Форум ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ и САМОРАЗВИТИЯ

Тайны развития интуиции.



Индивидуальная и групповая ПРАКТИКА. Обсуждения, веб-конференции, совместные ЭКСПЕРИМЕНТЫ.




Ключ к девяти стадиям пребывания в покое (Тропа шаматхи)

Эзотерика в форме философско-мировоззренческих учений и практических систем. Каббала и суфизм, даосизм и герметизм, алхимия внутренняя и внешняя. Да и вообще - всё скрытое, коварное и организованное в систему )))

Ключ к девяти стадиям пребывания в покое (Тропа шаматхи)

Сообщение jtyr » 15 мар 2016, 17:31

Ключ к девяти стадиям пребывания в покое (Тропа шаматхи)
1. Первая стадия обретается благодаря силе изучения или слушания.
2. Монах фиксирует свой ум на объекте концентрации.
3. Лассо символизирует памятование или внимательную сосредоточенность.
4. Крюк для управления слоном символизирует ясное понимание.
5. Пламя, постепенно уменьшающееся вдоль пути, символизирует снижающийся уровень усилия, необходимого для поддержания как памятования, так и понимания.
6. Слон олицетворяет ум; его чёрный цвет обозначает грубую форму ментальной притуплённости, или ступора.
7. Обезьяна представляет умственное возбуждение - её чёрный цвет означает отвлечение и рассеянность. Сначала обезьяна быстро бежит и тащит за собой слона.
8. Вторая стадия достигается силой концентрации.
9. Это достигается удлинением периодов сосредоточения на объекте.
10. Пять чувств: прикосновение (материя), вкус (фрукт), запах (раковина с благовониями), звук (кимвалы) и зрение (зеркало) — это объекты отвлечения.
11. Начиная с головы, слон и обезьяна постепенно белеют. Это показывает постепенный прогресс в фиксации на объекте и удерживании концентрации.
12. Третья и четвёртая стадии достигаются силой памятования и сосредоточения.
13. Монах накидывает лассо на слона, фиксируя блуждающий ум на объекте.
14. Заяц, который теперь появляется на спине у слона, представляет тонкий аспект притуплённости, ментальную апатию. Здесь возникает способность разграничивать грубый и тонкий аспекты притуплённости ума.
15. Слон, обезьяна и заяц смотрят назад; это показывает, что, распознав ментальные отвлечения, ум поворачивается назад к объекту созерцания.
16. Медитирующий достигает ясного и детального восприятия объекта.
17. Достижение пятой и шестой стадий овладения медитацией возможно благодаря силе ясного восприятия-понимания.
18. Обезьяна теперь послушно следует за слоном; отвлечений становится всё меньше.
19. Даже возникновение благих мыслей должно восприниматься как отвлечение от объекта медитации.
20. Монах удерживает слона крюком; блуждания ума остановлены ясным пониманием.
21. Ум под контролем.
22. Заяц исчезает, поскольку ум умиротворён.
23. Седьмая и восьмая стадии достигаются силой энергичных усилий.
24. Обезьяна покидает слона и садится на корточки позади монаха в полном повиновении. Однако на животных всё ещё остаются некоторые следы черноты; это показывает, что тончайшие притуплённость и отвлечённость ума ещё могут возникать. Но, как только они возникнут, их можно устранить, применив минимальное усилие.
25. Обезьяна исчезает, и слон становится полностью белым. Теперь ум может длительное время оставаться поглощённым объектом медитации.
26. Однонаправленность ума.
27. Девятая стадия овладения умом достигается силой совершенствования.
28. Совершенная невозмутимость. Путь окончен, и слон отдыхает. Из сердца медитирующего монаха исходит радуга.
29. Монах летит один; телесное блаженство.
30. Монах едет верхом на слоне; достижение шаматхи.
31. Верхом на слоне по радуге; ментальное блаженство.
32. Монах владеет пламенеющим мечом совершенного озарения и триумфально возвращается по радуге - корень сансары устранён союзом шаматхи и випашъяны (меч) и пустотностью в качестве объекта созерцания.
33. Обретение контроля над пламенем высшего сосредоточения и понимания символизирует способность исследовать тончайшие нюансы смысла шуньяты: знание абсолютной реальности всего сущего.
Ключ к девяти стадиям пребывания в покое (Тропа шаматхи)
1. В нижней части репродукции, на "первой стадии", медитирующий отделён от своего Ума значительным расстоянием. Слон Ума - на поводу у обезьяны возбуждения. Очень заметен огонь, т.е. медитаци требует много энергии; препятствия присутствуют максимально - всё черно.
2. На второй стадии медитирующий, благодаря своёму вниманию, приблизился к слону. Ум ведом по-прежнему обезьяной, но темп замедлился. Возбуждение и неясность пошли на убыль - на слоне и обезьяне сквозь черноту стало просвечивать белое.
3. На третьей стадии медитирующий уже не гоняется за своим Умом. Они встретились лицом к лицу. Обезьяна по-прежнему впереди, но она уже тащит слона за собой. Между медитирующим и Умом установился постоянный контакт - их соединяет верёвка "возврата". Появилась тонкая форма неподвижности, прежде не замечавшаяся, - это маленький кролик. Черноты-мутности и возбуждённости убыло.
4. На четвёртой стадии продолжается развитие в том же направлении, медитирующий ещё больше приблизился к Уму. Больше белизны на слоне, обезьяне и кролике. Сцена кажется спокойнее предыдущей.
5. На пятой стадии роли поменялись. Теперь уже медитирующий ведёт слона - Ум - посредством внимательности и постоянного возврата. Обезьяна больше не ведёт слона, но кролик по-прежнему тут. Сцена посветлела.
На дереве сидит белая обезьяна и собирает белые плоды: это деятельность Ума, занявшегося благими поступками. Хотя такие действия в целом следует в себе поощрять, в практике шаматхи они тоже являются препятствиями. Поэтому само дерево черно и стоит на обочине.
6. На шестой стадии заметен прогресс: медитирующий ведёт слона. "Возврат" медитации постоянен, вниманию же нет необходимости специально направляться на Ум. Кролика больше нет. Света опять прибавилось.
7. На седьмой стадии сцена стала совсем мирной. Направлять движение нет нужды. Ситуация почти целиком прозрачна; на некоторые тонкие препятствия указывают оставшиеся чёрные пятна.
8. На восьмой стадии слон кротко идёт вместе с медитирующим. Черноты почти не осталось, затухло и пламя усилий. Медитация сделалсь естественной и непрерывной.
9. На девятой стадии Ум и медитирующий находятся в полном покое. Они теперь - старые товарищи, привыкшие к полному спокойствию, друг рядом с другом. Препятствия исчезли, шаматха совершенна.
На следующих изображениях, опирающихся на пучок, исходящий из сердца медитирующего, представлено развитие практики уже внутри этого состояния шаматхи. Осуществление шаматхи характеризуется весёлостью и восторгом, что передано как полёт практикующего в виде медитирующего, который едет на слоне верхом.
Последняя картина относится к сопряжённой практике шаматхи и випашьяны. Направление движения изменилось на противоположное. Медитирующий - вместе со своим Умом, верхом на нём. Огонь свидетельствует о вновь появившейся энергии - это непосредственное Постижение, изображённое в виде пламенного меча Проникающего постижения, который разрубает два чёрных луча, т.е. покровы страстей и двойственности.
(практика випашьяны: когда Ум пребывает в своём естественном состоянии, могут постепенно раскрыться его глубинная природа и обнаружиться все его качества. "глубинное прозрение", по тибетски "лхаг-тонг". Лхаг значит ясный или высший, и тонг узреть; т.о. лхаг-тонг - это "Ясно узреть", обладать глубинным прозрением, которое позволит распознать природу Ума, ясно увидеть его основополагающее состояние. В этой практике сначала получаем инструкции, потом медитируем и отчитываемся ламе о своём опыте. Он подтверждает или не подтверждает справедливость опыта, и помогает нам понемногу распознать истинную природу Ума.)

Верхняя часть рисунка, где радуга появляется из сердца монаха, представляет десятую и одиннадцатую стадии трансцендентного ментального сосредоточения. Десятая стадия телесного и ментального блаженства символизируется летящим монахом и монахом верхом на слоне. Одиннадцатая стадия представлена монахом верхом на слоне, идущем по радуге. Из сердца монаха возникают две радуги, которые тот готов разрубить пылающим мечом мудрости. Две эти радуги представляют собой кармические отпечатки и омрачения ума (санскр. klesha-varana) и препятствия инстинктивных ментальных искажений, преграды к всеведению (санскр. jneyavarana).
Немного проще, но с такой же символической последовательностью, происходит достижение медитативного покоя в «десяти пиктограммах поисков быка» в дзен-буддизме. Здесь бык заменяет слона, и в некоторых традициях дзен он постепенно меняет цвет, по мере того как его замечают, находят, пасут, седлают и, наконец, забывают. Десять образов поиска быка иллюстрируют поэтапно его поиск, обнаружение его следов, его ловлю, выпас, возвращение верхом на быке домой, забвение быка, забвение человека, который подчинил его, возвращение на место, откуда всё началось, и появление на рыночной площади, чтобы учить и преображать.
Аватара пользователя
jtyr
 
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 20 май 2012, 18:46

Вернуться в Эзотерические учения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17





Top.Mail.Ru