Дим а лекс » 15 фев 2022, 16:19
С удовольствием посмотрел видео, о проблемах гипноза и попытках их разрешения.
Несмотря на честную (почти объективную) позицию Решетникова, отметим, что он не делал вывода, который неизбежно следует, при описании результатов исследований. Эти "выводы" должны звучать как "сомнительно в методологии проведения исследования", т.е. проще "исследования, экспериментальные их выводы - сомнительны".
Вопросы сводятся опять и вновь - к правильной их постановке.
Например, нельзя утверждать, что в "состоянии гипноза человек может сделать только то, на что способен в обычном состоянии".
Поданная таким образом мысль смущает и приводит слушателя к неверному представлению об "обычности гипноза, его неотличимости и нужности".
Верно было бы говорить, что в "обычном" состоянии вступают в действие механизмы оберегающие организм и психику человека от возможной травмы, что препятствует полной реализации потенциалов как физических, так и психических. Проще, человек не может разгибать раскаленную решетку - не потому, что "не может", а потому, что вступают в действие "механизмы защиты", оберегающие от ожога и разрыва связок, повреждения мышц. То есть , он и "может и не может". (во время пожара, чтобы спасти детей из горящего дома)
Такой "крайний" пример ставит "границы" обычного состояния и показывает, что в гипнотическом состоянии потенциал реализуется на большее количество в процентах, от обычного. Таким образом, для создания установки и доминанты на действие, гипноз более подходит как мобилизующий фактор.
Также, Решетников ищет объяснения "рациональные", что совершенно верно и так и должно быть. Например, о "цыганском гипнозе". Однако, в завершении темы неизбежно должны быть сделаны выводы о том, что "несмотря на попытки объяснить простым способом, они также остаются предположением, как и любые иные", тогда это будет полной объективностью.
Вообще говоря, человек мне понравился, надеюсь, что стремление к "научной чистоте" осталось в нем на сегодняшний день и в таком случае сотрудничать возможно.
Дело в правильной постановке как задач, так и условий их экспериментальной проверки.