Ну, а теперь несколько слов о том эстрадном искусстве телепатического типноза, которое практиковали знаменитые гипнотизеры. Это искусство не является трюком, так как гипнотизер в этом случае не сговаривается со своим помощником, а демонстрирует свои реальные возможности, за которыми стоят годы и десятилетия специальных тренировок и огромного труда.
Настоящий, естественный метод отгадывания чужих мыслей выполняется с помощью прикосновения рукой к руке. Это практикуется не только в том случае, когда нужно отыскать какой-нибудь предмет, но также и тогда, когда приходится отгадывать отдельные слова, фразы, предложения, мотивы, числа, картины и пр. Уже из этого могло заключить, что именно помогает гипнотизеру в исполнении своего номера. Он должен обладать способностью наблюдать за каждым идеомоторным движением мускулов руки медиума, какими бы незначительными эти движения ни были, ибо, благодаря им, ему представляется возможность отыскать верное решение.
В оживленном разговоре большинство людей жестикулируют, не замечая движений своих рук. Если мы обращаемся к кому-нибудь с вопросом: «Где находится ключ?» — и данное лицо отвечает нам: «В том углу», то оно, наверное, совершенно инстинктивно укажет рукой или пальцем на угол, в котором лежит искомый предмет. При чтении чужих мыслей подобных движений не делают, но тем не менее мускулы руки совершенно невольно, хотя бы даже едва заметно, напрягаются, и уже по одному этому можно заключить, что именно означает данное движение. Простой глаз навряд ли в состоянии увидеть и понять столь незначительное движение мускулов, между тем как оно совершенно понятно и ясно опытной руке гипнотизера.
Можно сказать, что эстрадное отгадывание мыслей представляет собой не что иное, как понимание движений мускулов. Гипнотизер читает мысли не по нашему душевному состоянию, т. е. не по ходу наших мыслей, а по каждому отдельному движению, вызываемому нашими мыслями, за которыми он следит самым внимательным образом. Видений этих сам медиум не ощущает и не замечает, и они объясняются как бы внушением, влияющим таким образом, что мы должны сами направить свои мысли к тому предмету, который ищем. Чем более медиум концентрирует свои мысли на данном предмете, тем увереннее отгадчик мыслей, т. е. гипнотизер, может понять его невольные движения.
Для восприятия и понимания таких движений гипнотизер должен следить за ними с напряженным вниманием. Его мысли должны быть всецело сконцентрированы на движениях медиума, мысли которого, в свою очередь, сосредоточены на данном предмете. Поэтому во избежание отвлечений, которые на сеансах неизбежны, отгадчик покрывает глаза повязкой, благодаря чему может всецело сосредоточиться на демонстрации феномена.
Гипнотизер ходит с завязанными глазами, держа за руку медиума, спускается в зал и, приближаясь к месту, на котором медиум сосредоточил все свое внимание, вдруг чувствует толчок или движение, передающееся его руке рукой медиума. Причем нужно заметить, что как толчок, так и движение происходят совершенно бессознательно и невольно, субъект не чувствует и не замечает их. Как толчок, так и движение, замеченные отгадчиком, служат ему знаком: он приближается к искомому предмету.
Если медиум думает в одно и то же время о разных предметах, то гипнотизер останавливается сначала у первого предмета, затем у второго и т. д.
В начале экспериментирования гипнотизер сосредоточивает свои мысли на том направлении, по которому он должен идти к месту нахождения отгадываемого предмета, и мысленно проделывает этот спуск в зал.
Когда он стоит перед этим предметом, то как его собственное внимание, так и внимание медиума в отношении концентрирования мыслей увеличивается. Сложные эксперименты удаются лишь при условии интенсивной концентрации мыслей, благодаря чему гипнотизер в состоянии отыскать намеченный ключ из числа ключей, находящихся в одной и той же связке и т. д. Теперь читателю, наверное, станет ясно, что удачный исход эксперимента зависит от прикосновения руки гипнотизера к руке партнера-медиума, и что для осуществления опытов должен быть определенный метод.
Ниже мы приводим несколько видов прикосновения рук в опытах по мышечному чтению мыслей:
1. Медиум прикасается рукой ко лбу гипнотизера, причем последний слегка дотрагивается до пальцев медиума.
2. Отгадчик мыслей прикасается к руке медиума.
3. Медиум кладет обе руки на руки гипнотизера, прикасаясь к ним ладонями.
4. Медиум берет своей рукой руку экспериментатора.
5. Отгадчик и медиум прикасаются друг к другу кончиками двух пальцев.
6. Медиум кладет руку на плечо отгадчика.
7. Третье лицо прикасается одной рукой к руке гипнотизера, а другой — к руке медиума, соединяя таким образом сконцентрированные мысли обоих, причем лицо это не знает, о чем именно идет речь, т. е. что именно должен определить гипнотизер.
Какой из перечисленных видов более всего целесообразен, мы предоставляем решить в каждом отдельном случае лицу, производящему опыты. Однако обращаем внимание: к какому бы виду такие прикосновения ни относились — глаза гипнотизера должны быть закрыты повязкой во избежание отвлечения его внимания, сосредоточенного на медиуме. Симпатия публики, присутствующий на сеансах, выражается в большинстве случаев уже в момент приближения отгадчика к месту нахождения задуманного предмета. В то время, как при удачном исполнении эксперимента среди присутствующих наблюдается некоторое беспокойство, следует заметить, что удаление медиума от отыскиваемого предмета, последствием чего является неверное решение, сопровождается многозначительным молчанием. Подобное состояние публики может несколько содействовать отгадчику, если он имеет известную опытность, и может помочь ему в разрешений заданной задачи, но оно может также привести его и смущение и помешать успешному результату эксперимента. В последнем случае внимание отгадчика не сосредоточивается на каком-нибудь предмете, а, напротив, рассеивается. Мы советуем каждому, кто интересуется отгадыванием чужих мыслей, строго придерживаться описанного выше метода идеомоторных реакций, которым пользовался и великий Мессинг.