Роман Злотников
5 дек в 19:04
Текст:
Чудо санкций
Вы знаете, о том, что санкции – это хорошо, сегодня об этом не говорит только ленивый. Хотя это и не совсем так. Потому что не смотря на все бравурные лозунги, публичные акции сыроваров и регулярные объявления об успехах импортозамещения, каждый из нас на своем собственном кармане прекрасно ощущает, что жизнь стала хуже. Впрочем, доля собственно «санкций» в этом самом «хуже» не так уж и велика – по моим весьма приблизительным прикидкам не более трети, а то и четверти. Остальные же три четверти «на совести» упавшей цены на нефть и разрыва хозяйственных связей с Украиной. Да-да, этот разрыв ударил и по нам. Хотя по Украине куда как больнее… Но с другой стороны тут еще вопрос – что именно считать санкциями? Только лишь то, что публично называется этим словом, либо вообще все действия, которые были предприняты против России глобалистской элитой Запада. Или кто-то до сих пор считает, что падение цен на нефть всего лишь «реакция рынков» и ничего более? А резкое торможение строительства новых кораблей и трудности с авиастроением… ну просто «надуло». Увы, мы еще только подбираемся к возможностям замены судовых турбин, которые нам поставляла «Зоря-машпроект» и только-только запускаем в серию авиадвигатели, которые, слава богу, все еще получаем с «Моторсичи». А ведь этими двумя областями проблемы с разрывом хозяйственных связей отнюдь не ограничиваются…
Но, я хочу сказать, что, не смотря на все эти проблемы, мы все равно должны быть благодарны санкциям. Потому что они побудили нас серьезно заняться своим будущим. Что я имею ввиду? Ну слушайте…
До начала всей этой санкционной истории основная и, так сказать, самая стабильная и востребованная часть нашего ВВП была неразрывно связана с нефтегазовым сектором. Причем, я имею ввиду, отнюдь не только продажу за рубеж самих нефти и газа, нет. И, даже, не продукты их первого передела типа бензина или аммиака. Деньги, поступающие в страну в качестве оплаты за нефть и газ, живительным потоком орошали и наши машиностроение, существенная часть которого завязана на обслуживание нефтегазового сектора, и судостроение, и строительную отрасль, и многое другое. В этом нет ничего необычного. Многие страны живут подобным же образом. Причем, не только страны Персидского залива или, какая-нибудь Нигерия, но и вполне себе высокоразвитые. Например, в тех же Норвегии и Австралии на сырьевой сектор завязана куда большая доля ВВП, чем в России. Да и в Канада от них не то чтобы как-то сильно отстает… Так что чего бы и нам не жить да и радоваться? НО! Судя по тому, в каких областях сейчас идет активное развитие технологий, эта благодать – ненадолго. И ажиотажному спросу на нефть и газ осталось не так-то и много времени. Максимум лет двадцать. А то и гораздо меньше. Откуда такой вывод? А давайте прикинем вместе…
Главное, для чего используется нефть, газ и продукты их переработки – это топливо. На его производство расходуется от 90 до 95% всей добываемой нефти. Причем, автомобильное топливо занимает в этих процентах более половины. Остальное – авиационный керосин, мазут для судовых двигателей, масла, отопление и т.п.… С газом ситуация похожая, но немного другая. Самые крупные статьи расхода по нему – выработка электроэнергии, металлургия, использование населением (в первую очередь отопление). Эти три сектора потребляют порядка 70 % всего добываемого газа. То есть тоже топливо, но, скажем так – промышленное. А теперь, когда мы с этим разобрались, попробуем экстраполировать, что ждет все эти области потребления главного российского богатства в ближайшие десятилетия.
Итак, сначала нефть:
1. Автомобильное топливо.
Насколько мне представляется, спрос на автомобильное топливо в достаточно обозримом будущем начнет резко и быстро падать. Почему? Да все просто – грядет эра электромобилей. Даже сейчас использованием уже имеющихся и вполне отработанных технологий можно закрыть порядка 70-80 % всех поездок на легковом автотранспорте. Так, поездки из дома на работу и обратно, по магазинам, а так же на дачу и ли, там, на шашлыки можно осуществлять с помощью электромобилей, причем, даже без извращений, типа «сверхбыстрой» зарядки аккумуляторов. Т.е. тупо – утром взял машину, заряжавшуюся в гараже/охраняемой стоянке от банальной розетки, вечером вернулся и поставил ее на зарядку. Еще и проблема уличных парковок параллельно решается. Как и оплаты за парковочное место. Пришел с утра, провел картой по считывателю – и оплатил сразу и зарядку, и парковку. Более того – перед выходом из дома еще и через смартфон дал команду включить обогрев салона/кондиционер (в зависимости от сезона), и сел уже в прохладный/теплый салон с чистыми стеклами. И это сейчас! А ведь прогресс в этой области не стоит на месте. Технологии производства аккумуляторов активно развиваются, делая их мощнее, долговечнее, сокращая время, потребное на зарядку, снижая их стоимость, вес, размеры… Вспомните, какой скачок совершили солнечные панели? Или, скажем, светодиоды? Еще десять-пятнадцать лет назад это были, скорее, этакие статусные вещи – неэффективные, недолговечные и жутко дорогие игрушки. А сегодня в Южной Европе уже странно видеть крышу, на которой не установлены солнечные панели…
2. Авиационное и судовое топливо.
Здесь пока ситуация заметно отстает от пункта 1, но, например, для легкомоторной авиации/вертолетов, а так же маломерных судов/катеров ситуация вполне себе похожа на автомобильную. Хотя, не исключено, что в этой области внедрение электродвигателей пойдет несколько более медленными темпами. Т.е. если лет через десять большая часть выпускаемых автомобилей будет «гибридами», а лет через двадцать – уже чистыми «электро» (именно большая, а не все), то в легкомоторной авиации и маломерных судах это произойдет лет на пять-десять позже. С авиалайнерами и крупными судами ничего подобного не произойдет, пока не появятся накопители, так сказать, промышленного типа, способные, скажем, собрать и сохранить энергию равную недельной выработке небольшой электростанции. Хотя применяемые в них двигатели, несомненно, изрядно прибавят в топливной эффективности, как это постоянно и происходит. Впрочем, над промышленным накопителями сейчас активно работают. Потому что без них наиболее «экологичные» виды энергетики – солнечная и ветровая, так и останутся «игрушками для богатеньких». Один факт – учет в энергетическом балансе ветровых и солнечных электростанций идет всего лишь по 1/10 от максимальной мощности. Потому что надежно согласовать потребности потребителей и возможности генерирующих мощностей, использующих столь нестабильные вещи, как сила и скорость ветра или интенсивность солнечного излучения иначе не получается. А ну как, в тот момент, когда нам потребуется полная мощность – небо будет затянуто тучами или установиться полный штиль? И чего тогда делать – лапу сосать? Другое дело, если ты можешь как-то накопить излишки энергии, образующиеся в период яркого солнца или сильного ветра и отдать их в сеть в момент необходимости… Пока более-менее надежно это можно сделать только с помощью гидроаккумулирующих станций, но они требуют капвложений, сравнимых с полноценными ГЭС… Однако, процесс идет и, несомненно, когда-нибудь, непременно, закончиться успехом. А вот такие накопители уже вполне можно будет воткнуть в аэробус или балкер.
3. Отопление.
Ну, тут все просто – электрические теплые полы или электрорадиаторы знаете? Вот они-то заменят привычные нам водяные батареи. Ну, если, конечно, удастся снизить стоимость электроэнергии. Но к этому все идет. Даже угольные и газомазутные блоки за последние двадцать лет изрядно прибавили в стоимостной эффективности, а про атомную энергетику и говорить нечего. А уж если удастся «замкнуть» топливный цикл…
4. Масла и технические жидкости.
Ну тут, пока никаких особых прорывов не просматривается. Эти жалкие проценты, похоже, еще надолго останутся за нефтью.
Теперь, что касается газа:
1. Электроэнергетика.
Судя по тому, с какой скоростью растет число стран, чьи представители толпятся в приемной Росатома, возжелав войти с круг тех, кто приобщился к атомной энергетике, АЭС вступили в пору великого ренессанса. Нет, полностью закрыть потребности в электричестве атомные электростанции не смогут, поскольку атомными блоками сложно маневрировать, то есть реагировать на снижение/повышение нагрузки. Скажем, наступил вечер – на улицах зажглись фонари – давай больше электричества, сильно повысилась температура – народ повключал кондиционеры на полную – опять нужна энергия. Выходной день – предприятия стоят – снижай нагрузку. В таком режиме атомные блоки чувствуют себя плохо – их нужно долго разгонять (дни, в лучшем случае – часы), и столь же аккуратно и неторопливо снижать нагрузку. Так что для маневра мощностями нужны другие типы блоков… То есть и атомные можно приспособить – французы сделали, но это для них не естественный режим. Однако, такие «приливы/отливы» занимают не более 20-30% от максимальной нагрузки сети. Т.е., как минимум 65-70 % вполне можно отдать АЭС. Тем более, что стоимость энергии на атомных станциях самая низкая. А при замыкании топливного цикла может стать и вообще копеечной…
2. Металлургия.
Уж не знаю, всю ли металлургию можно перевести на электроплавку или только ее большую часть, но факт остается фактом – подавляющее большинство металлов и сплавов можно получать с помощью все того же электричества. Да еще и сплавы качественнее получаются. Поскольку без лишних примесей, попадающих в расплав при сжигании ископаемого топлива…
3. Использование населением (отопление).
Ну, по отоплению мы уже говорили…
И вот тут мы выходим на очень интересные вещи. Если нефти и газу, этим главным наполнителям российской казны, осталось наполнять ее не так долго, причем, даже не вследствие их полного исчерпания, а из-за скорой гораздо меньшей их востребованности – на что жить будем? И вот тут нам на помощь и пришли благословенные санкции! Нет, о перекосах и сырьевой ориентированности нашей экономики говорилось уже давно, но ранее все эти разговоры были, так сказать, в пользу бедных. Ну знаете, как это принято «в приличном обществе» – устроить благотворительный обед с омарами и трюфельным супов в пользу голодающих, или раздеться догола, оставшись в одних бешено дорогих «лабутенах», в знак протеста против убийства бедных животных для производства шуб. Так и здесь – все всё понимали, соглашались и… продолжали «пилить свою елочку», качая нефть/газ и закупая за рубежом все – от обсадных труб и бурильных растворов до говядины и яблок. А зачем напрягаться-то? Все ж налажено – логистика, тайм-менеджмент, сервис и так далее. Каждый день в десять вечера на базу сети приезжает очередная фура с упакованными и развешенными польскими яблоками, которые развозятся по сетевых супермаркетам и напрямую выкладываются на полки. И никакого геморроя! И тут на тебе – санкции!
Нет,
Кто-то может сказать – а что изменилось-то? Как сидели в дерьме, так и сидим, только еще в большем. Ни промышленности, ни науки, ни сельского хозяйства, а теперь еще и денег нет… Ан нет! Вот всего лишь несколько фактов:
Россия вышла на первое место в мире по торговле зерном, обогнав и Америку, и Канаду. Когда такое было? Всегда ж покупали – у тех же США и Канады. В России впервые за все постсоветское время начато серийное (!) строительство новой серии атомных ледоколов. Причем, именно серии, а не просто отдельного судна! К настоящему моменту изготовлено и продано уже более ста самолетов «Сухой Супержджет». А как губы кривили – не раскрутится, никто не купит… Совершен достаточно серьезный рывок в селекционно-генетичской работе в области сельского хозяйства. Мы восстанавливаем производство своих семян и молодняка, в том числе рыбной молоди. Запущен реактор БН-800, с помощью которого будет отработан тот самый замкнутый топливный цикл. Закончены первый цикл испытаний совершенно нового современного гражданского авиадвигателя ПД-14, служащего базой для целого семейства. «ГАЗ» открыл представительства по торговле своими машинами в 40 странах мира, а объемы поставок автомобилей из России, например, в Германию по сравнению с предыдущим годом выросли в 10 раз! Конечно, в этом случае, скорее эффект низкой базы – ну кому в Германии раньше на хрен сдались наши автомобили? Но теперь-то сдались! На финишную прямую выходят проекты по созданию новых самолетов. МС-21 собран уже третий образец, а у Ил-112, собран фюзеляж первого летного образца. Да что там мы начинаем конкурировать с зарубежными производителями в таких областях, о которых ранее и подумать было нельзя. Вот, например, в 2016 году более чем в 2 раза увеличился экспорт из России стиральных машин. Причем большая часть их ушла в, т.н. дальнее зарубежье – в Польшу, Румынию, Италию и т.д… Да, эта техника, по большей части, несет на себе иностранные бренды, но производиться-то на наших заводах и нашими работниками! Причем, эти заводы были построены без единой копейки государственных денег и за счет тех самых иностранных брендов. Они же произвели и обучение персонала… Вот скажи мне кто еще три года назад, что мы будем стиральные машины в Италию продавать – долго бы ржал и крутил пальцем у виска…
На самом деле перечислять то, что было сделано за прошедшие три года можно долго. Скажу главное – мы очень сильно продвинулись к той экономике, которая поможет нам выжить и удержаться после того, как потребление углеводородов в мире резко упадет. То есть, нам все равно пришлось бы проходить через все то, через что мы проходим сейчас, пусть, вероятно, несколько позже, но с куда большими напрягами и в жутком цейтноте. И хотя мы, пока еще, в начале этого пути, но, уже точно – твердо на него встали… И все благодаря санкциям! К тому же сейчас есть шанс, что мы, развернув экономику, успеем-таки ухватить и еще кусочек-другой остатков нефтяного бума.
Знаете, у меня даже иногда закрадывается мысль, что вся эта бодяга с санкциями началась вовсе не так, как нам рассказывали, а… ну, типа, сидят ВВП с Обамой где-нибудь в бане. И вот, после парной, наш «Темнейший» Обаме и пожаловался. Так мол и так – все ноги отбил о каменные задницы, вот-вот рынок углеводородов ухнет, но все равно никто не шевелиться. Прям ума не приложу – что делать? А Барак Хусейныч ему – Володя, брат, да гавно вопрос! Да я для тебя – все, что угодно! И помог! Так что спасибо тебе, Барак Хусейныч и доброго тебе здоровьичка на пенсии…