Форум ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ и САМОРАЗВИТИЯ

Самогипноз для любопытных. Техники самогипноза для исполнения желаний.

ГИПНОЗ и САМОГИПНОЗ, энергетические техники, телесные практики, методы социального влияния и иные ПСИХОТЕХНОЛОГИИ.

Индивидуальная и групповая ПРАКТИКА. Обсуждения, веб-конференции, совместные ЭКСПЕРИМЕНТЫ.




Шестишаговый рефрейминг

НЛП, коучинг и тренинги личностного роста - всё, что способствует развитию навыков эффективного социального взаимодействия.

Шестишаговый рефрейминг

Сообщение Александр » 24 июн 2012, 18:35

Наш общий знакомый Игорь Петрович Сурков много внимания в своих постах на различных форумах уделяет технике НЛП "Шестишаговый рефрейминг". Поскреб я по сусекам своего компьютера и нашел несколько небезинтересных статей достаточно известных представителей НЛПерского сообщества на эту тему.

Начнем со статьи Стаса Уколова.

Рефрейминг: техники россыпью

Стас Уколов
Эта статья представляет собой развёрнутый вариант доклада на конференции "Достижения НЛП в России", проводившейся 1 ноября 1999 года (по окончании семинара Дэвида Гордона) в Московском центре НЛП.


Текст:
Шестишаговый рефрейминг - одна из тех техник, которые производят неизгладимое впечатление на начинающих НЛПеров, однако по мере повышения их квалификации и знакомства с другими техниками, энтузиазм в значительной степени остывает, и "шестиногий" занимает почётное, но скромное место в их арсенале. Отчасти это оправдано. Какая бы ни была замечательная техника, это только одна из техник, а выбор (как гласит одна из Базовых Пресуппозиций) всегда лучше, нежели его отсутствие, хотя бы даже и в пользу такой замечательной вещи.
Действительно, во многих случаях применение шестишагового рефрейминга похоже, скорее на стрельбу из пушек по воробьям. Узко специализированные техники (взмах, например) способны давать столь же мощные результаты, но гораздо быстрее и проще, правда без такой увлекательной штуки, как получение сигналов от подсознания.
С другой стороны, последнее замечание, кроме того означает, что "6ш" (так я буду его в дальнейшем для краткости называть) действительно технически сложнее, чем большинство других. Общепризнанно, что он требует заметно более высокой квалификации оператора, чем техники, появившиеся в НЛП позднее. Вернее, хорошей сбалансированности всех (или почти всех) навыков НЛП-практика. Кроме того, он, судя по всему, "подогнан" все-таки под среднестатистического белого американца и вызывает порой сложности у "не НЛП-адаптированного" клиента.
К другим недостаткам 6ш можно отнести его потенциальную "нудность" - при некоторых условиях, он способен приводить к постоянным "возвратам" с последнего шага (проверки экологии) и зацикливаниям, что надоедает :) Сюда же отнесу иногда возникающие замечания, что в процессе 6ш легко могут создаваться новые части личности (даже не одна!), то есть производится расщепление (диссоциация) человека, а это, возможно, не так уж и хорошо (интегрирование, во всяком случае, гораздо лучше).
Подытоживая, можно сказать, что 6ш, будучи одной из первых техник НЛП, сохранил свою первоначальную форму и имеет явную внешность "старого" (традиционного) кода НЛП, вместе с его некоторой неуклюжестью и тяжеловесностью. По-моему, было бы жалко оставлять его на полках истории, рядом со скелетами динозавров и самолётом братьев Райт. Итак, он нуждается в новой одежде - яркой, броской, элегантной. Именно об этом и будет рассказано ниже.
Следует только предупредить, что всё нижеследующее не является личной наработкой автора, а представляет собой, скорее, сумму достижений НЛПеров разных регионов России, творчески преломлённую, разумеется, через личный опыт вашего покорного слуги.

Ну, блин, Мичурин даёт!..

И первая идея (или группа идей) основана на некоторой общности 6ш с рядом других техник - упомянутыми в "Рефрейминге" договором частей и созданием новой части и визуальным сдавливанием. Все эти техники, вообще-то, всецело относятся к "традиционному" коду НЛП, и им присущи (в разной степени) одни и те же - упомянутые выше - недостатки.
Так вот, в процессе использования этих техник в реальной практике обнаружилось, что каждая из них, разумеется, не цельная, а состоит из отдельных элементов: установление контакта с частью, выяснение намерения части, ассоциация с ней или диссоциация от неё, получение доступа к её ресурсам, передача её ресурсов другой части (в другой контекст) и т.п. (любопытно, что техники, в основе которых лежит идея о том, что человек состоит из частей, сами оказались "разборными") И возникает естественная мысль: взять все эти кубики от разных техник, побросать в один большой мешок, хорошенечко встряхнуть, а затем доставать по одному на свет божий, и, тщательно подумав, ставить на новое место.
Вот так, вероятно, и родился вариант общей техники работы с частями личности, который я в шутку назвал как-то "Урало-сибирский рефрейминг". Отличается он от каждой их упомянутых техник тем, что он не пошаговый - здесь нет чёткой последовательности действий, а очередной "кубик" выбирается по результатам применения предыдущего.

Доступ к части

Более конкретно: в большинстве случаев первым шагом всё равно является "вызов" части и установление контакта с нею. Как показывает опыт, даже если мы планируем в дальнейшем проводить 6ш, этот шаг ("кубик" доступа к части) гораздо лучше выполняется так, как это делается в визуальном сдавливании: "Пусть часть, ответственная за X выйдет в виде какого-либо образа на твою руку...", или так: "Если бы часть, ответственная за X, расположилась на руке, то как бы она выглядела? Какое бы ощущение было в руке? Какие бы звуки она производила?"
При этом возможен и смешанный вариант: "попроси часть, вызывающую X послать тебе какой-то сигнал... Что это?" - "Давление в низу шеи" - "Выпусти это давление на ладонь руки... Что ты видишь там?"
Или вариант, "слизанный" из холодинамики (с элементами субмодальностей): "Почувствуй в себе ощущения, связанные с X... Где они находятся в теле? Какого размера? Тёплые или холодные?.. <и так далее>... А теперь мысленно отступи назад, оставив их на месте и посмотри на них со стороны... На что это похоже?"
Во многих случаях образ части представляет собой человечка, но вовсе необязательно. Часты также разнообразнейшие животные - реальные и фантастические, разнообразнейшие предметы а также различные пятна как определённой, так и расплывчатой формы (облако, туман, чёрная дыра...)

Общение с частью

Как, наверное, понятно из предыдущих примеров желательным в большинстве случаев является перевод части в визуальную систему и диссоциация от неё. Я думаю, это нужно для убыстрения и облегчения работы и для того, чтобы в дальнейшем в работу естественно включились творческие ресурсы (а в нашей культуре они, судя по всему, преимущественно связаны с визуальной модальностью).
Но в любом случае после выделения части нужно с нею пообщаться. Здесь, как в классическом варианте, можно попробовать установить сигналы Да/Нет (например, часть может кивать или качать головой), но в большинстве случаев удаётся установить более содержательный диалог. Иногда часть способна прямо (голосом) отвечать на вопросы, но даже если нет, она как правило, способна общаться невербально - жестами, мимикой, какими-либо действиями, позой, поворачиваясь или отворачиваясь, приближаясь или удаляясь. Задача интерпретации поведения в этом случае может быть немного сложнее, чем работа с двоичным сигналом, но обычно не представляет труда: "А как ты думаешь, то, что он поднимает руки ладонями вверх, что это может означать? Как тебе кажется? Скажи первое, что приходит в голову" - "Ну, это, наверное, Y..." - "Спроси у него, это и правда Y?" - "Да, он подтверждает"
Общение в режиме Да/Нет, вероятно, естественно для людей с техническим складом ума, но в среднем ведение развёрнутого диалога с частью воспринимается даже "неадаптированным" клиентом более легко и проходит гораздо быстрее (часть иногда может так разговориться, что её не остановишь!) В том случае, если клиент проявляет опасения: "А это не шизофрения?" это можно спокойно рефреймировать в шутку или игру.
В этом же "кубике" хорошо иногда применить идею из последнего шага 6ш: наладив контакт с частью, спросите её: "А ты действительно та/тот, кто мне может помочь/с кем нужно общаться?". Оказывается, что даже на первом шаге иногда "выходит" не проблемная часть, а, например, более общительная, или более ответственная (если такое происходит в стандартном 6ш, это как правило не распознаётся, процесс доводится до конца и возникают массированные возвраты по экологии, или ничего просто не срабатывает). В этом случае лучше поблагодарить часть, вернуть её назад (см. далее) и повторить "кубик" доступа.

Выяснение намерения

Важнейшим элементом любой из техник, "скрещиваемых" в данной статье является поднятие логического уровня - выяснение "истинного", позитивного намерения, стоящего за поведением (хотя начинающие иногда об этом забывают). И тут даже в традиционных вариантах есть выбор.
Можно, например, прямо спросить у части и получить ответ, который звучит в виде слов или пишется в поле мысленного взора. Это работает, к сожалению, недостаточно часто, но всё же бывает.
Можно получить от части условный знак этого намерения и догадаться, что он значит. Или без всякого знака догадаться. В любом случае необходимо проверить правильность догадки, задавая вопросы, требующие ответа "Да/Нет" и калибруя реакцию части.
Можно "впустить" часть внутрь себя. По крайней мере так делалось в том варианте визуального сдавливания, которому учили меня на курсе НЛП-практик. Часть, предварительно выпущенная на руку, ненадолго впускается внутрь (рука подносится к груди) и пользуется телом, глазами и голосом владельца, чтобы высказать своё мнение. После выяснения, она выпускается обратно на руку.
Если часть была визуально диссоциирована при доступе (особенно выпущена на руку), она может сообщить о своём намерении (или вообще выразить своё мнение) мимикой и пантомимой, голосом, движением, танцем. Фактически, это упомянутый выше условный знак, так что здесь тоже уместна догадка с последующей проверкой, только при этом, как правило, и догадаться и проверить оказывается заметно проще.
Наконец, ещё одна идея была подсказана Татьяной Мужицкой. Впрочем, оценить её (идею:) я смог, только познакомившись с некоторыми идеями Симорона. Можно войти во вторую позицию части. Это похоже на "впускание части" внутрь себя, но отличается тем, что я целиком становлюсь этой частью, а моя личность (или даже моё тело) целиком оказывается больше меня, так что я могу понять, а что же я делаю для этого большого, частью которого я являюсь. При этом, по замечанию Татьяны, может быть полезным "сыграть" эту часть, повторить её движения, характерные поступки, тон голоса (впрочем это и есть вторая позиция). Такое изменение перспективы действительно способно кардинально менять подход к ситуации даже само по себе.

Творческий процесс

Традиционным подходом предусматривается вызов ещё одной - "творческой" части и поручение ей задания придумывать новые варианты достижения позитивного намерения. С одной стороны это может означать дополнительное "расщепление" личности, а с другой - не явлется обязательным.
Один из вариантов состоит в том, чтобы попросить самого человека придумывать метафоры изменения (ведь и сама часть - тоже метафора). Например так: "А что это Человечек всё время сидит. Как, по твоему, он может себя ещё вести?" - "Ну, он может встать и походить... Или даже побегать... А ещё ему хорошо научиться танцевать... и петь!"
Опять же при визуальном доступе к образу можно просто дать клиенту (или себе) время посмотреть на часть, задавшись вопросом "А что здесь можно изменить". Образ имеет тенденцию к оживанию и мощному изменению своего поведения (особенно, если умело вплетать пресуппозиции этого).
Вместо творческой части может использоваться "Совет" или "Консилиум" других частей, занимающихся обсуждением или мозговым штурмом (в том числе и по стратегии Уолта Диснея!).
Наконец, даже работа "творческой" части может быть обставлена разными метафорами. Например, она может показывать кино проблемной части или даже проблемной части и сознанию клиента.

Внесение изменений в части и систему

В любом случае, даже если мы воспользовались советами "творческой" части, есть смысл не откладывать некоторые изменения на потом, а сделать их тут же. Самое простое - это просто обратить внимание, как изменился внешний вид или поведение части или частей.
При этом совсем необязательно пускать процесс на самотёк, а можно целенаправленно менять субмодальности образа части. Например, в одном из вариантов визуального сдавливания, одна часть заявила, что она могла бы лучше общаться с другой, если бы та была поменьше. В том случае оператор просто попросил клиента "сжать" вторую часть (предварительно выяснив, что та согласна). Несложно догадаться, что здесь также хорошо работает изменение цвета, веса (давления на руку), характера движений.
Кстати, если мы уж выделили часть и наделили её формой (а зачастую это вообще образ какого-то человечка), то можно провести с этим человеком (объектом) любую технику НЛП, например коллапс якорей или взмах, или даже изменение убеждений. Вероятно, эта возможность всё таки из разряда экзотических, но иногда...
Возвращаясь к теме статьи, замечу, что традиционный процесс визуального сдавливания также можно отнести к кубику "изменение системы частей". Подробно описывать его здесь не буду, он хорошо работает в классическом варианте.
Другой вариант изменений - организация совместной работы частей, когда две (или более) из них, не сливаясь, садятся, например, за стол переговоров (техника разрешения конфликта частей) или совместно трудятся над общим делом, или веселятся, или наоборот расходятся подальше...

Интеграция частей и обратная интеграция

Что очень часто забывают, так это по окончании работы вернуть "расщепление личности" по крайней в первоначальное состояние. Даже если мы не интегрировали разные части, но получали к ним доступ, имеет смысл вернуть их по одной в "океан" личности. Если мы "выпускали" их на руку, то можно "втолкнуть" их внутрь тела. При этом, если интеграция разных частей не нужна, их можно вталкивать в разные части тела.

Всё вместе и вперемешку

Ну и самое главное в том, что мы разбили техники на "кубики" является увеличение свободы в комбинировании. Фактически, у нас не осталось отдельных техник, а образовалось целое их поле, причём со встроенным внутрь сбором информации. Так, сделав с какой-нибудь частью стандартный 6ш, мы можем на этапе экологической проверки обнаружить возражающую часть, и, выясняя её намерения, не возвращаться на предыдущий шаг 6ш, а естественно перейти к визуальному сдавливанию двух имеющихся частей.
Или наоборот, проводя визуальное сдавливание, выяснить, что части не намерены интегрироваться, и провести просто переговоры между ними. Или даже семинар по обмену опытом (передача ресурсов без интеграции частей).
Или, если клиент не способен получить доступа к творческой части, можно собрать несколько маленьких творческих частей и сдавить их в одну, а затем вернуться к 6ш.
Кстати, ничто не ограничивает нас условием работать только с одной или двумя частями одновременно. Вполне возможно выпустить одну часть на левую руку, другую - на правую и посадить ещё две-три части на колени. Или организовать кинотеатр, где сотня заинтересованных частей смотрят фильм, созадаваемый творческой частью. Возможностей здесь столько, и они таковы, что их легче придумать и сделать, чем описывать...

Метафора: Дирижёр

Вторая идея усовершенствования 6ш основана на идее Андрея Мартынова. Правда, мне удалось ее усовершенствовать, и в таком виде, как мне кажется, она работает ещё быстрее и проще. Целью её является устроить всё так, чтобы экология соблюдалась автоматически. При этом сам процесс должен проходить легче и быстрее, и кроме того, практически отпадает необходимость в шестом шаге, что тоже делает процесс более лёгким и быстрым.
Основополагающая идея - проверять экологию прямо в процессе выработки новых решений, так чтобы новое поведение добавлялось в список только после того, когда все заинтересованные части соглашаются с ним. В идеологии 6ш для этого следует завести часть-координатор, которая возьмёт на себя ответственность за коммуникацию всех частей, исходной и творческой части, сбор их реакции и обмен этой информацией.
Эта идея, безусловно, сильно смахивает на легендарное "Подсознательное моделирование" Александра Любимова. Разница здесь в том, что в данном случае часть не назначается Терапевтом, она - только Коммуникатор, выбираемый на момент проведения техники. Кроме всего, это означает, что клиент и оператор (в случае, когда он имеется) имеют больше контроля над ходом работы, поскольку Координатор также постоянно общается и с ними через сознание и выполняет их команды.
Усовершенствование, которое, родилось у меня, заключается в том, что этот Координатор вызывается до всех остальных шагов 6ш. При этом для общения с ним естественно применить описанный выше приём (хотя и не обязательно; можно пользоваться и традиционной технологией). При этом Координатор остаётся единственной частью, с которой происходит общение в сознании клиента, а со всеми остальными частями (проблемной частью, творческой частью, частями, вовлечёнными в экологию) он общается самостоятельно. Поскольку он - именно тот, кто умеет общаться с частями, то это происходит проще.
Кратко опишу шаги полученной техники
Вызов Координатора:
- Есть ли внутри меня часть, которая умеет и любит общаться с другими частями моей личности? Можешь ли ты выйти мне на руку?

Поиск "проблемной" части?
- Можешь ли ты найти ту часть, которая ответственна за X? Удаётся ли тебе установить с ней контакт?

Поиск позитивного намерения
- Спроси у части X, чего она на самом деле хочет, когда делает X? Каково её истинное позитивное намерение? Запомни его.

Генерация новых вариантов поведения
- Можешь ли ты мобилизовать все внутренние резервы для того, чтобы найти другие способы достичь той же цели? Тогда начни собирать новые способы для этого, и тут же сообщай их всем, кого это может касаться, собирай их отклики, и сделай так, чтобы они учитывались в дальнейшем. Те варианты, которые подойдут всем частям и мне в целом, я прошу тебя запоминать. Когда накопится три (пять...) новых вариантов, дай мне знать. Ты понимаешь то, о чём я тебя прошу? Ты можешь это сделать? Тогда начинай.

"Встраивание" новых вариантов
- Кто, по твоему мнению, способен выполнять выработанные варианты поведения? Спроси его (их), согласны ли они попробовать эти новые варианты поведения в реальной жизни?

Экологическая проверка
- Есть ли у кого-нибудь возражения или замечания по поводу проделанной работы?
В заключение несколько замечаний:
Дополнительной приятной особенностью такого варианта является то, что с одной стороны, не приходится тратить время и усилия на сознательный доступ к разным частям, а с другой стороны, это же означает, что мы вносим гораздо меньше потенциальной "дезинтеграции" в личность, и поэтому можем сэкономить на "сборе мусора" в конце техники, то есть не заниматься полной интеграцией, а "впускать" обратно приходится только одну часть.
Первый раз, когда я делал этот вариант, образ, который возник у меня, был Дирижёр. Во фраке, с дирижёрской палочкой, за пюпитром, во главе оркестра. Поэтому я называю этот вариант "Дирижёр".
Интересно, что сама идея "вызвать" Координатора до всех других частей была вызвана тем, что (ввиду позднего времени) мне хотелось проделать всю работу максимально быстро, и я подумал, что так получится проще всего. В качестве вознаграждения я получил интереснейшие полимодальные галлюцинации (надеюсь, читатели этих строк не боятся этого слова). Сначала Дирижёр общался со мной, постукивая палочкой по пюпитру, а потом научился отвечать, управляя оркестром, так что процесс генерации новых решений звучал как целый концерт - пиршество музыки.
Обратите внимание, что в предложеном выше варианте ведения не упоминается "творческая часть". Это согласуется с моим личным стремлением не выделять части без необходимости даже косвенно. Но это не является обязательным, поскольку Координатор, вероятно, может также легко пообщаться и с ней.
Последний шаг (проверка экологии с прямым поиском всех заинтересованных частей) в общем-то избыточен. При правильном исполнении техники экология соблюдается автоматически. В одном случае этот шаг даже вызвал реакцию Координатора ("Мне не доверяют"), так что пришлось делать ещё и рефрейминг смысла.

Заключение

Метаморфозы, произошедшие с, кроме их непосредственной практической пользы, наводят еще на несколько мыслей. Во-первых, это еще одно подтверждение Базовой Пресуппозиции - когда мы добавляем выбор внутрь самой лучшей техники, она становится лучше. Наверное, то же самое происходит, когда мы добавляем выбор внутрь самого НЛП (что это значит для того, кто читает эти строки?), ну, и, разумеется, внутрь Вселенной.
Во-вторых, это, возможно, намёк на то, что следует "покрутить" и другие техники, а может, и их можно сделать более простыми, элегантными, быстрыми, и за счёт этого - более мощными. Другими словами, опыт полученный НЛПерами за последние десятилетия может быть применим и к техникам НЛП. А это в свою очередь означает, что техники - как люди, живут своей собственной жизнью, а значит к ним применимы модель TOTE, логические уровни, стратегии изменения убеждений... Мне это кажется не столь уж заезженным поворотом трёхпозиционного описания. Тема эта представляется в данный момент неохватной, но здесь могут быть зарыты удивительные клады...
Ну и наконец, один из путей модернизации техник здесь обозначен явно - вслед за коллапсом якорей, пришла пора говорить о "коллапсе техник" (хотя правильнее, наверное, говорить об "интеграции техник"). Общеизвестно, что многие НЛПеры делают это "ad hoc" (придумывая конкретную технику для конкретного клиента), однако, вероятно, обмен таким опытом был бы очень полезен.
"Боишься - не делай, делаешь - не бойся, сделал - не жалей"
Аватара пользователя
Александр
 
Сообщения: 1132
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 14:47

Re: Шестишаговый рефрейминг

Сообщение Александр » 24 июн 2012, 18:41

Статья Дмитрия Петухова о шестишаговом рефрейминге.


Текст:
Техника эта называется «Шестишаговый рефрейминг» и давно используется в НЛП (нейро-лингвитстическое прораммирование). Правда, мой вариант заметно отличается от классического, но с какой стати я давал бы вам технику, которую вы можете прочитать в любой книжке по НЛП?

Когда мы говорим об изменении поведения, в принципе, возможны два варианта:
Перестать что-то делать
Делать что-то по-другому


В чем отличие? К первому варианту относятся те поведенческие реакции, которые мы хотим просто прекратить. Т.е., нас устроит ЛЮБАЯ другая «нормальная» реакция. Это особенно относится к вредным привычкам. Как правило, мы просто хотим бросить курить или пить алкоголь или переедать.

Другое дело, когда мы заранее знаем, как именно мы хотим себя вести. Например, если человек боится выступать перед аудиторией, но ему это требуется по работе, то логично предположить, что его цель, не просто перестать бояться, а стать хорошим оратором, научиться говорить уверенно и убедительно.

Кроме того, иногда бывает проще сначала избавиться от «плохого» стереотипа, а уже потом приобрести «хороший».

Когда я объясняю эту концепцию, мне часто задают вопрос о том, как же быть с принципом, который гласит, что нужно мыслить в понятиях цели, а не проблемы. Т.е., не перестать болеть, а выздороветь, не избавиться от неуверенности, а стать уверенным и т.д.

На самом деле, тут нет противоречия. Просто речь идет немного о разных вещах. Итак, допустим, вы хотите бросить курить. Как это переформулировать в концепции целей? Вести здоровый образ жизни? Но что это значит? Это слишком общая цель.

Вот взять сигарету и закурить – это очень конкретно. При этом, у человека может быть масса различных стимулов, типичных ситуаций, когда он берется за сигарету. Чтобы снять стресс, после еды, когда говорит по телефону и т.п.

Возьмем для примера вариант, когда человек всякий раз тянется за сигаретой, когда хочет справиться с нервным напряжением. Есть ли тут какая-то одна «правильная» альтернатива? Конечно, нет. Можно и аутотренингом заняться или какой-нибудь йогой или медитацией, можно спортом заниматься, книжку почитать, вязать крестиком и т.д. и т.п.

Понимаете теперь о чем я? Вот для решения именно таких проблем и используется техника «Шестишаговый рефрейминг», которую мы сегодня и разберем.

Вводные замечания

Само словосочетание «нежелательное поведение» подразумевает, что на сознательном уровне человек не хочет реагировать и действовать таким образом. Тогда почему он продолжает так себя вести? Мы неизбежно приходим к концепции подсознания, чтобы объяснить этот феномен.

Не буду повторяться относительно описания этой модели: сознание-подсознание. Думаю, вы уже имеете достаточное представление об этом. Тут нам важно просто понять, что раз на сознательном уровне нам это поведение не желательно, следовательно, за повторяемость такого поведения ответственно подсознание.

Возникает второй вопрос: «Зачем наше подсознание это делает?» Ведь здесь не может быть «злого умысла». Почему не может? Да потому, что тогда оно пыталось бы навредить самому себе. Потому, что модель разделения личности на сознание – подсознание, это всего лишь удобная модель. Но, человек на самом деле един и неделим.

Работа подсознательной части нашей психики очень похожа на работу компьютера. Основная задача – автоматизация. И подсознание с ней отлично справляется. Нам не нужно задумываться над организацией такой сложно системы как наш организм. Об этом беспокоиться наш биологический компьютер.

Нам достаточно один раз освоить какой-то навык, и он становится автоматическим. Прямо сейчас вы пользуетесь такой возможностью. Однажды, научившись читать, вы сейчас как бы непосредственно получаете информацию, читая эти строки, и не задумываетесь о том, как читается та или иная буква, что означает то, или иное слово.

И одна из программ нашего подсознания – стремиться повторить позитивный опыт и избегать негативного.

В подавляющем большинстве случаев, это нам очень помогает. Например, ребенку достаточно один раз обжечься и он уже никогда не будет пытаться трогать огонь.

Но, как любая жесткая программа, она имеет свои недостатки. Например, если ребенок обжегся о горячий чайник, он может начать бояться все чайники, даже если они холодные.

Итак, наше подсознание ВСЕГДА хочет нам помочь. Но иногда СПОСОБ которым оно это делает, оказывается для нас неприемлемым.

Хорошей иллюстрацией этой идеи являются вредные привычки. Возьмем, к примеру, переедание. Вот представьте, пришел человек домой, на работе сплошные проблемы, стрессы, настроение паршивое. Но, вот он сытно поел и вроде как-то полегчало. Знакомо такое?

Конечно, ведь после еды происходит автоматическое переключение вегетативной нервной системы в режим отдыха (помните, как тянет в сон после сытного обеда?). Снижается нервное напряжение, в кровь поступают эндорфины (так называемые «гормоны счастья»), следовательно, и настроение становиться более благодушным.

И такая метаморфоза, конечно, не ускользнула от внимания нашего подсознания. Найден простой и эффективный способ борьбы со стрессом и плохим настроением. А главное – легко воспроизводимый. И теперь, стоит человеку понервничать – его тянет к холодильнику. Это его подсознание услужливо предлагает ему самое простое решение.

Итак, главный вывод, к которому я вас подвожу – любое «нежелательное поведение», которое «навязывает» нам наше подсознание, таит в себе какое-то позитивное намерение.

Т.е., подсознание старается решить какую-то задачу и выбирает способ, который нас не устраивает на сознательном уровне. Но, ведь у этой задачи могут быть и другие решения.
Например, как я уже выше писал, снять стресс можно очень многими способами. И среди этих способов можно найти такие, которые будут удовлетворять и подсознание и сознание.

Ну, вот теперь можно переходить непосредственно к технике шестишагового рефрейминга.

1. Определите поведение, которое вы хотите изменить

Установите контакт с той частью вашей личности, которая ответственна за данное, нежелательное поведение

Мы уже говорили, что, скорее всего, это ваш подсознательный разум. С ним вам и нужно установить контакт и желательно определиться с ответами «Да» и «Нет». Для этого, можно воспользоваться, например, техниками «левитация руки» или «пальцевый сигналинг»

Вариант с «левитацией руки»

Сейчас, я хочу установить контакт со своим подсознанием и договориться, как будут обозначаться сигналы «да» и «нет». Поднятие какой руки будет означать ответ «Да»?

Ждете, какая рука поднимется.

Поднятие какой руки будет означать ответ «Нет»?

Вариант с пальцевым сигналингом

Сейчас, я хочу установить контакт со своим подсознанием и договориться, как будут обозначаться сигналы «да», «нет» и «не знаю». Движение какого пальца будет означать ответ «Да»?

Ждете, какой палец начнет двигаться.

Движение какого пальца будет означать ответ «Нет»?

Аналогично можно обозначить ответ «не знаю».

Если же вы пока не владеете идеомоторными техниками, то просто поросите свое подсознание дать вам знать в любой удобной (для подсознания) форме, что оно согласно пообщаться. И ждите любого сигнала. Это может быть какой-то образ или мысль или просто какое-то ощущение, что контакт установлен.

Даже, если вам не удастся получить какой-то определенный ответ, вы можете продолжать выполнять технику, т.к., ваше подсознание, скорее всего, включилось в процесс, но у вас пока еще нет просто опыта общения с ним, поэтому и сигналы от него трудно идентифицировать.

Следующий шаг очень важен

2. Определите позитивное намерение в нежелательном поведении

Как мы уже выяснили, подсознание всегда имеет какое-то позитивное намерение, но не всегда находит приемлемый для нас способ реализации этого намерения. На этом этапе как раз и предстоит отделить это позитивное намерение от негативного поведения.

Обратитесь к своему подсознанию с просьбой пояснить любым доступным ему образом цель не устраивающего вас поведения. Обращайтесь со своим подсознанием, как с самым близким и дорогим другом. Например, вы можете сказать своему подсознанию что-то вроде:

«Я понимаю, что ты постоянно обо мне заботишься, и ценю это. Но, я не всегда понимаю смысл того, что ты делаешь. Не мог (могла) бы ты разъяснить мне смысл такого-то (опишите нежелательное поведение, которое вы хотите изменить) поведения?»

Или

«Я бы хотел, чтобы ты разъяснил (а) мне смысл такого-то (опишите нежелательное поведение, которое вы хотите изменить) поведения, в любой удобной для тебя форме, чтобы я мог осознать его».

В результате, ответ может придти к вам в виде какого-то образа, мысли, ощущения. Но, даже если на данном этапе вам не удастся получить какого-то осмысленного ответа, вы можете продолжить, т.к. по большому счету не так важно, чтобы вы осознавали позитивную функцию поведения, которое вы хотите изменить. Главное, чтобы ваше подсознание сумело найти достойную альтернативу. Поэтому, следующий шаг

3. Создание новых альтернатив поведения


Попросите свое подсознание обратиться к творческим ресурсам вашей личности с тем, чтобы помочь вам найти новые варианты реализации позитивной функции поведения, которое вы хотите изменить.

А сами начинайте сознательный поиск. Почему я не рекомендую, как предлагается в большинстве руководств по этой технике просто ждать результата работы подсознания? Потому, что, по-моему, все лучшие идеи приходят к человеку, когда он задействует как бессознательные, так и сознательные ресурсы своей психики. Работа подсознания будет реализовываться в том, что «неожиданно» к вам в голову будут приходить новые идеи.

Т.е., вы начинаете размышлять на тему того, что полезного может быть в том негативном поведении, которое вы хотите изменить и какие могли бы быть альтернативы такому поведению. И как еще можно реализовать это намерение, т.е. какие еще могут быть варианты поведения, которые реализуют эту цель.

В примере со стрессом и негативным вариантом борьбы с ним - перееданием, вы просто ищите способы борьбы со стрессом. Все что может прийти вам в голову. Желательно эти варианты записывать.

При этом, важно на данном этапе не заниматься критикой и отсевом. Это должен быть мозговой штурм. Здесь важно собрать как можно больше вариантов. Иначе, вы рискуете упустить что-то ценное. Когда почувствуете, что больше ничего не приходит в голову, и вы нашли хотя бы с десяток таких вариантов, можно переходить к следующему шагу

Может показаться, что здесь вы работаете исключительно на сознательном уровне. Но, это не так. Вы поставили задачу своему подсознанию, и оно будет обязательно вам помогать. Когда вы о чем-то размышляете, откуда приходят мысли? Конечно, из подсознания. Вы сознательно ставите вопросы. Ответы же всегда приходят из подсознания.

Переходим к следующему шагу

4. Оценка альтернатив

Для начала, произведите сознательный отсев. Например, если вы искали альтернативы для борьбы со стрессом, то в список могли попасть такие варианты как алкоголь и какие-нибудь фармацевтические средства типа транквилизаторов. Очевидно, что это не лучшая замена.

Т.е., вы отсеивает все, что считаете не приемлемым для себя. В результате, у вас получится список, достаточно равнозначных, с сознательной точки зрения альтернатив.

И теперь, нужно чтобы ваше подсознание оценило предложенные варианты. Обратитесь к своему подсознанию с просьбой оценить предложенные варианты с точки зрения безопасности, простоты и эффективности.

Что это за критерии?


Безопасность (экологичность). Имеется в виду, что новый вариант поведения не окажет какое-либо негативное воздействие на наше здоровье, личность или какие-то сферы нашей жизни.

Например, если для борьбы со стрессом вы решите уединиться на год в тибетском монастыре, может пострадать ваша карьера и личная жизнь :-)

Простота и эффективность. Это важный критерий. Ведь подсознание выбрало то поведение, от которого вы хотите избавиться именно потому, что этот вариант показался вашему подсознанию наиболее простым и эффективным. Следовательно, альтернативное поведение должно быть не менее простым и эффективным.

Теперь о том, как технически организовать такую проверку. Предложите вашему подсознанию оценить каждый новый вариант по 5-ти бальной шкале.

Если вы владеете идеомоторными техниками, то для этой цели хорошо подойдет техника «пальцевый сигналинг» или «маятник».

Если вы пока еще не освоили эти техники, то следующий вариат для вас. Итак, у вас есть список новых вариантов поведения. Возьмите листок бумаги, запишите эти варианты столбиком и напротив каждого нарисуйте такую шкалу:

0...........1............2............3.............4............5

Возьмите в не ведущую руку (если вы правша — в левую, если левша — в правую) ручку или карандаш.

Попросите свое подсознание оценить каждую альтернативу по пятибалльной шкале. Например, вы можете сказать что-то вроде: «Сейчас я прошу свое подсознание оценить этот вариант поведения (назовите его) по пятибалльной шкале, с точки зрения безопасности, простоты и эффективности»

Теперь, постарайтесь не задумываясь поставить крестик, галочку или любую другую черточку в той части шкалы, куда интуитивно потянется рука. Или обвести кружочком ту цифру, которую захочется. Тут важно просто не раздумывать, как говориться, как рука возьмет.

Оцените таким образом все варианты. Если в итоге получится меньше 2 вариантов с оценкой 4 и выше, то вернитесь на предыдущий шаг и найдите еще, по крайней мере, 5 новых альтернатив поведения.

Если есть 2 или больше варианта с оценкой 4 или выше — переходите к следующему шагу

5. Выбор одного варианта

Попросите свое подсознание: "Выбери один новый способ, который ты считаешь наиболее удовлетворительным и доступным в осуществлении своего положительного намерения"

Если вы владеете идеомоторными техниками, я рекомендую использовать здесь пальцевый сигналинг, хотя можно маятник или левитацию руки, как вам больше нравится.

Если вы не владеете идеомоторными техниками, то выберите какой-то вариант чисто интуитивно, т.е., не рассуждая, а просто по принципу «больше понравился»

Далее. Спросите подсознательную часть: «Возьмешь ли ты на себя ответственность за использование этого нового выбора в течение трех недель, чтобы оценить его эффективность?»

Опять же, вы можете использовать идеомоторные сигналы для ответа или ожидать сигнала от подсознания в любой форме (образы, ощущения или просто какой-то внутреннее чувство согласия/несогласия).

Вы обратили внимание, что я задал временные рамки? Наше подсознание весьма прагматично устроено и ему лучше предлагать сначала что-то попробовать, а уже потом принимать окончательное решение. Разумеется, вы можете скорректировать этот временной промежуток. Просто, как вам больше понравится, можете месяц предложить или два.

И последний шаг:

6. Подстройка к будущему

Представьте, как вы реализуете свое новое поведение в различных типичных ситуациях. Т.е., в тех ситуациях, в которых раньше проявлялось ваше нежелательное поведение. Как вы себя при этом чувствуете? Как другие люди реагируют на ваше поведение? Комфортно ли вам?

Если вам что-то не понравиться, вы всегда можете вернуться к более ранним шагам и повторить процедуру.

Эта техника мне нравиться еще и тем, что она работает даже тогда, когда человек просто читает ее описание и по ходу просто «примеряет» ее к какой-то своей проблеме. Хотя, безусловно, значительно большего результата можно достичь, если выполнять ее основательно.

И эта техника вам еще обязательно пригодиться, когда мы будем разбирать различные темы практического применения методов ПСР. Так что в дальнейшем, я часто буду на нее ссылать, а потому, рекомендую ее хорошо освоить.

Да, и вы конечно, не могли не заметить, что выполнение шестишагового рефрейминга значительно упрощается, если вы владеете идеомоторными техниками самогипноза.
"Боишься - не делай, делаешь - не бойся, сделал - не жалей"
Аватара пользователя
Александр
 
Сообщения: 1132
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 14:47

Re: Шестишаговый рефрейминг

Сообщение amigo » 11 янв 2015, 04:49

Интересовался раньше - кое-что осталось :hi_hi_hi:

Адаптации для народа :hi_hi_hi: с различными сферами применения :sh_ok:

https://www.youtube.com/watch?v=333hjthuy0s

[youtube_1]https://www.youtube.com/watch?v=333hjthuy0s[/youtube_1]
Последний раз редактировалось amigo 11 янв 2015, 05:05, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
amigo
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 28 июн 2014, 14:31

Re: Шестишаговый рефрейминг

Сообщение amigo » 11 янв 2015, 04:51

https://www.youtube.com/watch?v=GFcpK2VsUYE

[youtube_1]https://www.youtube.com/watch?v=GFcpK2VsUYE[/youtube_1]
Аватара пользователя
amigo
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 28 июн 2014, 14:31

Re: Шестишаговый рефрейминг

Сообщение amigo » 11 янв 2015, 04:52

https://www.youtube.com/watch?v=iQPQGiK18zI

[youtube_1]https://www.youtube.com/watch?v=iQPQGiK18zI[/youtube_1]


Кстати, под одним из этих видео на ютубе есть ссылка на сайт этой барышни - там находится текстовое описание.
Это так - если кого заинтересует :hi_hi_hi: :)-(:
Аватара пользователя
amigo
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 28 июн 2014, 14:31

Re: Шестишаговый рефрейминг

Сообщение amigo » 11 янв 2015, 05:03

Ну и конечно: :hi_hi_hi:

https://www.youtube.com/watch?v=w6jD3zD-SAs

[youtube_1]https://www.youtube.com/watch?v=w6jD3zD-SAs[/youtube_1]


Отличный пример того, как из чего-то можно сделать "сякретную авторскую методику" :sh_ok: :-)

Но, справедливости ради, нужно отметить, что обьясняет он не плохо :hi_hi_hi:
Аватара пользователя
amigo
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 28 июн 2014, 14:31


Вернуться в НЛП, коучинг и тренинги личностного роста

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1





Рейтинг сайтов Ufolog.ru Рейтинг@Mail.ru