно опускаются. На вопрос, как она себя чувствует, получаю ответ, что она очень утомлена. Я запрещаю ей открывать глава—она старается открыть их, но не может. Я поднимаю её правую руку—рука остается в воздухе, даже после того, как я выпустил ее из своей. Я приказываю ой опустить руку,— она ее опускает. Я снова подымаю руку, и она снова остается в воздухе. Теперь я требую от неё, чтобы опа постаралась опустить руку, заявляя при этом, что это ей не удастся—и вот все её усилия остаются напрасными, рука по прежнему держится на воздухе. То же повторяется и с другой рукой: но после моего запрещения она не в силах опустить эту руку. Стоит мне только заявить ей, что она нема, и она не может выговорить своего имени: она только шевелит губами, не издавая ни единого звука. Я заявляю ей, что она может теперь говорить—и она действительно заговорила. Я говорю ей: «вот вы слышите музыку!» Она качаете головой в знак того, что никакой музыки не слышит. В заключение, я пробуждаю ее движениями руки снизу вверх; эти движения тоже производятся параллельно телу, но с ладонями, обращенными наружу. Женщина открывает глаза и свободно владеет всеми своими движениями.
Итак, в этом случае не только глава были закрыты во время гипноза, но и многие движения стали невозможны, коль скоро я запрещал их.
Опыт III. Перед нами юноша 16 лет, которого я уже неоднократно гипнотизировал. Я предлагаю ему пристально глядеть мне в глаза. Через некоторое время я беру его за руку и увожу за собою. Затем я убираю свою руку, но наши глаза по прежнему устремлены неподвижно друг на друга. Теперь я поднимаю свою правую руку-молодой человек делает тоже самое. Я поднимаю свою левую руку—он тоже поднимает левую руку. Показываю ему жестом, чтобы он стал на колени,—он это исполняет. Он пытается встать, но не может, коль скоро я смотрю ему в глаза и движением руки как бы приковываю его к полу. Наконец, я отвожу от него свой взор и все чары разом исчезают.
Мы видим здесь перед собой молодого человека, движения которого носят на ceбе характер подражательных движений, но глаза открыты и неподвижно смотрят прямо в мои.
Опыт IV. У меня сидит господин X., 41 год. Он расположился в кресле. Я предлагаю ему, чтобы он постарался заснуть. «Думайте только о том, что вам надо заснуть. Через несколько мгновений я продолжаю: «ваши веки начинают уже смыкаться, глаза стали томными, веки дрожат и моргание их все более и более усиливается. Вы чувствуете, что вами овладеваете усталость, что ваши руки немеют, ноги ослабели, и по всему телу разливается ощущение тяжести и потребности во сне. Вот глаза ваши совсем слиплись, голова отяжелела, мысли у вас путаются, вы не можете более устоять, теперь веки закрылись, спите!» Когда глаза сомкнулись, я спрашиваю господина, не может-ли он их открыть? Он пробует открывать их, но это ему не под силу. Я высоко поднимаю его левую руку,—она остается в воздухе и не может опуститься, не смотря на все его усилия. Я спрашиваю, «спит-ли он»»-«Да!» —«Крепко-ли?»— «Да!»—<Слышите-ли вы пение канарейки?» —«Да!» — «Слышите ли вы концерт?» — «Еще-бы!» Я беру затем черный платок и, вкладываю его X. в руку,—«Вы ведь ясно чувствуете эту собаку!»—«Совершенно ясно!» «Можете теперь открыть глаза и будете ясно видеть собаку; но вы все таки будете спать и не проснетесь до тех пор, пока я вам не скажу, чтобы вы проснулись». X. открывает глаза, видите воображаемую собаку и гладит ее. Я беру у него платок из рук и кладу на пол. X. встает и поднимает его. Оставаясь все время у меня в комнате, он воображает себя в зоологическом саду, если я это ему скажу. Он видит деревья, воду, играющих детей и т. д.
Вот, стало быть, случай, в котором человек впал в гипнотический сон от того, что я возбудил в его у мe образ сна. Этот способ гипнотизации выработан в Нанси и известен под именем Нансийского способа. Сам господин X. совершенно лишен воли. Я не только могу простым запрещением отнять у него возможность движений, но держу в своей власти и его чувственное восприятие. С моих слов он верит, что слышит пение канарейки, слышит музыку; он принимает платок за собаку и мою комнату за зоологический сад.
Еще замечательнее следующее явление: X. слышит все, что я ему говорю, и я могу распоряжаться им, как мне угодно. Зато присутствующие тут же господа А. и В., по видимому, совсем для него не существуют. А. поднимает его руку, рука безжизненно опускается; на приказание А., чтобы рука оставалась в воздухе, X. ничем не откликается. Он слушается только моих приказаний, находится в общении (раппорте) только со мною. Чтобы разбудить его, я говорю ему: "проснитесь!" Он тотчас же просыпается; он помнит только, как заснул, но не то, что было во время сна.
На этом я пока прерву описание опытов. В дальнейшем изложении мне придется приводить еще и другие опыты и, при случае, касаться уже описанных. Замечу только вкратце, что во всех этих опытах, при всем их различии, произвольные движения оказались ограниченными, что в одном из них мне удалось вызвать обман чувств, наконец, что во всех опытах я был в состоянии беседовать и объясняться с загипнотизированными. Приведенными примерами я имел только в виду, до известной степени уяснить читателю, что нужно разуметь под понятием гипноза, как он вызывается и как его можно прекратить. Описанные опыты типичны и могут быть повторены каждым, кто умело возьмется за них.