АЛХИМИЯ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ
Добавлено: 08 фев 2012, 15:35
Материал из книги:
В начале этот мир был только Атманом в виде Пуруши...
Он пожелал второго. Он стал таким,
Как женщина и мужчина, соединенные в объятиях.
Он разделил себя на две части.
Отсюда произошли супруг и супруга...
Поэтому это пространство заполнено женщиной.
Он сочетался с нею. Отсюда произошли люди...
Так в действительности он произвел все,
Что существует в парах...
Он сам есть все боги.
Космогония тантры и индуистской традиции в целом представляет процесс творения, состоящий из двух фаз «нисходящей» и «восходящей». Изначальная реальность состоит из двух начал, которые находятся в таком единстве, что не осознают свою специфичность. Фаза «нисхождения» из состояния абсолютного единства начинается, когда эта пара начинает осознавать свое отличие друг от друга. Фаза «нисхождения» соответствует отделению Шакти от мужского божества — Шивы или от Будды в буддизме. Женское начало отделяется от мужского и порождает мир множественности объектов и субъектов, воспринимающих разделенную реальность как состоящую из отдельных фактов субъективного опыта. В этой фазе Шакти постепенно утрачивает изначальную связь с Абсолютом, обосабливается, «темнеет», приобретает иллюзорную видимость «автономии», «самодостаточности». Центральный для индуистской традиции термин «иллюзия» (майя) представляет именно процесс отделения Шакти. Он является «иллюзией» не потому, что не наделен реальностью, но потому, что в нем «затемняется» сущностная зависимость ее проявления от Истока (Шакти от Абсолюта).
Вторая фаза проявления — это фаза «втягивания» Шакти Абсолютом, когда мужское божество вбирает свою источенную в первой фазе энергию, «преобразуя», «очищая» ее от налета иллюзорной самодостаточности. Тантрийская традиция сосредоточивает внимание именно на второй фазе проявления, рассматривая Шакти не саму по себе, но в динамическом процессе «втягивания» в мужской принцип. Адепт тантры отождествляется с Шакти именно как с динамической ипостасью божества, страстно стремящейся возвратиться к своему Истоку.
Творение Вселенной символически можно изобразить в виде энергий и форм, последовательно возникающих вокруг Истока. Исток символизирует непроявленный Абсолют — изначальное Единство Абсолюта и его энергии в непроявленном состоянии. Творение — проявление мира — происходит из Истока (высшей точки) во вне. Все энергии, эманации и формы возникают на разных стадиях проявления. По мере удаления от Истока энергии и субстанции становятся все более плотными и материальными. Все стадии процесса творения Вселенной можно представить в виде развертывания из «первоматерии» первоэлементов или стихий, образующих иерархическую систему. Все множество элементов реальности потенциально содержится в изначальной «высшей точке» (парабинду), которая является Истоком. Космогония тантры предполагает сложный процесс разделения «высшей точки» на диаду, триаду и далее на множество. «Высшая точка» предшествует делению реальности на Шиву и Шакти, и ее можно рассматривать как результат брака божественной четы. Одновременно она является главным «агентом» реализации на уровне тантрийского ритуала.
Это метафизическое видение лежит в основе практики тантры, связанной с мужским семенем и его аналогом на уровне «тонкого» тела. Тантрийская традиция разработала множество методов, позволяющих адепту реализовать единство с Абсолютом. Это различные пути, ведущие к одной цели. К ним относится и «внутренняя алхимия». Во время тантрийской практики адепт начинает с «внешних» — наиболее удаленных плотно-материальных элементов, проходит все более тонкие планы творения, постепенно приближаясь к Истоку. Так он постигает процесс «свертывания» (ниврити) Вселенной в изначальное непроявленное состояние и достигает изначальное состояние единства с Абсолю¬том.
Процесс возвращения к Истоку — достижение изначального единства мужского и женского начал — фактически является определением метафизики и практики тантрийского «освобождения». На метафизическом уровне божественная пара соответствует двум существенным аспектам каждого космического принципа. Мужской бог символизирует бытие (стабильное начало), а женское божество — жизнь, энергию и могущество проявления мира. Цель тантризма — в достижении высшего состояния единения бытия и могущества — соития Шивы и Шакти. В буддийском тантризме этому единству соответствует состояние Великого озарения (махасукха). Этого состояния достиг великий Будда. В буддизме слово «будда» означает не имя принца Сиддхарты Гаутамы, а трансцендентное состояние «пробуждения» («будда» — от слова «буддхи» — «пробуждение», «просветление»). В индуизме и тантризме фундаментальные роли мужского и женского начал символизирует изображение пары, обнимающейся в «золотом экстазе» (випарита-майтуна), где мужчина соответствует неподвижной основе бытия — «точке вечности» в центре мира, а женщина символизирует активность, энергию и ритм, вращение на периферии круга Вселенной.
Решающую роль в тантрийской традиции играют женщины. Они являются носителями специфической женской энергии, занимающей центральное место в тантрийских образах и представлениях. Эта энергия проявляется в ритуальной практике. Мужчины могут прогрессировать только при воссоединении с женщиной. Мужчина и женщина дополняют друг друга. Обыденный любовный акт является сокрытой аллегорией «космического экстаза». Если его сделать совершенным, то он выведет за пределы индивидуальной ограниченности и приведет к пониманию изначального божественного акта творения. Понимание изначального единства определяет путь адепта к «освобождению». Тантрийское понимание процесса творения включает практику преобразования обыденной реальности посредством возврата к Истоку—в состояние изначального единства. Основным в этом процессе является человеческое тело с его внутренней системой чувств, ощущений, переживаний. Главная формула тантры «Я есть Она» (сахам). Тантристы стремятся преобразить Шакти в истоковое состояние вечного соития с бесстрастным божеством-аскетом Шивой. В тантрийской метафизике совокупление рассматривается не как похотливая забава, а как сакральный «космический ритуал», когда мужчина соединяется с женщиной как «Небо с Землей».
А. Жеребцов Тайны алхимиков и секретных обществ
КОГДА НЕБО СОЕДИНЯЕТСЯ С ЗЕМЛЕЙ
ПУТЬ ЗОЛОТОЙ ЗМЕИ. АЛХИМИЯ В ИНДИИ
С самого начала человеческой истории исследование природы развивалось по двум направлениям — познание материи и души. В Древнем Египте, Древней Греции, а затем в арабских странах и в средневековой Европе адепты алхимии основывали теории превращения металлов и других элементов на раскрытии тайны «первоматерии». Считалось, что адепт, преуспевший в этом, не только получит власть над элементами, но и отыщет эликсир жизни. Очистив материю до ее первоисточника, он сможет произвести все, что пожелает, модифицируя или добавляя некоторые качества. В Индии и Тибете адепты прилагали этот же принцип к своему духовному развитию. Адепт, которому удастся постигнуть изначальную природу самого себя, - сможет преобразовать материю не только «внутри» своего тела, но и элементы «внешнего» мира. Достигнув этого, он овладеет чудесными силами (сиддхи), которые эффективны как во «внутреннем» (духовном), так и во «внешнем» (материальном) мирах. Могущественные индийские и тибетские адепты йоги проверяли свои духовные достижения, превращая материальные объекты.
Некоторые элементы алхимии были известны уже доарийскому коренному населению Индии. Значительная часть этого раннего знания была сохранена в трактатах аюрведы — медицинском наследии Древней Индии. Лабораторные методы «внешней алхимии» завезли в Индию арабы, которые сами заимствовали основные идеи у александрийских алхимиков. Принципы «внутренней» алхимии — работы с «тонким» телом человека, возможно, были, занесены в Индию из Китая. В Индии «внешняя» и «внутренняя» алхимия приняла типично индийский характер.
Некоторые элементы алхимии были известны уже доарийскому коренному населению Индии. Значительная часть этого раннего знания была сохранена в трактатах аюрведы — медицинском наследии Древней Индии. Лабораторные методы «внешней алхимии» завезли в Индию арабы, которые сами заимствовали основные идеи у александрийских алхимиков. Принципы «внутренней» алхимии — работы с «тонким» телом человека, возможно, были, занесены в Индию из Китая. В Индии «внешняя» и «внутренняя» алхимия приняла типично индийский характер.
УЧЕНИЕ ДЛЯ «ЧЕРНОЙ ЭРЫ»
Частью гностического движения, развивавшегося одновременно на Западе и на Востоке, был тантризм, получивший свою завершенную форму в Индий и Тибете. Как всякий гностицизм, тантризм стремился заменить чисто рациональные процессы живым опытом, вырваться из профанического пространства и времени в абсолютное пространство и время, непостижимую «пустоту», содержащую в себе все. Согласно учению тантры, в современном мире человек может обрести знание, учения и ритуалы для достижения сверхчеловеческого уровня и победы над смертью. Именно это является главной целью всех индийских традиций. Согласно индийской космологии, существование Вселенной подразделяется на четыре периода, которые длятся многие тысячелетия, но каждый последующий короче предыдущего. Сатья-юга («золотой век») — период благоденствия, духовности и справедливости. Постепенно происходит снижение духовного уровня людей и отклонение от изначальной истины. За ним следует трета-юга, двапара-юга и, наконец, кали-юга («черный век»), в которой мы сейчас живем. В кали-югу бездуховность, несправедливость, страдания, раздор, жестокость, несчастья и невежество достигают апогея. В кали-югу люди опускаются по уровню своего сознания на самую низшую ступень. Среди людей возобладают негодяи. Правители-варвары будут эксплуатировать народы. Однако и в «черный век» бог воплощается в различных формах и наставляет людей на путь спасения. Вопрос состоит только в том, какими способами люди могут превзойти свое низкое состояние и достичь «освобождения». В Индии верят, что для каждой эпохи бог дал определенное учение, изложенное в трактатах. Для сатья-юги — это были веды; для трета-юги — смрити; для дварапа-юги — пураны; для кали-юги — тантры.
В эпоху вед риши поклонялись многим богам, которые относились к различным явлениям природы, ища у них защиту от вражды людей и гнева сил природы. Провидцы эпохи Упанишад посвящали свою жизнь познанию высшей истины, скрытой за пределами видимого мира. Они обнаружили единство Брахмана (высшего принципа, который проявляет себя) и Атмана (индивидуальной души). Они стремились к единению Атмана с Брахманом. Подготовкой к этому являлись добропорядочные, деяния и жизнь, а средством достижения единения служила медитация. Такое единение (мокша), однако, редко достигалось за одно рождение. Чтобы соединиться с Брахманом, приходилось рождаться много раз.
В эпоху вед риши поклонялись многим богам, которые относились к различным явлениям природы, ища у них защиту от вражды людей и гнева сил природы. Провидцы эпохи Упанишад посвящали свою жизнь познанию высшей истины, скрытой за пределами видимого мира. Они обнаружили единство Брахмана (высшего принципа, который проявляет себя) и Атмана (индивидуальной души). Они стремились к единению Атмана с Брахманом. Подготовкой к этому являлись добропорядочные, деяния и жизнь, а средством достижения единения служила медитация. Такое единение (мокша), однако, редко достигалось за одно рождение. Чтобы соединиться с Брахманом, приходилось рождаться много раз.
Тантры предназначаются для человека «черной эры» (кали- юга), дух которого оказался глубоко сокрыт плотью, и он утратил в значительной мере свои духовные качества. Корень слова тантра «тан» означает «распространять знание». Само же слово означает «писание», «трактат». «Тантры» являются трактатами, в которых изложено учение тантризма. Согласно тантрийской традиции, тантры являются пятой «ведой». Ритуалы, схожие с тантризмом, являются очень древними. Их описание можно найти в «Ригведе» и «Ахтарваведе». Однако истоки этих ритуалов можно проследить даже в доведические времена. В то время как разные метафизические системы относятся к природе реальности и философским методам, тантры делают основной упор на практические методы постижения этой реальности. Самой важной частью тантр является практика (садхана). Хотя тантрийские практики можно отыскать в эпоху Упанишад и вед, тем не менее как особый класс литературы и тип практики тантры самым тесным образом связаны с шиваизмом, а самкхья-йога придала им важное философское обоснование. Тантризм, с одной стороны, оказал влияние на все основные духовные традиции Индии, с другой стороны, он формировался под влиянием этих традиций и впитал в себя их космологические представления.
КАПЛЯ ЖИЗНИ В ЧАШЕ ВЕЧНОСТИ
В начале этот мир был только Атманом в виде Пуруши...
Он пожелал второго. Он стал таким,
Как женщина и мужчина, соединенные в объятиях.
Он разделил себя на две части.
Отсюда произошли супруг и супруга...
Поэтому это пространство заполнено женщиной.
Он сочетался с нею. Отсюда произошли люди...
Так в действительности он произвел все,
Что существует в парах...
Он сам есть все боги.
Космогония тантры и индуистской традиции в целом представляет процесс творения, состоящий из двух фаз «нисходящей» и «восходящей». Изначальная реальность состоит из двух начал, которые находятся в таком единстве, что не осознают свою специфичность. Фаза «нисхождения» из состояния абсолютного единства начинается, когда эта пара начинает осознавать свое отличие друг от друга. Фаза «нисхождения» соответствует отделению Шакти от мужского божества — Шивы или от Будды в буддизме. Женское начало отделяется от мужского и порождает мир множественности объектов и субъектов, воспринимающих разделенную реальность как состоящую из отдельных фактов субъективного опыта. В этой фазе Шакти постепенно утрачивает изначальную связь с Абсолютом, обосабливается, «темнеет», приобретает иллюзорную видимость «автономии», «самодостаточности». Центральный для индуистской традиции термин «иллюзия» (майя) представляет именно процесс отделения Шакти. Он является «иллюзией» не потому, что не наделен реальностью, но потому, что в нем «затемняется» сущностная зависимость ее проявления от Истока (Шакти от Абсолюта).
Вторая фаза проявления — это фаза «втягивания» Шакти Абсолютом, когда мужское божество вбирает свою источенную в первой фазе энергию, «преобразуя», «очищая» ее от налета иллюзорной самодостаточности. Тантрийская традиция сосредоточивает внимание именно на второй фазе проявления, рассматривая Шакти не саму по себе, но в динамическом процессе «втягивания» в мужской принцип. Адепт тантры отождествляется с Шакти именно как с динамической ипостасью божества, страстно стремящейся возвратиться к своему Истоку.
Творение Вселенной символически можно изобразить в виде энергий и форм, последовательно возникающих вокруг Истока. Исток символизирует непроявленный Абсолют — изначальное Единство Абсолюта и его энергии в непроявленном состоянии. Творение — проявление мира — происходит из Истока (высшей точки) во вне. Все энергии, эманации и формы возникают на разных стадиях проявления. По мере удаления от Истока энергии и субстанции становятся все более плотными и материальными. Все стадии процесса творения Вселенной можно представить в виде развертывания из «первоматерии» первоэлементов или стихий, образующих иерархическую систему. Все множество элементов реальности потенциально содержится в изначальной «высшей точке» (парабинду), которая является Истоком. Космогония тантры предполагает сложный процесс разделения «высшей точки» на диаду, триаду и далее на множество. «Высшая точка» предшествует делению реальности на Шиву и Шакти, и ее можно рассматривать как результат брака божественной четы. Одновременно она является главным «агентом» реализации на уровне тантрийского ритуала.
Это метафизическое видение лежит в основе практики тантры, связанной с мужским семенем и его аналогом на уровне «тонкого» тела. Тантрийская традиция разработала множество методов, позволяющих адепту реализовать единство с Абсолютом. Это различные пути, ведущие к одной цели. К ним относится и «внутренняя алхимия». Во время тантрийской практики адепт начинает с «внешних» — наиболее удаленных плотно-материальных элементов, проходит все более тонкие планы творения, постепенно приближаясь к Истоку. Так он постигает процесс «свертывания» (ниврити) Вселенной в изначальное непроявленное состояние и достигает изначальное состояние единства с Абсолю¬том.
Процесс возвращения к Истоку — достижение изначального единства мужского и женского начал — фактически является определением метафизики и практики тантрийского «освобождения». На метафизическом уровне божественная пара соответствует двум существенным аспектам каждого космического принципа. Мужской бог символизирует бытие (стабильное начало), а женское божество — жизнь, энергию и могущество проявления мира. Цель тантризма — в достижении высшего состояния единения бытия и могущества — соития Шивы и Шакти. В буддийском тантризме этому единству соответствует состояние Великого озарения (махасукха). Этого состояния достиг великий Будда. В буддизме слово «будда» означает не имя принца Сиддхарты Гаутамы, а трансцендентное состояние «пробуждения» («будда» — от слова «буддхи» — «пробуждение», «просветление»). В индуизме и тантризме фундаментальные роли мужского и женского начал символизирует изображение пары, обнимающейся в «золотом экстазе» (випарита-майтуна), где мужчина соответствует неподвижной основе бытия — «точке вечности» в центре мира, а женщина символизирует активность, энергию и ритм, вращение на периферии круга Вселенной.
Решающую роль в тантрийской традиции играют женщины. Они являются носителями специфической женской энергии, занимающей центральное место в тантрийских образах и представлениях. Эта энергия проявляется в ритуальной практике. Мужчины могут прогрессировать только при воссоединении с женщиной. Мужчина и женщина дополняют друг друга. Обыденный любовный акт является сокрытой аллегорией «космического экстаза». Если его сделать совершенным, то он выведет за пределы индивидуальной ограниченности и приведет к пониманию изначального божественного акта творения. Понимание изначального единства определяет путь адепта к «освобождению». Тантрийское понимание процесса творения включает практику преобразования обыденной реальности посредством возврата к Истоку—в состояние изначального единства. Основным в этом процессе является человеческое тело с его внутренней системой чувств, ощущений, переживаний. Главная формула тантры «Я есть Она» (сахам). Тантристы стремятся преобразить Шакти в истоковое состояние вечного соития с бесстрастным божеством-аскетом Шивой. В тантрийской метафизике совокупление рассматривается не как похотливая забава, а как сакральный «космический ритуал», когда мужчина соединяется с женщиной как «Небо с Землей».
ИСТОКИ ТАНТРЫ
Раскопки в долине Инда в 20—30-х годах XX века показали, что за две тысячи лет до вторжения племен ариев в Индостан здесь существовала развитая доведическая цивилизация, которую можно считать одной из самых древних на нашей планете (наряду с египетской, шумерской и китайской). При раскопках древнейших протоиндийских городов Хараппы и Мохенджодаро были обнаружены печати с иероглифическими надписями и изображениями трезубца и рыбы, трезубца и женской фигуры, а также фигурки богини-матери, огромные каменные линги (фаллический символ) и йони (символ женского лона), которые свидетельствовали о существовании у до ведических племен культа богини-матери и ритуалов плодородия. Изучение протоиндийских текстов привело к выводу о том, что трезубец означает «великий». Сочетание трезубца со знаком рыбы является символом Великого бога, который носит титул «Великая рыба». Сочетание трезубца со знаком женщины является титулом «Великой богини». Великий бог и его супруга Великая богиня являлись верховными богами протоиндийцев. Позднее Великий бог протоиндийцев перешел в пантеон индуизма, став прототипом индуистского бога Шивы, которого и по сей день именуют «Великой рыбой» (Маха матсья). Великий бог и Великая богиня почитаются последователями тантры как верховные божества Шива и Шакти. Главная черта тантризма — апофеоз женского начала, связанный с древним культом богини-матери. Этот культ лежит в основании всех тантрийских ритуалов. Традиция тантры — древнее чем самая древняя из ведических книг — «Рнгведа», которая датируется большинством ученых серединой II тысячелетия до нашей эры.
«Ригведа» повествует о пришествии в Индостан племен ариев. В ней упоминается большое Число богов. Позднее жрецы-браманы объявили верховным божеством и создателем всего сущего — Брахму. Древние ведические племена были скотоводческими и патриархальными. И хотя, поселившись в Индии, они занялись земледелием, патриархальная организация и наследование продолжали доминировать. Религиозные устои брахманизма, изложенные в пуранах, и социальные уложения, перечисленные в смрити, не были привлекательными для масс. Сохранение доведического культа богини-матери и ритуалы плодородия земли нашли отражение в ведических текстах (особенно в «Ахтарваведе»), В брахманической литературе соединение мужского и женского начал не только рассматривается как средство духовного совершенствования, но и отождествляется с самим жертвоприношением.
В VI веке до нашей эры в Индии на смену брахманизму пришли три новые религии — буддизм, джайнизм и индуизм, в основу которых легли верования древних народов и племен Индостана. В индуизме Брахман ведического пантеона стал рассматриваться как некое безликое начало, а на первый план выходят боги Вишну и Шива. Вишнуизм и шиваизм постепенно сливались. Изменения произошли и в культе богини-матери, который привел к возникновению шактизма — поклонению богине Шакти, которой подчинены остальные боги. В шактизме самое яркое выражение нашли тантрийские идеи и ритуалы, влияние которых испытали в средние века все основные духовные традиции Индии. С I по VI века нашей эры распространение получила в основном школа сада-шиваизма, целью которой является поклонение Шиве и обретение «спасения» (мукти). С VI по IX века появились йамала-танры школы бхирава-шиваизма.
В период с VIII века до нашей эры по XIV век нашей эры тантризм в Индии был очень распространен среди народных масс. Хотя поздние авторы тантрийских трактатов пытались найти основания для своих доктрин в ведах, тантра так и осталась как бы вне ведической традиции. Тантризм отрицал кастовую систему и патриархат брахманизма. В дальнейшем тантризм оказал воздействие не только на индуизм, но и на буддизм. В X веке с упадком буддизма в Индии произошло слияние многих школ индуистского и буддийского тантризма. Образовавшийся в результате тантризм был по сути шактизмом, целью которого является не столько "спасение", сколько достижение контроля над силами природы. Шакти имеет две формы: видимую и скрытую. Феноменальный мир разворачивает видимое действие Шакти во «внешнем» мире, в то время как скрытое действие внутренних процессов, воздействующих на ум, демонстрируют действие Шакти во «внутреннем» мире. В настоящее время в Индии шактизм играет важную роль. Лучшей иллюстрацией тому служит индуистская «Саммоха тантра», написанная в XIV веке. В последующие века сближение индуистского и буддийского тантризма привело к появлению еще двух тантрийских школ: натхизма (с оттенком шиваизма) и сахаджа (с оттенком вишнуизма). Сахаджаяна для достижения «освобождения» отказалась от «внешних» ритуалов и выдвинула на первый план «внутреннюю» йогическую тренировку. Адепты сахаджаяны придают особое значение человеческому телу, которое олицетворяет Вселенную. Сахаджаяна получила распространение в индуистском и буддийском тантризме (ваджраяна).
Тантризм включает индуистские, буддийские, джайнистские, а также китайские тантрийские традиции. В рамках каждой из них существуют основные направления, которые можно определить по верховным божествам, поклонение которым занимает первостепенное значение, В индуистской тантрийской традиции по количеству последователей наиболее распространены три направления: вишнуизм (поклонение Вишну), шактизм (поклонение Шакти) и шиваизм (поклонение Шиве). В вишнуизме существую школы панчаратра, сахаджа, бхагавата и другие. Самой известной из них является панчаратра. Особое место занимает тантрийская школа сахаджа, которая сыграла существенную роль в развитии индуистского и буддийского тантризма в средние века. Адепты сахаджа не связывают себя выполнением «внешних» ритуалов и выдвигают на первый план тантрийскую йогу и «внутреннюю алхимию». Цель адепта — осознание «сахаджа» — истока всего сущего. Когда все чувства тонут в нем, возникает состояние абсолютной недвойственности. Освобождение тела, которое и есть сосредоточие человеческой жизни, ведет к освобождению души. Бессмертие тела достигается методом «обратный путь» (параврити), который связан с «внутренней алхимией» и употреблением «чистых» элементов (лекарств), очищающих тело от «нечистых» элементов.
В шиваизме существуют школы трика (агама), вира натха и другие. С точки зрения «внутренней алхимии», особого внимания заслуживают школы вира и натха. Адепты вира- шиваизма поклоняются Абсолюту (Брахману), символом которого является бог Шива. Шива полон сознания блаженства, но только благодаря богине Шакти он может осознать это. Шакти — это энергия самоосознания Шивы. Отношения между Шивой и Шакти тождественны. Понимание Абсолюта как тождества Шивы и Шакти подвело вирашиваизм вплотную к тантрийскому шактизму. В предгорьях Гималаев сложилась школа натха, практиковавшая тантрийскую йогу и алхимию. Слово «натха» переводится как «господин». В учении натха бог именуется Ади-Натха — «Изначальный господин». Ади-Натха — это Изначальный Шива (Парамашива). Его божественную супругу (Парамашакти) зовут Кетака. Согласно учению натхов, конечная реальность имеет два аспекта, символизируемых Солнцем и Луной. Цель адепта-натха пережить состояние недвойственности посредством соединения в теле сил Солнца и Луны. Основным средством достижения цели являются практики «внутренней алхимии» — кундалини-йога, а не совершение «внешних» форм поклонения, что свидетельствует об изначальной эзотеричности учения натхов.
«Ригведа» повествует о пришествии в Индостан племен ариев. В ней упоминается большое Число богов. Позднее жрецы-браманы объявили верховным божеством и создателем всего сущего — Брахму. Древние ведические племена были скотоводческими и патриархальными. И хотя, поселившись в Индии, они занялись земледелием, патриархальная организация и наследование продолжали доминировать. Религиозные устои брахманизма, изложенные в пуранах, и социальные уложения, перечисленные в смрити, не были привлекательными для масс. Сохранение доведического культа богини-матери и ритуалы плодородия земли нашли отражение в ведических текстах (особенно в «Ахтарваведе»), В брахманической литературе соединение мужского и женского начал не только рассматривается как средство духовного совершенствования, но и отождествляется с самим жертвоприношением.
В VI веке до нашей эры в Индии на смену брахманизму пришли три новые религии — буддизм, джайнизм и индуизм, в основу которых легли верования древних народов и племен Индостана. В индуизме Брахман ведического пантеона стал рассматриваться как некое безликое начало, а на первый план выходят боги Вишну и Шива. Вишнуизм и шиваизм постепенно сливались. Изменения произошли и в культе богини-матери, который привел к возникновению шактизма — поклонению богине Шакти, которой подчинены остальные боги. В шактизме самое яркое выражение нашли тантрийские идеи и ритуалы, влияние которых испытали в средние века все основные духовные традиции Индии. С I по VI века нашей эры распространение получила в основном школа сада-шиваизма, целью которой является поклонение Шиве и обретение «спасения» (мукти). С VI по IX века появились йамала-танры школы бхирава-шиваизма.
В период с VIII века до нашей эры по XIV век нашей эры тантризм в Индии был очень распространен среди народных масс. Хотя поздние авторы тантрийских трактатов пытались найти основания для своих доктрин в ведах, тантра так и осталась как бы вне ведической традиции. Тантризм отрицал кастовую систему и патриархат брахманизма. В дальнейшем тантризм оказал воздействие не только на индуизм, но и на буддизм. В X веке с упадком буддизма в Индии произошло слияние многих школ индуистского и буддийского тантризма. Образовавшийся в результате тантризм был по сути шактизмом, целью которого является не столько "спасение", сколько достижение контроля над силами природы. Шакти имеет две формы: видимую и скрытую. Феноменальный мир разворачивает видимое действие Шакти во «внешнем» мире, в то время как скрытое действие внутренних процессов, воздействующих на ум, демонстрируют действие Шакти во «внутреннем» мире. В настоящее время в Индии шактизм играет важную роль. Лучшей иллюстрацией тому служит индуистская «Саммоха тантра», написанная в XIV веке. В последующие века сближение индуистского и буддийского тантризма привело к появлению еще двух тантрийских школ: натхизма (с оттенком шиваизма) и сахаджа (с оттенком вишнуизма). Сахаджаяна для достижения «освобождения» отказалась от «внешних» ритуалов и выдвинула на первый план «внутреннюю» йогическую тренировку. Адепты сахаджаяны придают особое значение человеческому телу, которое олицетворяет Вселенную. Сахаджаяна получила распространение в индуистском и буддийском тантризме (ваджраяна).
Тантризм включает индуистские, буддийские, джайнистские, а также китайские тантрийские традиции. В рамках каждой из них существуют основные направления, которые можно определить по верховным божествам, поклонение которым занимает первостепенное значение, В индуистской тантрийской традиции по количеству последователей наиболее распространены три направления: вишнуизм (поклонение Вишну), шактизм (поклонение Шакти) и шиваизм (поклонение Шиве). В вишнуизме существую школы панчаратра, сахаджа, бхагавата и другие. Самой известной из них является панчаратра. Особое место занимает тантрийская школа сахаджа, которая сыграла существенную роль в развитии индуистского и буддийского тантризма в средние века. Адепты сахаджа не связывают себя выполнением «внешних» ритуалов и выдвигают на первый план тантрийскую йогу и «внутреннюю алхимию». Цель адепта — осознание «сахаджа» — истока всего сущего. Когда все чувства тонут в нем, возникает состояние абсолютной недвойственности. Освобождение тела, которое и есть сосредоточие человеческой жизни, ведет к освобождению души. Бессмертие тела достигается методом «обратный путь» (параврити), который связан с «внутренней алхимией» и употреблением «чистых» элементов (лекарств), очищающих тело от «нечистых» элементов.
В шиваизме существуют школы трика (агама), вира натха и другие. С точки зрения «внутренней алхимии», особого внимания заслуживают школы вира и натха. Адепты вира- шиваизма поклоняются Абсолюту (Брахману), символом которого является бог Шива. Шива полон сознания блаженства, но только благодаря богине Шакти он может осознать это. Шакти — это энергия самоосознания Шивы. Отношения между Шивой и Шакти тождественны. Понимание Абсолюта как тождества Шивы и Шакти подвело вирашиваизм вплотную к тантрийскому шактизму. В предгорьях Гималаев сложилась школа натха, практиковавшая тантрийскую йогу и алхимию. Слово «натха» переводится как «господин». В учении натха бог именуется Ади-Натха — «Изначальный господин». Ади-Натха — это Изначальный Шива (Парамашива). Его божественную супругу (Парамашакти) зовут Кетака. Согласно учению натхов, конечная реальность имеет два аспекта, символизируемых Солнцем и Луной. Цель адепта-натха пережить состояние недвойственности посредством соединения в теле сил Солнца и Луны. Основным средством достижения цели являются практики «внутренней алхимии» — кундалини-йога, а не совершение «внешних» форм поклонения, что свидетельствует об изначальной эзотеричности учения натхов.
«ВНЕШНЯЯ АЛХИМИЯ» ТАНТРЫ
На санскрите слово алхимия звучит как «раса-вада». «Раса» имеет два значения: «жидкость» и «ртуть». В трактатах, многие из которых еще не переведены с санскрита на другие язык, описываются достоинства разных «раса», которые были обнаружены внутри человеческого тела и вне его. В древних медицинских трактатах, таких как «Чакара» и «Шусрута самхита», слово «раса» означало «сок» или «жидкость тела». Позднее этим словом стали называть ртуть из- за ее текучести и, предположительно, чудесных терапевтических свойств. Словом «раса» называли и некоторые другие минералы. Таким образом, слово «расаяна» раньше означало «наука или медицина, предупреждающая старость и продлевающая жизнь», а позднее смысл этого слова изменился, и его стали использовать как термин, относящийся исключительно к науке или медицине, применяющей ртуть. Согласно тантризму, человеческое тело можно сделать неподверженным разрушению и бессмертным посредством ртути (раса) и ее соединений, Йогических упражнений для тела (асаны) и дыхания (пранаяма), а так же посредством золота, приготовленного благодаря трансмутации неблагородных металлов. Тантрийские трактаты изобилуют алхимическими рецептами и препаратами для достижения долголетия.
Адепты «внешней алхимии» занимались прежде всего приготовлением медицинских препаратов и растительных опьяняющих веществ, исследованием свойств ядов, поисками философского камня, который позволял превращать неблагородные металлы в золото, а также искусством приготовления афродизиаков для усиления потенции. Тантрийские алхимики также применяли некоторые элементы, которые использовались в традиционной алхимии, среди них: ртуть (раса) (ее считали семенем Шивы) и слюда (абхра) (ее считали яйцом Шакти), в дополнение к соли, сере, серному мышьяку, костной золе и различным металлам.
С древних времен в Индии пользовались опьяняющими веществами. Девятая книга «Ригведы» полностью посвящена восхвалению овеянного легендами напитка сома. Установить природу сомы не удалось до настоящего времени, несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки. Одни исследователи считают, что сому выделяли из грибов-галлюциногенов, другие считают, что это была настойка гашиша или конопли, или иных растений. Все опьяняющие вещества были посвящены богу Шиве, который имел к ним пристрастие, особенно к конопле. В средневековых индуистских трактатах говорится о том, что «освобождение» и магическую силу можно обрести посредством опьяняющих и наркотических веществ и прочих препаратов, служивших «панацеей» в алхимии. Тантрийские школы часто использовали такие опьяняющие препараты, чтобы изменить восприятие реальности, достичь экстатического состояния и мистического просветления. Некоторые опьяняющие вещества в настоящее время известны как гашиш, конопля и марихуана. Гашиш вызывает эйфорическое и экстатическое состояние, но иногда ведет к вспышкам «необузданного» поведения. В отличие от него опиум вызывает «спокойствие». Тантрийские адепты называют коноплю «победой» (виджйяйя) или «силой» (сиддхи) и часто используют ее в своих ритуалах. Поскольку конопля является афродизиаком, ее употребляли при подготовке к ритуалу «чакрапуджа».
Чтобы сохранить тело постоянно здоровым и неподвластным старости, тантрийские йоги провели множество экспериментов и разработали особые методы для отделения и очищения разных металлов, приготовления составов и сплавов из разных металлов: ртути, серебра, золота, серы, цинка, свинца, железа, олова и т.д. При этом использовались разные аппараты. Эти достижения относятся к периоду VIII—XIII веков нашей эры. Можно спорить о том, достигли ли тантрийские йоги поставленной цели. Однако в качестве побочного продукта они получили большое количество соединений металлов, которые часто использовались в медицинской практике того времени. Последующий период (ХIII—XVI века) получил название эпохи ятрохимии. В некоторых тантрийских трактатах даются описания алхимических и химических процессов и методов.
Адепты «внешней алхимии» занимались прежде всего приготовлением медицинских препаратов и растительных опьяняющих веществ, исследованием свойств ядов, поисками философского камня, который позволял превращать неблагородные металлы в золото, а также искусством приготовления афродизиаков для усиления потенции. Тантрийские алхимики также применяли некоторые элементы, которые использовались в традиционной алхимии, среди них: ртуть (раса) (ее считали семенем Шивы) и слюда (абхра) (ее считали яйцом Шакти), в дополнение к соли, сере, серному мышьяку, костной золе и различным металлам.
С древних времен в Индии пользовались опьяняющими веществами. Девятая книга «Ригведы» полностью посвящена восхвалению овеянного легендами напитка сома. Установить природу сомы не удалось до настоящего времени, несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки. Одни исследователи считают, что сому выделяли из грибов-галлюциногенов, другие считают, что это была настойка гашиша или конопли, или иных растений. Все опьяняющие вещества были посвящены богу Шиве, который имел к ним пристрастие, особенно к конопле. В средневековых индуистских трактатах говорится о том, что «освобождение» и магическую силу можно обрести посредством опьяняющих и наркотических веществ и прочих препаратов, служивших «панацеей» в алхимии. Тантрийские школы часто использовали такие опьяняющие препараты, чтобы изменить восприятие реальности, достичь экстатического состояния и мистического просветления. Некоторые опьяняющие вещества в настоящее время известны как гашиш, конопля и марихуана. Гашиш вызывает эйфорическое и экстатическое состояние, но иногда ведет к вспышкам «необузданного» поведения. В отличие от него опиум вызывает «спокойствие». Тантрийские адепты называют коноплю «победой» (виджйяйя) или «силой» (сиддхи) и часто используют ее в своих ритуалах. Поскольку конопля является афродизиаком, ее употребляли при подготовке к ритуалу «чакрапуджа».
Чтобы сохранить тело постоянно здоровым и неподвластным старости, тантрийские йоги провели множество экспериментов и разработали особые методы для отделения и очищения разных металлов, приготовления составов и сплавов из разных металлов: ртути, серебра, золота, серы, цинка, свинца, железа, олова и т.д. При этом использовались разные аппараты. Эти достижения относятся к периоду VIII—XIII веков нашей эры. Можно спорить о том, достигли ли тантрийские йоги поставленной цели. Однако в качестве побочного продукта они получили большое количество соединений металлов, которые часто использовались в медицинской практике того времени. Последующий период (ХIII—XVI века) получил название эпохи ятрохимии. В некоторых тантрийских трактатах даются описания алхимических и химических процессов и методов.