ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ АУДИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (МАС-МЕТОД)
Метод психической саморегуляции с использованием мало-ассоциируемых аудиальных стереотипов отличается интегратив-ной структурой психологических самовоздействий, в которую входят малоассоциируемые аудиальные стереотипы (стереотип¬ные звукосочетания, не вызывающие осознаваемых ассоциаций), оказывающие концентрирующее, аутогипнотическое и условно-рефлекторное действие. Эти стереотипы сочетаются с системой позитивного поэтапного самопрограммирования, ускоренной техникой самогипноза и визуализации проблемных или жела¬тельных психологических состояний.
Предварительно устанавливают внутреннюю задачу больно¬го и формулируют цель МАС-психотерапии - достижение же¬лаемого психоэмоционального состояния или соматовегетатив-ных эффектов. Рассматривают пути преодоления проблемного или патологического состояния. Указывают на те психологиче¬ские и психопатологические особенности, которые привели к де¬задаптации и которые целесообразно нивелировать с акцентом на коррекцию глубоких когнитивных структур. Выделяют личност¬ные особенности, требующие стимуляции, развития.
При этом достигают такого понимания пациентом своего со¬стояния и путей выхода из него, чтобы он безоговорочно и ис¬кренне принимал предлагаемый метод, в т. ч. тексты позитивного программирования. Эти тексты должны иметь патогенетический характер. Например, при тревожности самовнушение спокойствия в виде фраз «Я спокоен... я спокоен... Я абсолютно спокоен и рав¬нодушен к...» не принесет эффекта, так как воздействует лишь на
поверхностный уровень переживаний. В отличие от этого, после психотерапевтической проработки, слова, адресованные к «когни¬тивному ядру», основе психогенных отклонений или психотрав-мирующим воспоминаниям, нейтрализующие логически или дру¬гим образом основания для беспокойства, дадут хороший резуль¬тат, после них уверенно можно говорить «Я спокоен».
Далее разъясняют особенности метода, называя его по-разному для разных пациентов в зависимости от их «менталите¬та» и отношения к подобным манипуляциям: МАС-методом, МАС-тренингом, МАС-регуляцией, самогипнозом, позитивным самопрограмированием, психологическим тренингом, медитацией, психологической йогой и т. д.
Для усиления мотивации внушают высокую необходимость овладения им, его широкие возможности и большую эффектив¬ность. Дают доступное объяснение гипнозу, самогипнозу, его фе¬номенам и индивидуальным различиям в возникающих пережи¬ваниях и ощущениях во время сеансов. Объясняют седативную роль миорелаксации и ангиорелаксации, прямые и обратные взаимоотношения эмоционального и телесного планов, психиче¬ского и физического, описывают мышечные и другого рода те¬лесные, органные эквиваленты психоэмоциональных состояний.
Затем сообщают пациенту о большом значении слухового восприятия в жизни человека, особенностях влияния различных акустических воздействий на психологическое, нейрофизиологи¬ческое и вегетативно-соматическое состояние. Иллюстрируют положительное и отрицательное влияние различных типов музы¬ки, шумов и звуков природы, оттенков речи человека и т. п. - их способность вызывать радость, экстаз, или вызвать чувство по¬коя, сон, грусть, повышать тонус, или провоцировать агрессию.
После этого в виде псевдонаучной лекции в традициях пла-цеботерапии информируют (дезинформируют) о том, что в ходе многочисленных научных экспериментов и с учетом многовеко¬вой практики гипноза и самогипноза были выделены определен¬ные звуки и звукосочетания, оказывающие мощное оздоравли-вающее и гармонизирующее воздействие на психику и организм человека. Эти звуковые стимулы в разных научных и эзотериче¬ских школах называют по-разному: «малоассоциируемыми ау-
диальными стереотипами», «мантрами», «акустическими кода¬ми», «ключами или шифрами» и т. д. - и соответственно наделяют разным смыслом.
Метафизически настроенным пациентам они могут быть преподнесены в соответствующих традициях древних школ «тайного знания» как магические слова, мантры (аналогичные мантрам ОМ или АУМ), произнесение которых про себя или вслух соединяет с «высшей субстанцией», способной помочь, защитить и создать гармоничное душевное состояние, привести в порядок здоровье.
Для детей эти звукосочетания могут быть названы «волшеб¬ными ключиками к здоровью» (или смелости, спокойствию и т. п.).
Лицам с «академическим» мировоззрением объясняют их с точки зрения «нейрофизиологии», называя малоассоциируемыми аудиальными стереотипами (однотипными звуками и звукосоче¬таниями, не создающими значимых ассоциаций). Сообщают, что эти монотонные аудиальные стимулы «реально изменяют, гармо¬низируют активность мозга, что подтверждено серьезными лабо¬раторными исследованиями».
Действительная сущность малоассоциируемых аудиальных стереотипов заключается в их способности концентрировать внимание, вытеснять отвлекающие мысли и внешние помехи, гипнотизировать за счет монотонно-утомляющего эффекта, бы¬стро формировать (в большинстве случаев с первого сеанса) ус¬ловно-рефлекторные связи с желаемым состоянием. На основе этих связей удается в нужный момент осуществлять психическую саморегуляцию с помощью повторения выбранного стереотипа -быстро воссоздавать психоэмоциональные эффекты, которые ра¬нее совпадали с его повторением. Наличие веры в «мантру», «акустический код» или «аудиальный стереотип» и ожидание (самовнушение) определенного эффекта значительно повышает их эффективность.
Пациенту с учетом его особенностей внушают какую-либо одну из вышеописанных концепций или, после информирования о различных взглядах, предлагают самостоятельно выбрать ту теорию, которая ему ближе.
Далее предоставляется перечень малоассоциируемых аудиаль-ных стереотипов: АМА, АИМА, ЙМА, ШАЙМ, ШАЙМА, ШИАМ, ШИАМА, ШИМ, ШИЛЙМ. Ударение в этих псевдомантрах по же¬ланию пациента может быть изменено. Дают инструкцию некото¬рое время проговаривать их на разные лады про себя или шепотом (растягивая их звучание, например: ШШШШИ...ММММ... или компактно: ШИМ) для того, чтобы наиболее полно понять их осо¬бенности. Могут быть предложены также и традиционные мантры ОМ или АУМ.
Затем пациент выбирает одно или несколько звукосочетаний, не ассоциирующихся ни с чем (или лишь с чем-либо позитив¬ным) и наиболее соответствующих его индивидуальным особен¬ностям и задачам.
Для усиления суггестивного действия аудиального стереоти¬па или их комбинации пациенту сообщают, что его выбор должен быть тайной для других (может быть, лишь за исключением вра¬ча), так как это «ключ к тайникам души и здоровья», акустиче¬ский код душевной гармонии», «индивидуальная, сугубо личная комбинация звуковых сигналов, влияющая на душевное состоя¬ние» и т. д.
Дают рекомендации по применению лечебных звукосочета¬ний: объясняют, что во время сеанса необходимо монотонно, рефреном, молча или шепотом произносить аудиальный стерео¬тип в том темпе и с такими вариациями, которые кажутся наибо¬лее адекватными для достижения необходимых ощущений, же¬лаемого состояния. Можно назначить определенное количество повторений - 50, 100, 200 и более. Для этого необходимо исполь¬зовать какой-либо способ фиксации счета - например, легкое сгибание пальцев рук или четки. Можно повторять «мантру» оп¬ределенное время, ориентируясь тем или иным образом на пока¬зания часов, метронома. Важно, чтобы, используя малоассоции-руемый стереотип, пациент различными способами представлял его лечебное действие, с каждым повторением внушая себе при¬ближение запланированного эффекта.
Далее осуществляют подбор максимально индивидуализиро¬ванных образов и символов, демонстрирующих желаемые ощу¬щения и состояния: расслабления, тяжести, тепла, невесомости,
прохлады, погружения в состояние транса, покоя, радости и т. п. С другой стороны, подбирают образы, характеризующие пробле¬мы больного: конфликтную ситуацию, болезнь, боль, спазм и т. п.
С этими образами при необходимости могут быть проведены десенсибилизирующие, ослабляющие их действие манипуляции: диссоциирование (просмотр со стороны, визуализация своего двойника в определенных ситуациях), изменение визуальных ха¬рактеристик (уменьшение размеров, цветонасыщенности, контра¬ста, увеличение расстояния до объекта или привнесение в образ комических элементов).
Для усиления действия образов проводят манипуляции про¬тивоположного характера (увеличение размеров образа, его цве¬тонасыщенности, контрастности, уменьшение расстояния до не¬го), ассоциирование (инкорпорирование образа, идентификацию с ним), визуализируют ситуацию «как в жизни». Возможно ис¬пользование символических зрительных «операций»: распро¬странения, поглощения или, наоборот, отделения, разрушения, деформации, нейтрализации символической связи и т. п.
Все эти образы могут быть впервые сконструированы или исходить из личного прошлого пациента, а также опосредованно¬го опыта других. Кроме зрительных, могут быть использованы представления из слуховой, ольфакторной и других сенсорных систем, а также комплексные представления. Постепенно они должны становиться все более стереотипными, компактными и концентрированными (стандартизация образов). Может быть ис¬пользован лишь один многофункциональный, емкий образ.
Пациенты, испытывающие затруднения в сенсорной репро¬дукции, могут постепенно развить эту способность или использо¬вать только вербальное самопрограммирование.
Затем пациенту объясняют специфическую технику погру¬жения в аутогипнотическое состояние с помощью телесных экви¬валентов и модуляторов гипнотического транса, включающую в себя мышечную релаксацию, вызывание ощущений расслабле¬ния, тяжести, тепла и невесомости, а также использование мало-ассоциируемых аудиальных стереотипов, приемов образного представления, счета и регуляцию ритма дыхания.
Сообщают информацию о подобии мозга человека биоком¬пьютеру, работающему в соответствии с позитивными или нега¬тивными программами, которые человек задает себе сам или по¬лучает от окружающих. В связи с этим существует возможность целевого поэтапного позитивного самопрограммирования и пе¬репрограммирования для достижения желаемого состояния.
Пациенту предлагают сформулировать четыре последователь¬ных программы - позитивных, утвердительных, без частицы «не» в тексте, конкретно и без противоречий описывающих планируе¬мое состояние. Это могут быть наборы из 3-5 и более фраз. Их со¬четают с адекватными сенсорно-образными представлениями.
Первая программа включает в себя формулы самовнуше¬ния, содержащие утвердительную информацию о том, что же¬лаемое психологическое состояние или соматовегетативные эф¬фекты будут достигнуты в результате проведения сеанса. На¬пример: «Я хочу стать совершенно спокойным. Сейчас я