Форум ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ и САМОРАЗВИТИЯ

Тайны развития интуиции.



Индивидуальная и групповая ПРАКТИКА. Обсуждения, веб-конференции, совместные ЭКСПЕРИМЕНТЫ.




НЛП ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

НЛП, коучинг и тренинги личностного роста - всё, что способствует развитию навыков эффективного социального взаимодействия.

НЛП ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Сообщение GdeToTam » 24 май 2012, 23:07

Материал взят из книги "НЛП-2. Поколение Next" Роберт Дилтс, Джудит Делозье




НЛП ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ



Ссылка: "НЛП-2. Поколение Next" Роберт Дилтс, Джудит Делозье.


Почему мы говорим об НЛП «нового» поколения? Что это значит?


Но почему мы относим определенную группу разработок к «новому поколению», а не просто считаем продолжением уже существующего? По-настоящему новое поколение разработок в любой сфере включает в себя достижения предшественников и при этом существенно их расширяет. Можно сказать, что «новое поколение» в той или иной дисциплине возникает в том случае, когда:
    1. Оно описывает новые феномены, которые не входили в рамки исследований предыдущих поколений.
    2. Связано с гораздо более обширными вопросами и сферами опыта.
    3. Предлагает совершенно новые определения, инструменты и методы.

На наш взгляд, рождение НЛП нового поколения происходит в результате как внешних, так и внутренних влияний в поле НЛП. Среди внешних влияний — тот факт, что у людей (клиентов и практиков) есть потребности или проблемы, которые еще не удовлетворены или не решены. Кроме того, мир меняется, и привычные традиционные решения теряют эффективность. Мир меняется, и потребности этого мира тоже меняются.
НЛП всегда подчеркивает, что «карта — не территория». Не менее важно помнить, что во многом «территория тоже все время меняется».



В XXI веке мир требует от НЛП совсем другого, чем в конце 70-х, когда оно появилось на свет. Возникают новые вызовы, новые возможности, и сегодня акцент делается уже не на отдельной личности, а на экологии всей системы или «поля».

Еще одно внешнее влияние связано с непрерывной эволюцией в других сферах. НЛП всегда интегрировало полезные знания и процессы из других источников. Все тридцать лет существования НЛП происходит плодотворное «перекрестное опыление» идей и процессов, связанных с развитием других областей. В частности, важный вклад в НЛП нового поколения сделали следующие авторы и подходы:

    • Стивен Гиллиган — «само-отношения» (Self-Relations) и «генеративное «Я» (Generative Self);
    • Габлиэла Рот — «5 ритмов», двигательная практика;
    • Ричард Мосс — оознанное проживание и трансформация через осознание;
    • Кен Уилбер — интегральные исследования;
    • Юджин Гендлин — фокусировка;
    • Джон Уилвуд — психология пробуждения;
    • Берт Хеллингер — семейные расстановки;
    • Эрвил Хендрикс — парадигма отношений и имаго-терапия;
    • Дональд Эпштейн — сетевой спинальный анализ (Network Spinal Analysis), сомато-респираторная интеграция;
    • Руперт Шелдрейк — морфогенетические поля;
    • Тимоти Галлвей — внутренняя игра в коучинге;
    • Кэрол Пирсон — психология архетипов.


Множество идей и процессов НЛП нового поколения возникли благодаря более глубокому изучению подходов тех, кто стал первоначальной «моделью» для принципов и техник НЛП первого поколения:
    • Милтон Эриксон — гипнотерапия;
    • Вирджиния Сатир — семейная терапия;
    • Фриц Перлз — гештальт-терапия;
    • Грегори Бейтсон — теория систем и системная терапия.


Также НЛП трансформируется в результате внутренних влияний, например развития и эволюции разработчиков и практиков, находящихся в этом поле, и инноваций, которые предлагают новые НЛП-практики, входящие в это поле из самых разных областей. К примеру, в ранний период развития НЛП к нему чаще всего обращались психологи и психотерапевты. Сегодня на семинарах по НЛП можно встретить коучей, менеджеров, проповедников, людей искусства и шоу-бизнеса, специалистов в сфере организационного развития, образования, представителей правоохранительных органов.



Еще одно внутреннее влияние на эволюцию НЛП — это постоянная практика моделирования — поиска факторов успеха или различий, создающих отличия между негативными и посредственными результатами; посредственными и хорошими результатами; хорошими и выдающимися результатами. С самого начала «двигателями» НЛП были любопытство и дух приключения в создании моделей совершенствования. Как сказал один из основателей НЛП Ричард Бэндлер: «НЛП — это отношение к миру, оставляющее за собой след из техник». А другой основатель НЛП, Джон Гриндер, подчеркивал: «Если вы не знаете, как моделировать, то на самом деле не занимаетесь НЛП». С момента возникновения НЛП Бэндлер и Гриндер называют себя «специалистами по моделированию». Таким образом, наследие и будущее НЛП постоянно находятся в процессе моделирования. Это основной механизм, посредством которого растет поле НЛП, пополняя и обогащая себя.


Благодаря непрерывному процессу моделирования разработчики и практики НЛП расширяют границы практических методов и сфер применения НЛП. НЛП всегда было предано исследованию структуры субъективного опыта. В начале НЛП было сосредоточено главным образом на факторах окружения, поведения и мышления, влияющих на человеческую деятельность. Со временем моделирование новых феноменов расширило и сферу применения НЛП, и основания самого поля, включив в него факторы других уровней: убеждения, ценности, идентичность и более обширные системные динамики. НЛП продолжает гибко реагировать на изменения в мире и в человеческих потребностях. До тех пор пока возникают новые человеческие феномены, поддающиеся моделированию, НЛП будет охватывать все новые и новые сферы; вместе с этим будут разрабатываться новые инструменты и модели, создавая все новые и новые поколения.



Что такое НЛП первого и второго поколения?


НЛП первого поколения мы считаем первоначальную модель НЛП, которую создали Бэндлер и Гриндер на основании исследования поведения эффективных психотерапевтов. Эти ранние практики применялись по отдельности, и акцент при этом делался прежде всего на личности. НЛП первого поколения было сосредоточено на создании терапевтических отношений, в которых терапевт знает, что лучше для клиента. Считалось, что практиковать НЛП — значит «делать что-то с другими людьми».

Почти все инструменты и техники первого поколения были направлены на решение проблем на уровне поведения и способностей. Они были сосредоточены на когнитивном разуме. Фактически наша книга «NLP: Volume I» почти полностью была посвящена когнитивным стратегиям.

Вот основные понятия и инструменты НЛП первого поколения:
    Метамодель (модель точности) паттернов языка
    Репрезентативные системы и субмодальности
    Глазодвигательные ключи доступа
    Якорение
    Шестишаговый рефрейминг
    Изменение личной истории
    Визуальное сжатие (Visual Squash)
    Техника визуально-кинестетической диссоциации
    Генератор нового поведения
    Метафоры и «Милтон-модель» гипнотических паттернов языка

Все это — полезные и мощные понятия, модели и форматы, они и сейчас остаются фундаментом и краеугольным камнем НЛП.
На наш взгляд, НЛП второго поколения начало формироваться в середине и в конце 80-х годов. Оно включало в себя новые сферы, выходящие за рамки психотерапевтического контекста. НЛП второго поколения все еще уделяло основное внимание личности, но при этом признавало важность взаимоотношений между человеком и другими людьми, а также включало в себя такие сферы, как менеджмент, переговоры, продажи, образование и здравоохранение.

Инструменты НЛП также развивались и стали включать в себя темы более высоких уровней, связанные с убеждениями, ценностями и «метапрограммами». Техники НЛП второго поколения интегрировали новые понятия, например линию времени, нейро-логические уровни и позиции восприятия.



Вот некоторые другие ключевые понятия и техники, возникшие в рамках НЛП второго поколения:
    Паттерны «Фокусы языка»
    Пространственная сортировка и психогеография
    Метазеркало
    Процедуры изменения убеждений
    Стратегия воображения (Imagineering Strategy) и стратегии гениев
    Реимпринтинг
    Интеграция конфликтующих убеждений
    Согласование нейро-логических уровней

Среди других разработок НЛП второго поколения — метасостояния Майкла Холла, DHE (Design Human Engineering) Ричарда Бэндлера и новый код НЛП Джона Гриндера и Джудит Делозье.



Чем отличается НЛП третьего поколения?

НЛП третьего поколения начало развиваться в 90-х годах. Практические методы НЛП третьего поколения генеративны, системны и сосредоточены на вопросах высокого уровня: идентичности, видении и миссии. НЛП третьего поколения делает акцент на изменении всей системы, и его методы можно использовать для развития организаций и культур, а также для развития отдельных людей, семей и команд.

Все поколения НЛП исследуют структуру и функционирование «разума» (это суть «нейро-лингвистического программирования»). Два первых поколения НЛП, однако, уделяли основное внимание когнитивному разуму. НЛП третьего поколения включает в себя и соматические процессы, и более обширные системные динамики (то есть «поле»), связанные с тотальным «единым разумом». Таким образом, НЛП третьего поколения работает с взаимодействием между тремя разными «интеллектами», или «разумами».
    1. Когнитивный разум, возникающий в мозге.
    2. Соматический разум, расположенный в теле.
    3. «Полевой» разум, возникающий в результате нашей связи и взаимодействия с более обширными системами, существующими вокруг нас.

НЛП третьего поколения стремится развивать и поддерживать естественные отношения баланса и гармонии между тремя этими «разумами» , что в результате создает более глубокий и многомерный интеллект.


Техники НЛП третьего поколения связаны с центрированием в нашем соматическом «ядре», со «спонсорством» развития целостности в людях, а также с созданием взаимоотношений, основанных на мудрости и целостности более обширных систем, которые нас окружают (коллективного интеллекта). Техники НЛП третьего поколения включают в себя принципы самоорганизации, архетипы и то, что называется «четвертой позицией», — ощущение себя частью более обширной системы.

Вот некоторые практики и процессы НЛП третьего поколения:
    Центрирование
    Внутренняя игра и «зона совершенствования»
    Открытость к полю
    Генеративные изменения
    Удерживание трудных чувств
    Интеграция архетипических энергий
    Путешествие героя и архетипы изменений
    Трансформация убеждений-барьеров и создание убеждений- мостов
    Техники развития коллективного интеллекта и генеративного сотрудничества



Также НЛП третьего поколения предлагает новые концепции и ценности в добавление к тем, на которых было основано НЛП более ранних поколений, и уделяет больше внимания таким вопросам:
    • Генеративность и эмпауэрмент
    • Связь и отношения
    • Эстетика и гармония
    • Цель и трансформация


Например, НЛП предыдущих поколений делало основной акцент на ясности, техничности и прагматизме. НЛП третьего поколения сохраняет этот акцент, но при этом дополняет его качествами и принципами
«красоты» и «эстетики». Эстетика — это раздел философии, изучающий природу красоты, процессы ее создания и восприятия. Для НЛП третьего поколения важно все то, что естественно, приятно и поддерживает новые и более широкие точки зрения на себя, семью, сообщество и человечество. Красота и эстетика уравновешивают техничность инструментов и навыков НЛП. В сочетании две эти стороны НЛП помогают достичь мудрости, способствуют более полной «целостности разума», более глубоким отношениям с различными элементами разума. Уравновешивая чисто технические аспекты НЛП, мы естественным образом переходим в сферу тела, метафор, символов, ритуалов и поля.


С появлением каждого нового поколения семена, определяющие его дальнейший рост и направление, содержатся в наследии всего сообщества, или поля. Дух НЛП третьего поколения неявно присутствовал в его поле с самого начала. Этот дух проявлялся в мудрости отношений Милтона Эриксона, в семейной скульптуре Вирджинии Сатир, в концентрации на текущем моменте Фрица Перлза, в использовании метафор и символов. Еще он присутствовал в форме «состояния незнания» как основы моделирования.




Что означает НЛП третьего поколения с прагматической точки зрения?


Методы и техники НЛП третьего поколения фундаментально эвристичны по своему подходу — таким и было НЛП с самого начала. Такой подход позволяет находить решения «на основании опыта». Термин «эвристика» происходит от древнегреческого слова heuriskein, «находить». Эвристическими можно назвать методы, позволяющие людям обнаруживать для себя что-то новое или учиться чему-то новому.

В НЛП третьего поколения поиск нового происходит с помощью шести последовательных процессов.
    • Расширение осознанности.
    • Моделирование ключевых факторов.
    • Калибровка текущего уровня ключевых факторов.
    • Изменение уровня ключевых факторов до более адекватного или оптимального уровня.
    • Якорение оптимального уровня ключевых факторов.
    • Исследование возможностей, возникающих при изменении уровня ключевых факторов.


В процессе решения проблем эти элементы обычно применяются в такой последовательности:
1. Внесение нового осознания в нейро-лингвистическое программирование, которое создает или усиливает текущее проблемное состояние или ситуацию. Для этого нужно осознать не только последователь¬ность программ, связанных с эмоциями и поведением, но и их более глубокую когнитивную и соматическую структуру.
2. Использование нового осознания для того, чтобы дистанцироваться и от текущего состояния, и от программирования. Это позволяет начать моделировать или идентифицировать ключевые факторы или «различия, создающие различия», сравнивая программирование или структуру текущего состояния или ситуации с другим опытом успехов и неудач, адекватным в данной ситуации.
3. Как только определены ключевые факторы, создающие или усиливающие текущее состояние или ситуацию, следующий шаг — «калибровка» нынешнего уровня интенсивности или активности этих факторов (физических, вербальных, когнитивных, соматических и так далее). Для этого нужно оценить сравнительную интенсивность выражения каждого фактора.
4. Изменение или «настройка» нынешней интенсивности или активности ключевых факторов, чтобы перевести их на более адекватный или эффективный уровень. Важно помнить, что оптимальный уровень — это не всегда максимальный уровень.
5. Якорение определенного уровня интенсивности или активности набора ключевых факторов, позволяющее поддерживать их на оптимальном уровне, особенно в меняющихся и трудных ситуациях.
6. Исследование влияния, которое оказывают такие изменения на эмоции, поведение и ситуацию, связанные с проблемным состоянием. Поиск новых возможностей, которые это открывают. В этой книге вы найдете множество примеров того, как этот эвристический процесс можно применить, чтобы находить новые возможности — и для себя, и для других людей, — расширяя репертуар поведения во всех сферах жизни.



Практика НЛП третьего поколения начинается с состояния «незнания»; с того, что в традиции дзэн называется «разум неофита». Состояние «незнания» — это фундамент для расширения осознанности, эффективного моделирования и исследования новых возможностей.


Подход Милтона Эриксона к решению проблем — классический пример силы «незнания». Когда в 70-х годах мы приезжали в Феникс, Аризона, к доктору Эриксону, у нас, конечно же, было множество вопросов. Например, мы спрашивали его: «Если вы используете вот этот подход в работе с человеком, у которого вот эта проблема, приведет ли он к определенному результату?» Эриксон всегда отвечал: «Я не знаю». Мы спрашивали: «Можно ли использовать этот процесс для решения этой проблемы?» Эриксон снова отвечал: «Я не знаю». В итоге целые страницы в наших блокнотах заполнялись одинаковыми записями: «Он не знает. Он не знает. Он не знает».


Эриксон не пытался уйти от ответа. Просто у него почти не было теорий и предположений. Для него каждая ситуация была уникальной; каждый человек был «индивидуальностью», и его отношения с ним тоже были уникальными. И когда мы спрашивали, насколько вероятен тот или иной результат, Эриксон всегда говорил: «Я не знаю. Я действительно не знаю». А потом добавлял: «Но мне очень интересно узнать, что здесь можно сделать».
Состояние незнания в сочетании с интересом — сущность генеративных изменений.


В Калифорнийском университете в Санта-Круз, где Бэндлер и Гриндер когда-то создали НЛП, был профессор психологии по имени Фрэнк Байрон. Всю свою карьеру Байрон посвятил изучению творческого гения. В итоге все, что он узнал, он свел к трем фундаментальным характеристикам.

Творческий гений:
    1. Комфортно чувствует себя в ситуациях неопределенности.
    2. Способен одновременно удерживать в мыслях кажущиеся противоположности или парадоксы.
    3. Настойчив.


Творческим людям, таким как Эриксон, не нужно знать ответ заранее. Они не только спокойно воспринимают неопределенность, но и получают удовольствие от незнания.

Творческие люди также могут одновременно удерживать разные точки зрения и разные описания реальности. Великий датский физик Нильс Бор указывал, что есть два вида истины: тривиальная и глубокая. По его мнению, «с точки зрения тривиальной истины ее противоположность — это ложь. С точки зрения глубокой истины ее противоположность — тоже истина». Бор говорил о том, что наиболее фундаментальные единицы физической реальности, например протоны и электроны, — хороший пример парадокса. Иногда они ведут себя как волны энергии, а иногда — как частицы материи.

В основе нашего субъективного опыта также лежит глубокая истина. Тот факт, что мы можем считать кого-то красивым, не исключает того, что в то же время этот человек может быть безобразным. Не бывает радости без печали. Худшее событие нашей жизни в то же время может оказаться самым лучшим. Там где есть свет, обязательно есть и тени.



Способность осознавать эти на первый взгляд противоречащие друг другу реальности, когда ни одна из них не является «правильной» или «неправильной», — важнейший аспект генеративности. Грегори Бейтсон подчеркивал, что «мудрость приходит, когда мы садимся вместе и честно показываем друг другу наши различия, не пытаясь ничего изменить». Если мы можем с интересом удерживать разные точки зрения, часто рождаются новые, неожиданные решения.


Именно здесь важна настойчивость. Творческие гении не сдаются даже перед лицом неопределенности и противоречий. Они продолжают проявлять интерес к тому, «что здесь можно сделать», и продолжают искать.
Милтон Эриксон выражал это качество самыми разными способами. Он демонстрировал его всю свою жизнь. В 17 лет он заболел полиомиелитом. Наступил момент, когда он не мог двигаться. Однажды он услышал, как врач говорит его матери, что он вообще никогда не сможет двигаться. А потом врач сказал, что мальчик вряд ли доживет до утра. Эриксон решил, что любой матери ужасно услышать такие слова, и он начал исследовать самого себя, чтобы обнаружить, что он может сделать. Он часами пытался выяснить, может ли двигать какой-то частью своего тела. Наконец он обнаружил, что может немного управлять краем одного века. И когда мать входила в комнату, он пытался двигать веком, чтобы привлечь ее внимание. Через несколько часов он научился это делать и стал разрабатывать систему сигналов, чтобы общаться с матерью. Наконец после множества попыток, ему удалось сообщить ей, чего он от нее хочет. Он хотел, чтобы его кровать развернули так, чтобы на следующее утро он смог увидеть солнце.


Ту же настойчивость Эриксон вносил в свою работу с клиентами. Он не сдавался и всегда пытался выяснить, что можно сделать, какой бы трудной ни казалась ситуация. И он считал, что нет ничего невозможного.
Такое сочетание «разума неофита» (незнания), интереса и настойчивости лежит в основе практики НЛП третьего поколения. В следующих главах мы исследуем, как эти качества могут создать значительные различия в нашей жизни и помочь нам создавать различия в жизни других.
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 11304
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: НЛП ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Сообщение GdeToTam » 25 май 2012, 13:18

Структура книги


Мы разделили книгу на четыре раздела, позволяющих совершить путешествие по техникам НЛП всех трех поколений.

Мы начнем с когнитивного разума и исследуем базовые элементы нейро-лингвистического программирования, а также некоторые важные разработки, созданные в последние тридцать лет. Среди них: восприятие времени и линия времени, позиции восприятия, нейро-логические уровни и уровни обучения Бейтсона, модель SCORE, паттерны метапрограмм и общая теория поля для НЛП (модель SOAR).


Затем мы обратимся к соматическому разуму и рассмотрим последние исследования в области функционирования нашей нервной системы за пределами мозга, в том числе: нейрогастроэнтерологию (мозг в животе) и нейрокардиологию (мозг в сердце). В этом разделе мы представим несколько упражнений, позволяющих получить доступ к мудрости тела. Для этого мы задействуем дыхание, позвоночник, позы тела, стопы, биологическую обратную связь, соматический синтаксис и «5 ритмов» Габриэлы Рот.

В третьей главе мы исследуем полевой разум, а также его нейро-логические и физические основания в зеркальных нейронах и энергетическом поле человека. Мы предложим форматы и практики, позволяющие использовать полевые феномены, например, для создания «второй кожи», «генеративных полей», поощрения генеративного сотрудничества и связи с тем, что Грегори Бейтсон называл Большим разумом. В заключение мы исследуем некоторые новаторские способы применения НЛП третьего поколения, в частности в развивающемся поле коучинга. Мы рассмотрим принципы и процессы, связанные с «внутренней игрой», силой присутствия и тем, что мы называем состоянием COACH — внутренней «зоной совершенствования», находясь в которой можно получить доступ к тем или иным способностям и достичь лучших результатов. Техники НЛП третьего поколения включают: удерживание трудных чувств, работу с убеждениями-барьерами и убеждениями-мостами, исследование влияния архетипических энергий и интеграцию архетипов перехода.


Мы надеемся, что на этих страницах вы найдете вдохновляющую карту постоянно эволюционирующей территории нейро-лингвистического программирования. НЛП всегда подчеркивало, что карта — не территория, и мы хотим напомнить вам, что эта книга — всего лишь одна из возможных карт территории НЛП.


На заре НЛП Бэндлер и Гриндер часто начинали свои семинары с заявления о том, что все, что они собираются сказать, — это «ложь». Никакие утверждения нельзя назвать истинными, потому что ни одна карта не в состоянии со всей точностью отразить всю территорию. Это просто вопрос выбора. Дело лишь в том, насколько полезна эта «ложь». Если мы будем действовать так, «как если бы» те или иные принципы или методы создавали различие, какие позитивные изменения они внесут в нашу жизнь? Мы приглашаем вас рассматривать эту книгу с такой же точки зрения. Если изложенные в ней карты, модели и практики окажутся для вас полезными, пользуйтесь ими! Если же нет, возможно, они хотя бы укажут вам новое направление в вашем личном путешествии и помогут лучше понять, что для вас работает, а что — нет.

Мы искренне надеемся, что эта книга поможет вам расширить осознание богатства человеческого опыта и укрепить связь с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром и невероятной тайной жизни.
Желаем вам удовольствия на этом пути!
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 11304
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: НЛП ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Сообщение GdeToTam » 27 май 2012, 13:38

ГЛАВА 2 - СОМАТИЧЕСКИЙ РАЗУМ


С древнегреческого сома переводится как «тело». Соматический разум — это разум внутри нашего тела. Соматический интеллект — это наш основополагающий интеллект. Не у всех существ есть когнитивный разум, но, чтобы выжить и эффективно взаимодействовать с окружением, всем живым организмам необходим соматический разум. Соматический разум — это разум млекопитающих и первичная форма интеллекта у маленьких детей.


Внутри тела находится целостный паттерн интеллекта и мудрости. Иногда мы живем в гармонии с ним, а иногда — нет. Когда мы находимся в контакте со своим соматическим разумом, то «живем в теле». Это значит, что в теле находится важная часть нашего сознания. Тело живет и дышит только в текущий момент времени, и когда мы находимся в контакте со своим соматическим знанием, часть сознания также заякорена в текущем моменте. Мы можем быть заняты задачей, которую решаем, взаимодействием, интеллектуальной деятельностью или чем-то еще, но при этом наше сознание одновременно укоренено в теле, в постоянно меняющейся вселенной физических ощущений и чувств. Благодаря этому у нас есть доступ к обширному и наполненному ресурсами хранилищу информации, которое обогащает наше переживание всего, чем бы мы ни занимались.

Когда мы говорим, что кто-то «живет в голове» или «отрезан от тела», это указывает на отсутствие доступа к огромному миру соматического опыта и интеллекта. Когда мы «живем в голове», обычно это означает, что мы не осознаем текущий момент и свое тело, что мы утратили с ними контакт. Часто это сопровождается определенными эмоциональными или физическими проявлениями: дыхание становится поверхностным или учащенным, мы быстро говорим, у нас напрягаются плечи, шея и лицо, мы испытываем ощущение тревоги, стресса или сжимания.


И наоборот, когда мы «заземлены» в теле и в текущем моменте, мы физически расслаблены, дышим медленнее и глубже, чувствуем себя спокойно и переживаем такие ресурсные состояния, как «расслабленная бдительность» и «спокойная алертность ». Как указывает мастер трансформации Ричард Мосс, когда тело счастливо, наши эмоции позитивны, а ум спокоен. Субъективное переживание соматического интеллекта известно во всех культурах, во все исторические эпохи и лингвистически отражается в классах слов, которые в НЛП называются «языком органов». Язык органов — это на первый взгляд метафорические утверждения или идиомы, связанные с частями или функциями тела.

Такие выражения, как «я нутром чувствую», «я следовал своему сердцу» или «в глубине души я знал», подразумевают, что интеллектом обладает не только мозг, но и другие части тела. Еще мы говорим, что чего-то «не перевариваем», что-то нам «разбивает сердце», а что-то «все кишки выматывает». Однако в НЛП принято считать, что такие выражения — не просто метафоры. Как и сенсорные предикаты («я вижу, что вы говорите», «мне это неясно», «это звучит убедительно», «я прикоснулся к этому», «я чувствую, что это правильно» и так далее), язык органов часто отражает глубинные «нейро-лингвистические» паттерны и процессы, позволяющие проникнуть в глубинные структуры субъективного опыта — структуры, которые мы исследуем в этой главе.



Телесное ощущение: субъективное переживание соматического разума



Субъективно мы осознаем свой соматический разум посредством того, что философ и психотерапевт Юджин Гендлин называет «телесным ощущением» (felt sense). На нем основан его терапевтический метод под названием фокусировка. Гендлин считает, что взаимодействие живого организма с окружением обязательно предшествует более абстрактному когнитивному знанию об этом окружении. По мнению Гендлина, жизнь — это сложное, упорядоченное взаимодействие с окружением и поэтому жизнь сама по себе — отдельный, особый тип обучения и знания. Абстрактное когнитивное знание возникает на основании этого базового знания, представляющего собой глубинную структуру нашего сознательного процесса мышления.



Иначе говоря, соматический разум — это первичный разум. Это основа всех остальных наших ментальных функций. Качество эффективности нашего когнитивного сознания во многом связано с качеством соматического разума. Гендлин считает, что наше соматическое осознание утверждает себя в форме субъективного телесного ощущения (felt sense). Оно отличается от «чувств», то есть эмоций. Телесное ощущение — это телесное осознание текущего, непрерывного процесса жизни. Телесное ощущение возникает в процессе активного взаимодействия с миром, но не так диссоциированно или абстрактно, как когнитивные концепции, и поэтому содержит меньше опущений, искажений и генерализаций. Телесные ощущения, по сути, более упорядочены, чем когнитивное мышление, и обладают собственными особенностями, отличающимися от процессов, лежащих в основе логических умозаключений. Это особый тип соматического мышления, которое может быть весьма точным и более сложным, чем когнитивное мышление. Эта точка зрения очень похожа на представления Милтона Эриксона о мудром и разумном «бессознательном».


Гендлин пришел к этому выводу благодаря методу, напоминающему моделирование в НЛП. Он и его коллеги изучили тысячи часов видеозаписи психотерапевтических сеансов в попытках исследовать «различия, создающие различия», характерные для успешных сеансов. В процессе наблюдений он пришел к выводу, что клиенты, которые излечиваются быстрее других, не отличаются высокой способностью к вербализации или развитыми аналитическими способностями. Вместо этого они позволяют себе переживать неопределенные, туманные и неясные чувства и спокойно их переносят — даже если это вызывает боль или дискомфорт — и позволяют этим чувствам разворачиваться с собственной скоростью и собственным образом. Они находятся в контакте со своими внутренними, телесными ощущениями, лежащими в основе их проблем или трудностей (со своей «глубинной структурой»), Они не «ходят кругами» ментально, но остаются в контакте с постоянно меняющимся потоком своего опыта, не испытывая слишком сильных эмоций по этому поводу. Они не спешат, дают себе время, чтобы пережить чувства, и слушают, какие сообщения эти чувства пытаются им передать.

Гендлин назвал этот процесс «фокусировкой» и разработал его стадии, чтобы другие люди тоже могли научиться продуктивно вступать в контакт со своими внутренними ощущениями. Помещая внимание внутрь тела, Гендлин, очевидно, пытается помочь людям получить доступ к тому, что мы называем соматическим разумом, — он призывает «доверять мудрости тела». Вместо того чтобы искать решение только с помощью когнитивного разума, мы вступаем в контакт с другими частями нервной системы, чтобы узнать, что они знают, и найти решение, удерживая чувства и ощущения в теле. Поэтому эффективное решение сложных проблем требует контакта, взаимодействия и умения замечать тонкие, незаметные телесные ощущения в разных элементах нашей нервной системы. Работа Гендлина перекликается с концепцией НЛП третьего поколения, состоящей в том, что тело — не просто машина, которой управляет мозг, находящийся в голове. Мозг есть и в теле. Фактически в теле несколько «мозгов». Это важное открытие связано с «нейро»-аспектами нейро-лингвистического программирования.
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 11304
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: НЛП ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Сообщение GdeToTam » 27 май 2012, 13:48

Нейрогастроэнтерология и мозг в животе


Один из видов «мозга» в теле называется энтерическим мозгом или энтерической нервной системой («энтеро» буквально означает «внутри кишечника», от древнегреческого энтерон, «кишечник»). Эта система содержит 100 миллионов нейронов — больше, чем позвоночник. По данным современной неврологии, система нервов, окружающая толстую кишку и другие органы пищеварения в брюшной полости, обладает примерно такой же сложностью, как мозг кошки. Ее называют «вторым мозгом» человеческого тела.


В последние годы появилось много данных о том, как энтерическая нервная система отражает активность центральной нервной системы. Доктор Майкл Гершон, профессор анатомии и биологии клетки медицинского центра Колумбия-Пресвитериан в Нью-Йорке, — один из основателей нового раздела медицины под названием нейрогастроэнтерология. В своей книге «Второй мозг: как мы "чувствуем нутром" и новое понимание психосоматических и нервных заболеваний желудка и кишечника» («The Second Brain: The Scientific Basis of Gut Instinct and a Groundbreaking New Understanding of Nervous Disorders of the Stomach and Intestines»), Гершон утверждает, что мозг кишечника очень важен для здоровья и счастья человека, а также играет важную роль в ситуациях дискомфорта и стресса. Множество расстройств пищеварения, например колит и синдром острого живота, вызваны проблемами в энтерической нервной системе.

Энтерическая нервная система управляет различными аспектами пищеварения, от пищевода к желудку, затем к тонкому кишечнику и толстой кишке. Нейрогастроэнтерологи также считают, что существует сложное взаимодействие между энтерической нервной системой и иммунной системой.


Биологи считают, что в процессе эволюции млекопитающих энтерическая нервная система была слишком важна. Поэтому она расположена не в голове новорожденного — ведь в таком случае потребовались бы слишком длинные связи между головой и брюшной полостью. Младенцу нужно есть и переваривать пищу с самого рождения. Поэтому процесс эволюции, возможно, сохранил энтерическую нервную систему в виде независимой цепочки. /Интересно отметить, что в процессе развития человеческого зародыша фрагмент ткани, которая называется «нервный валик», формируется на ранних стадиях. Один ее сегмент формирует центральную нервную систему, а другой мигрирует и формирует энтерическую нервную систему. По мнению доктора Гершона, связь между этими системами возникает гораздо позже, через блуждающий нерв./ Она связана с центральной нервной системой, но по большей части способна функционировать самостоятельно, без контроля мозга.

«Мозг в животе» получает и отправляет импульсы, запоминает опыт и реагирует на эмоции с помощью таких же нейротрансмиттеров, что и клетки головного мозга. Нейроны энтерической нервной системы расположены в «капсулах» ткани вдоль пищевода, желудка, тонкого кишечника и толстой кишки. Как единый орган она представляет собой сеть нейронов, нейротрансмиттеров и протеинов, передающих сообщения между нейронами, ее клетки подобны клеткам мозга и формируют сложную сеть, позволяющую ей действовать независимо, учиться и запоминать, благодаря чему мы и можем «чувствовать нутром».

Итак, у нас в животе находится нечто вроде мозга кошки. Когда кошка всем довольна, она мурлычет. Но если ей что-то угрожает, она шипит: «Шшшшшшшш!» Когда центральная нервная система сталкивается с угрожающей ситуацией, она выделяет в кровь гормоны стресса, которые готовят тело к реакции на стресс: бороться или бежать. В системе кишечника находится множество сенсорных нервов, которые стимулируют выработку этих химических веществ, — и тогда у нас возникает ощущение, что мы «нервничаем».



Современные исследования также показывают, что стресс, особенно в ранний период жизни, может стать причиной хронических гастро-энтерологических расстройств. Один врач сообщает, что около 70% пациентов, которые обращаются к нему с жалобами на хронические гастро-энтерологические заболевания, в детстве пережили травмы, например потерю кого-то из родителей, серьезную болезнь, смерть значимых других и так далее.

Интересно отметить, что в традиционных культурах всех континентов считалось, что живот — это священный «дом души». В японских боевых искусствах, китайской медицине, танцах Африки, Индии, Полинезии, индейцев Северной Америки, народов Ближнего Востока и Европы есть практики для активации энергии живота, чтобы пробудить «душу-силу» в центре тела. Центр живота, который японцы называют словом хара, во многих боевых искусствах и целительских практиках считается «ядром» тела, и физическим, и энергетическим. Это центр силы и равновесия, охватывающий несколько органов тела. В харе начинаются ноги, связывая ее с землей, создавая заземление и позволяя нам двигаться. Более того, хара считается источником жизни и чем-то вроде духовного центра. Его развитие помогает достичь мастерства, силы, мудрости и покоя.
В японском языке слово хара обозначает и живот, и качества характера, возникающие, когда человек активирует «жизненную силу», сконцентрированную в животе .

/В японском языке есть фразы, которые содержат слово хара и указывают на важность живота для полной и благополучной жизни. Например, «искусство живота» — это любое действие, которое выполняется совершенно и без усилий. , «Великий живот» — человек, широких взглядов, понимающий, сострадательный и щедрый. «Чистый живот» — человек с ясным сознанием. «Найти свой живот» — значит четко определить свои намерения. «Бить в барабан живота» — быть довольным своей жизнью./

«Человек хара» — тот, кто живет творчески, смело, уверенно, целеустремленно, целостно и настойчиво. Хара но арухито буквально означает, что человек «центрирован» или «у него есть живот». Такой человек уравновешен, расслаблен, великодушен и добросердечен. Он спокоен, не осуждает других, он знает, что важно, принимает вещи такими, какие они есть, и у него есть чувство гармонии и пропорций. Он готов ко всему, что может ждать его на пути. Когда благодаря настойчивости, дисциплинe и практике, такой человек достигает зрелости, его называют хара но декита хито — тот, кто «закончил свой живот».

В китайском языке центр живота называется дантянь. В буквальном смысле это слово означает поле, которое нужно возделать, чтобы вырастить урожай, поддерживающий жизнь. То есть когда человек активирует центр своего тела с помощью движения и дыхания, он получает доступ к центру своего бытия, души-силы и внутреннему источнику.



Очевидно, эти лингвистические выражения отражают интуитивное понимание и субъективный опыт, связанные с тем, что «разум в животе» — важнейший элемент нашего соматического интеллекта и мощный ресурс.

Ниже приведено простое упражнение, которое можно использовать, чтобы установить и укреплять связь с «разумом в животе».

    1. Сядьте удобно, с «прямой спиной» — чтобы позвоночник был выпрямлен, но расслаблен; стопы полностью стоят на полу. Положите ладонь одной руки на живот. Большой палец находится на уровне пупка, а остальные пальцы — ниже. Положите вторую ладонь сзади, на поясницу, точно напротив ладони, лежащей на животе.
    2. Расслабьтесь и глубоко дышите животом. Представьте себе струну, натянутую между центрами обеих ладоней. Постарайтесь увидеть ее, почувствовать ее, опишите ее.
    3. Найдите центр струны. Сосредоточьте на ней внимание и сделайте несколько вдохов и выдохов. Обратите внимание на то, какие образы и ощущения у вас возникают. Наблюдайте, как возникает ощущение связи с «мозгом живота» (центром живота, харой, дан- тянем). У вас появится чувство центрированности, покоя, расслабления и равновесия.

Связь с центром тела может стать «воротами» и якорем к нашему соматическому разуму и мудрости тела.
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 11304
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: НЛП ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Сообщение GdeToTam » 27 май 2012, 18:33

Нейрокардиология и мозг в сердце

Точно так же как энтерическая нервная система, сложная «схема» сердца позволяет ему действовать независимо от мозга в голове — учиться, запоминать и даже чувствовать. Недавняя книга «Основы нейрокардиологии и клиническая нейрокардиология» («Basic and Clinical Neurocardiology») под редакцией доктора Эндрю Армора и доктора Джеффри Арделла предлагает обстоятельный обзор функций автономной нервной системы сердца и роли центральных и периферийных нейронов в регуляции сердечных функций.

Один из пионеров нейрокардиологии доктор Армор показывает, что сердце обладает внутренней нервной системой, достаточно сложной для того, чтобы назвать ее отдельным «маленьким мозгом». Нервная система сердца содержит около 40 тысяч нейронов, которые называются сенсорными аксонами. Они улавливают циркулирующие гормоны и нейрохимические вещества и отслеживают частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Информацию о гормонах, химических веществах, частоте сердечных сокращений и давлении нервная система сердца переводит в неврологические импульсы и посылает их в мозг.
Таким образом, сердце имеет собственную внутреннюю нервную систему, действующую и обрабатывающую информацию независимо от мозга или центральной нервной системы. Именно поэтому работает трансплантированное сердце. Обычно сердце общается с мозгом через ткани, расположенные вдоль блуждающего нерва и позвоночного столба. В трансплантированном сердце эти нервные связи восстанавливаются очень медленно, если вообще восстанавливаются. Однако трансплантированное сердце может функционировать в новом «доме», потому что у него есть собственная целостная нервная система.


Отчеты многих пациентов с трансплантированным сердцем дают удивительные свидетельства того, что «мозг сердца» способен хранить воспоминания и оказывать влияние на поведение. Например, доктор Марио Алонсо Пьюг, хирург общей практики (и абдоминальной хирургии), более двадцати пяти лет является ведущим хирургом медицинской школы Гарвардского университета и членом Американской ассоциации содействия развитию науки (American Association for the Advancement of Science). Он сообщает об одном пациенте с трансплантированным сердцем. После операции пациент стал демонстрировать необычное поведение. Он полюбил блюда, которые никогда не любил раньше. Он стал поклонником музыки, которая ему никогда раньше не нравилась. Его тянуло в места, о которых он ничего не знал и не помнил.

Тайна раскрылась, когда врачи выяснили, какой образ жизни вел донор, чье сердце пересадили пациенту. Оказалось, что пациент стал любить еду, которую предпочитал донор; кроме того, донор был музыкантом и играл в стиле, который вдруг полюбил пациент, а места, в которые тянуло пациента, были знаковыми в жизни донора. Из-за жестких правил конфиденциальности ни пациент, ни врачи раньше не имели доступа к информации о доноре или к его личной истории. Возможно, каким-то образом предпочтения донора передались пациенту вместе с его сердцем.


Подобных примеров довольно много. Клер Сильвия — еще одна пациентка с трансплантированным сердцем. Она написала книгу «Чужое сердце» («А Change of Heart» (1997)), где описывает свой опыт. Она пишет, что 29 мая 1988 года ей пересадили сердце 18-летнего парня, погибшего в автокатастрофе. Вскоре после операции она стала замечать перемены в своих привычках и вкусах. Она обнаружила, что часто стала вести себя по-мужски, у нее появилась мужская походка (раньше она была танцовщицей и обычно ходила совсем иначе). Она вдруг полюбила острый перец и пиво, чего никогда не любила раньше. Ей даже стали сниться повтояющиеся сны о таинственном человеке по имени «Тим Л.». Ей стало казаться, что так звали ее донора. И она оказалась права. Встретившись с «семьей ее сердца», как она ее назвала, Сильвия обнаружила, что ее донора действительно звали Тим Л. и ее новые вкусы и привычки совпадали со вкусами и привычками донора.

В книге «Код сердца» («The Heart's Code» (1998)) доктор Пол Пирсел приводит другие показательные примеры, основанные на 73 случаях трансплантации сердца, когда у пациентов проявлялись черты личности, воспоминания и знания их доноров.

В одном случае восьмилетней пациентке пересадили сердце убитой десятилетней девочки. В итоге пациентку пришлось отвести к психиатру — ей стали сниться кошмарные сны об убийстве ее донора. Она заявила, что знает убийцу. После нескольких сеансов психиатр решил рассказать об этом полиции. Оказалось, что показания пациентки соответствуют реальности, благодаря ним преступника удалось найти. Обвинение было основано на данных, которые впервые сообщила пациентка: время, орудие преступления, место, его одежда, слова и поведение жертвы. Оказалось, что все так и было.

В другом случае сердце восьмилетнего еврейского мальчика, погибшего в автокатастрофе, пересадили трехлетней арабской девочке с опасной болезнью сердца. Как только девочка пришла в себя после операции, она попросила принести ей конфеты особого сорта — традиционное еврейское блюдо, о котором она ничего не знала раньше.


Кажется, все эти примеры подтверждают, что сердце — сложный и загадочный орган, а не просто мышца, перекачивающая кровь.

Как и живот, в истории человечества сердце тоже всегда считалось важным центром знаний и чувств. Некоторые из известных нам ранних цивилизаций, в том числе Древняя Греция, Месопотамия и Вавилон, считали сердце вместилищем интеллекта. Древнегреческий философ Аристотель писал, что сердце — самый важный орган тела и в нем начинаются все нервы. Интересно, что, по его наблюдениям, это первый орган, который формируется у эмбриона цыпленка. Аристотель считал, что это — центр интеллекта, движения и ощущений — центр жизненной силы тела.
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 11304
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06


Вернуться в НЛП, коучинг и тренинги личностного роста

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18





Top.Mail.Ru