Между прочим, в старину у славян был еще божок по имени Бай или Баюн (это второе его имя отразилось в прозвище Кота-Баюна, который умеет усыплять человека песнями и сказками). Бай славился своей разговорчивостью - вернее, краснобайством. Ему служили сороки, вороны и прочие крикливые птицы. В книге Чака Поланика «Колыбельная» рассказывается о таинственной «баюльной песне»: «В некоторых древних культурах ее пели детям во время голода или засухи. Или когда племя так разрасталось, что уже не могло прокормиться на своей земле. Ее пели воинам, изувеченным в битве, и смертельно больным -всем, кому лучше было бы умереть. Чтобы унять их боль и избавить от мук». Именно эта древняя песня, случайно зазвучав вновь, унесла много невинных жизней. Ведь недаром прародители считали, что петь колыбельную можно только тогда, когда ребенок сам не может заснуть.
Небрежное отношение к суггестии - «ключу Перуна», усиленному многократно, приводит к появлению «словесной чумы», которая передается на слух. «Палки и камни могут покалечить. Но теперь и слова тоже могут убить.
Новая смерть, эта чума, может прийти откуда угодно. Из песни. Из случайно услышанного объявления. Из проповеди. От уличного музыканта. Можно подхватить смерть от ведущего в телемагазине. От учителя. От интернетского файла. От поздравительной открытки ко дню рождения. От печеньица с предсказанием судьбы.
Миллион человек посмотрит какое-нибудь телешоу, а наутро они все умрут, потому что посреди программы была реклама. Представьте, какая поднимется паника.
Такой же эффект наблюдается, если телеведущий или журналист недомогает или болеет - с большой долей вероятности у многих, кто услышал его обращение в эфире или прочитал статью, начнутся подобные проблемы со здоровьем. Опасность отдельного негативного текста возрастает по мере увеличения его тиражей.
Главная защита от этой опасности - понять, в чем заключается магичность слова, как именно и почему слово воздействует на мир.
Аглая знала по собственному опыту, что в момент потрясения наибольшее облегчение и силу дает поэзия - ритмичные песня, заговор или легенда.
Поэт Андрей Белый утверждал, что поэтическая речь и есть речь в собственном смысле: «Живая речь - вечно текущая, созидающая деятельность, воздвигающая перед нами ряд образов и мифов; наше сознание черпает силу и уверенность в этих образах; они - оружие, которым мы проницаем тьму». Великое значение живой поэтической речи в том, что она ничего не доказывает словами. Слова естественно группируются в ней так, что совокупность их дает образ. Логическое значение этого образа и его зрительная наглядность неопределенны. Личность сама наполняет живую образную речь познанием и творчеством. В каждом живом человеке эта речь вызывает ряд деятельностей; и поэтический образ досоздается. Любой человек становится немного художником, воспринимая живое слово. Метафора, сравнение, эпитет есть семя, прозябающее в душах; оно сулит тысячи цветов; у одного оно прорастает как белая роза, у другого как синенький василек.
Главная задача мифологической речи - творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей, дабы великолепием этим покрыть мир. Творческое слово суггестивно, оно созидает мир благодаря направленной энергии языка.
По сути, говоря о творении мифа, проницающего тьму, мы обращаемся к суггестивному (латентному) воздействию на подсознание. Оно направлено на манипуляции с установкой и ориентировано на правое полушарие головного мозга, которое имеет следующие особенности:
1) отражает мир как участник происходящего, выявляя индивидуальные особенности объектов и событий;
2) тесно связано с чувственной информацией, которая воздействует «здесь и сейчас», перерабатывая неосознаваемые сигналы, получаемые человеком непосредственно от своего тела;
3) отвечает за непроизвольное запоминание и эмоциональные подсознательные процессы;
4) ориентировано на отрицательные эмоции, так как неприятные ситуации связаны с опасностью, которая требует быстрого и точного реагирования. Способствуя обострению внимания, отрицательные эмоции увеличивают скорость реакций и тем улучшают оперативный прогноз;
5) обеспечивает человеку личную эмоциональную значимость целеполагания;
6) более «искренно»: именно на левой половине лица выражается «истинное чувство». В то время как «правая» мимика в большей мере произвольно корректируется;
7) правостороннее мышление не чувствительно к противоречиям, как и сама действительность;
8) может получать информацию непосредственно из Космоса;
9) обладает особым, выразительным языком, в большой степени единым и универсальным для любого народа.
При нарушении деятельности правого полушария, например, в результате инсульта, русскоговорящий человек может испытывать речевые затруднения, но легче усваивает английскую речь.
Весь процесс творческой символизации уже заключен в средствах изобразительности самого языка.
Андрей Белый считал целью творческого процесса создание словесной метафоры (символа, т.е. соединения двух предметов в одном). Но как только цель достигнута, мы оказываемся на границе между поэтическим и мифическим творчеством. Символ оживает и действует самостоятельно: белый рог месяца становится белым рогом мифического существа. Символ становится мифом. Месяц есть теперь внешний образ тайно скрытого от нас небесного быка или козла: мы видим рог этого легендарного животного, самого же его не видим. Всякий процесс художественного творчества в этом смысле мифологичен.
Небрежное отношение к суггестии - «ключу Перуна», усиленному многократно, приводит к появлению «словесной чумы», которая передается на слух. «Палки и камни могут покалечить. Но теперь и слова тоже могут убить.
Новая смерть, эта чума, может прийти откуда угодно. Из песни. Из случайно услышанного объявления. Из проповеди. От уличного музыканта. Можно подхватить смерть от ведущего в телемагазине. От учителя. От интернетского файла. От поздравительной открытки ко дню рождения. От печеньица с предсказанием судьбы.
Миллион человек посмотрит какое-нибудь телешоу, а наутро они все умрут, потому что посреди программы была реклама. Представьте, какая поднимется паника.
Такой же эффект наблюдается, если телеведущий или журналист недомогает или болеет - с большой долей вероятности у многих, кто услышал его обращение в эфире или прочитал статью, начнутся подобные проблемы со здоровьем. Опасность отдельного негативного текста возрастает по мере увеличения его тиражей.
Главная защита от этой опасности - понять, в чем заключается магичность слова, как именно и почему слово воздействует на мир.
Аглая знала по собственному опыту, что в момент потрясения наибольшее облегчение и силу дает поэзия - ритмичные песня, заговор или легенда.
Поэт Андрей Белый утверждал, что поэтическая речь и есть речь в собственном смысле: «Живая речь - вечно текущая, созидающая деятельность, воздвигающая перед нами ряд образов и мифов; наше сознание черпает силу и уверенность в этих образах; они - оружие, которым мы проницаем тьму». Великое значение живой поэтической речи в том, что она ничего не доказывает словами. Слова естественно группируются в ней так, что совокупность их дает образ. Логическое значение этого образа и его зрительная наглядность неопределенны. Личность сама наполняет живую образную речь познанием и творчеством. В каждом живом человеке эта речь вызывает ряд деятельностей; и поэтический образ досоздается. Любой человек становится немного художником, воспринимая живое слово. Метафора, сравнение, эпитет есть семя, прозябающее в душах; оно сулит тысячи цветов; у одного оно прорастает как белая роза, у другого как синенький василек.
Главная задача мифологической речи - творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей, дабы великолепием этим покрыть мир. Творческое слово суггестивно, оно созидает мир благодаря направленной энергии языка.
По сути, говоря о творении мифа, проницающего тьму, мы обращаемся к суггестивному (латентному) воздействию на подсознание. Оно направлено на манипуляции с установкой и ориентировано на правое полушарие головного мозга, которое имеет следующие особенности:
1) отражает мир как участник происходящего, выявляя индивидуальные особенности объектов и событий;
2) тесно связано с чувственной информацией, которая воздействует «здесь и сейчас», перерабатывая неосознаваемые сигналы, получаемые человеком непосредственно от своего тела;
3) отвечает за непроизвольное запоминание и эмоциональные подсознательные процессы;
4) ориентировано на отрицательные эмоции, так как неприятные ситуации связаны с опасностью, которая требует быстрого и точного реагирования. Способствуя обострению внимания, отрицательные эмоции увеличивают скорость реакций и тем улучшают оперативный прогноз;
5) обеспечивает человеку личную эмоциональную значимость целеполагания;
6) более «искренно»: именно на левой половине лица выражается «истинное чувство». В то время как «правая» мимика в большей мере произвольно корректируется;
7) правостороннее мышление не чувствительно к противоречиям, как и сама действительность;
8) может получать информацию непосредственно из Космоса;
9) обладает особым, выразительным языком, в большой степени единым и универсальным для любого народа.
При нарушении деятельности правого полушария, например, в результате инсульта, русскоговорящий человек может испытывать речевые затруднения, но легче усваивает английскую речь.
Весь процесс творческой символизации уже заключен в средствах изобразительности самого языка.
Андрей Белый считал целью творческого процесса создание словесной метафоры (символа, т.е. соединения двух предметов в одном). Но как только цель достигнута, мы оказываемся на границе между поэтическим и мифическим творчеством. Символ оживает и действует самостоятельно: белый рог месяца становится белым рогом мифического существа. Символ становится мифом. Месяц есть теперь внешний образ тайно скрытого от нас небесного быка или козла: мы видим рог этого легендарного животного, самого же его не видим. Всякий процесс художественного творчества в этом смысле мифологичен.