Продолжение рассказа об истории «Животного магнетизма» в России.
Верным последователем А. А. Турчаниновой в С.-Петербурге стал князь Всеволод Андреевич Всеволожский (1769-1836). Это был крупный помещик и миллионер, имевший прозвище «петербургский Крез». На месте современного Всеволожска (названного так по имени хозяина) находилось поместье Рябово.
Здесь Всеволожский построил сахарный завод и провел газовое освещение. Был разбит большой сад и построена оранжерея для выращивания овощей и фруктов, которые поставлялись в С.-Петербург, созданы крепостной театр и хор. Летом в Рябово съезжался почти весь аристократический Петербург, в числе гостей были композиторы М. И. Глинка, А.А. Алябьев и А. Н. Верстовский, скульптор Ф. П. Толстой. По линии Всеволожского с Турчаниновой мог познакомиться А. С. Пушкин.
Род князей Всеволожских был весьма многочислен. Двоюродный брат Всеволода Андреевича — Николай Сергеевич (1772-1857) — жил в Москве. Это был видный масон, в его доме проходили собрания ложи «Благополучия».
Сестрой Н. С. Всеволожского была А. С. Голицына, близкая знакомая князя А. Н. Голицына. По этой линии А. А. Турчанинова могла получить протекцию в С.-Петербурге и войти в круг аристократов, интересовавшихся магнетизмом. Поместье Рябово часто упоминается в «Журнале магнетических призывов».
М. Ф. Каменская вспоминала, что именно туда переехала Турчанинова после запрещения, наложенного на ее врачебную практику.
Другим покровителем А. А. Турчаниновой в С.-Петербурге стал А. Н. Голицын. У князя был важный повод интересоваться магнетизеркой, лечивший горбатых. Любимая сестра князя (сводная, по матери) Елизавета Михайловна Кологривова (1777-1845), проживавшая в Киевских монастырях, была горбата. «Ростом она была крошечная от двух горбов, но чрезвычайно живая и веселая, всегда звонко смеявшаяся и как-то подпрыгивающая. Она не скорбела ни о своем телосложении, ни о своем безбрачии. Жила она долго при монастырях, в Киеве, где мы ее с матушкой посетили», — писал о Кологривовой В. А. Сологуб (Сологуб В. А. Воспоминания. Л., 1988. С. 369.).
Возможно, Кологривова по Киеву была знакома с Турчаниновой как с постоянной посетительницей местных монастырей. О том, что в 1829 г. Голицын вел активную переписку с Кологривовой, доносил в III отделение И. В. Шервуд-Верный (Троицкий И. Жизнь Шервуда-Верного. М., 1831. С. 128.).
Судя по запискам Ю. Н. Бартенева, в 1837 г. Кологривова уже жила в С.-Петербурге у Голицына и могла лечиться у Турчаниновой. Начало отношений А. Н. Голицына и А. А. Турчаниновой можно проследить по письмам князя. Сегодня часто цитируется отрывок из письма А. Н. Голицына к А. С. Голицыной, помещенного в «Русской старине». Дело в том, что в указателе к этому тому на фамилию «Турчанинова» выделена только эта страница (что и привлекло внимание исследователей). В действительности А. А. Турчанинова упоминалась в письмах Голицына много раз. Впервые о Турчаниновой шла речь в письме Голицына к барону Ф. X. Беркгейму (1775-1836, женат на дочери В. Ю. Крюденер). 7 марта 1829 г. Голицын сообщал о появлении в С.-Петербурге феномена, о котором он расскажет позднее (Письмо А. Н. Голицына к Ф. X. Беркгейму // Русский архив. 1903. Кн. 3. С. 433.).
12 марта 1829 г. следовало письмо к А. С. Голицыной, частично цитировавшееся в воспоминаниях Ф. Ф. Вигеля. Его необходимо привести полностью: «Уведомив барона о проявившемся у нас в Петербурге феномене, не могу не сделать это подробно и не хочу оставлять его в недоумении. Это действительно Феномен: новая девица Турчанинова, дворянского происхождения. Излечивает она взглядом и начала с горбатых, а теперь лечит паралитиков, расстроенные нервы, глазные болезни и даже глухонемых! Прежде всего разскажу вам про горбатых. К ней приводят детей (старше 17 лет она не пробовала лечить); с минуту времени она на них пристально смотрит, и тотчас эти дети начинают ощущать разнообразные потребности, которые надо немедленно удовлетворять: например, иногда они просят, чтоб их тянули за руки и за ноги, иногда — чтоб их колотили по горбу деревянными молотками, чтоб их прищемляли между дверями, и им все это недостаточно. Я видел худеньких и тощих горбатых детей, которых тянули в разные стороны по десяти человек с каждой стороны, и которые при этом кричали, чтоб тянули сильнее, весьма довольные тем, что после такой операции они чувствуют себя лучше, горбы их уменьшаются, шея освобождается, плечи опускаются, и самое лицо изменяется; как вам известно, у многих горбатых нижняя часть лица немного треугольником. Я видел сына генерала Толя, явившегося к ней, с одной ногой короче другой, и через месяц нога так удлинилась, что он не носит больше никакого каблука, служившего для уравнивания обеих ног. Сын г-жи Скарятиной страдал тем же недугом, и теперь ему гораздо лучше. Множество девиц из общества приезжают к девице Турчаниновой для лечения кривобокости и т. д. Я спрашивал у г. Турчаниновой о силе, действующей на этих детей, и она отвечала мне, что ее можно сравнить с насосом, извлекающим жизненную силу в природе, чтоб передавать ее посредством взгляда больным, и что сила та действует разрушительно на болезнь и восстанавливает порядок в расстроенное дурными соками или каким-нибудь несчастным случаем тело. Во время пароксизма больной повелевает, и она не может не исполнять его требований. Я расспрашивал детей, и они иногда объявляют, что чувствуют, как жилы у них распутываются, кости смягчаются, соки текут по рукам и по ногам, чтоб выйти наружу всевозможными испарениями. Пароксизмы продолжаются иногда полчаса, иногда час и дольше (одна девица находилась в этом положении целых семь часов), и когда они чувствуют, что природа ничего больше не требует, они сами говорят “кончено” и уходят одеваться, потому что во время пароксизма тело должно быть обнажено по пояс. Она лечит двух глухонемых, из которых я одного видел; он начинает слышать и различает звуки музыки» (Письмо А. Н. Голицына к А. С. Голицыной // Русский архив. 1903. Кн. 3. С. 306307.).
2 августа 1829 г. А. Н. Голицын писал снова барону Ф. X. Беркгейму: «Так как исцеления г-жи Турчаниновой вас должны интересовать, я вам сообщу, что государственная комиссия для исследования этих явлений предоставила ей мальчика с одной ногой короче другой и глухонемого; ноги у хромого выровнялись, а глухонемой начинает слышать музыку. У нее много больных, которые последовали даже за нею в Петергоф, где она поселилась, чтобы пользоваться свежим воздухом. Я навещал ее во время моего пребывания здесь, и она мне сказала, что сама не знает, до чего может дойти способность, которою она одарена, так как, например, опыты с глухонемыми она производит в первый раз. Она хочет попытаться действовать на сумасшедших. Любопытно знать, что из этого выйдет» (Письмо А. Н. Голицына к Ф. X. Беркгейму // Русский архив. 1903. Кн. 3. С. 433.).
Голицын был так возбужден, что писал о Турчаниновой в каждом письме Беркгейму, повторяя уже рассказанное. Князь соглашался с бароном в том, что такие «духовные средства» как магнетизм опасны в руках светских людей. Голицын указывал, что «всегда чувствовал отвращение заниматься им» (магнетизмом). Думается, что князь лукавил. Уже через год он сам прибегнет к услугам магнетизера. А тогда, в 1829 г., он пытался убедить Беркгейма в том, что Турчанинова не практикует магнетизм: «Г-жа Турчанинова лечит не животным магнетизмом; по ее словам, она черпает в природе и посредством взгляда жизненную силу, которую и вливает в тело больного. Сомнамбулизма при этом нет: больной ничего не говорит, а только ощущает желания, способствующие всегда облегчению его страданий: натирания, давления, а горбатые — удары молотком».
Голицын активно заступался за Турчанинову, убеждая, что врачи оговаривают ее методы лечения из зависти: «Докторам неизвестно происхождение этой жизненной силы, и им не следовало бы о ней судить, а лучше наблюдать за ее действиями, и не имеет ли она вредных последствий для организма пациентов. Они сознаются, что здоровье от этого лечения не страдает, и что исцеления очевидны; но они хотят, чтоб она лечила по их предписаниям, а она этого не хочет, ничего не имея против того, чтоб они следили за ходом лечения. Она начала лечить помешанного вследствие испуга ребенка и замечает, что он успокаивается под ее взглядом и потирает себе затылок и спину; увидим, что будет дальше. В настоящее время она в Петергофе, и за нею последовало сюда 45 человек больных, нанявших здесь себе квартиры на лето, чтоб пользоваться ее лечением. Она, кажется, пишет книгу о своем даре исцелять; это будет любопытно прочесть, но вряд ли ей можно будет объяснить, каким образом подучила она этот дар».
Вновь Турчанинова появилась в письмах А. Н. Голицына лишь один раз — 26 марта 1835 г. В письме А. С. Голицыной князь писал: «Я прочитал м-ль Турчаниновой то, что ее касается в вашем письме, и она вас благодарит за ваше доброе в ней расположение. Она очень интересная личность, и я уверен, что она бы вам понравилась. Я часто ее вижу и прочитал ей также и то, что вы пишете про г-на Раевского, которого она очень нежно любит, и ваша идея вскрыть ему череп очень ее насмешила. Я познакомился с Раевским у м-ль Турчаниновой, он интересный человек и хороший военный» (Письмо А. Н. Голицына к А. С. Голицыной // Русский архив. 1903. Кн. 3. С. 416.).
Этот короткий отрывок свидетельствует о том, что и за прошедшие шесть лет Голицын не утратил своего энтузиазма. Он не только поддерживал отношения с Турчаниновой, но и знакомился с членами ее киевского магнетического кружка. В письме речь идет об одном из сыновой Н. Н. Раевского (1771-1829) Ю. Н. Бартенев вспоминал, что в 1843 г. А. А. Турчанинова приезжала к А. Н. Голицыну в Крым. Но в это время Голицын был уже увлечен другой ясновидящей — Л. Висковатой, рекомендованной сестрой князя Е. Д. Кологривовой. Голицын отказался от лечения, предложенного Турчаниновой (Бартенев Ю. Н. Жизнь в Крыму // Русский архив. 1898. Кн. 2. С. 516-520.).
Вскоре он обратился к услугам профессиональных врачей, согласился на операцию на глаза и последние месяцы жизни смог видеть одним глазом.
М. Ф. Каменская единственной из мемуаристов описывала завершение петербургского периода деятельности Турчаниновой. После окончания лечения Каменской (середина 1831 г.) Турчанинова «сама вскоре закрыла свою домашнюю лечебницу». Причиной закрытия врачебной практики Каменская считала то, что Турчанинова посвятила себя целиком миллионеру В. А. Всеволожскому. «Для того, чтобы вернее и неотразимее действовать на его склонный к мистицизму ум, она прежде всего переделала сама себя из магнети- зерки в “духовидицу”, вызывательницу духов... Короче сказать, сделалась чем-то вроде нынешних спиритов. В этом новом звании ей, разумеется, легче было овладеть легковерным стариком и одурачить его окончательно», — делала строгий вывод мемуаристка (Каменская М. Ф. Воспоминания. М., 1991. С. 196.).
Дальше, явно с чужих слов, Каменская пересказывала приемы, с помощью которых Турчанинова обманывала Всеволожского. Ссылаясь на слова отца, мемуаристка сообщала, что родственники Всеволожского разоблачили «магнетизерку», и после суда она была сослана в Сибирь. Очевидно, что этот рассказ не соответствует истине.
В литературе высказывались разные предположения. А. Макаров в «Малой энциклопедии киевской старины» писал, что в С.- Петербурге лечение Турчаниновой было неудачно, и родители больных детей пожаловались в полицию (Макаров А. Малая энциклопедия киевской старины. Киев, 2005. С. 519.).
А. В. Долгорукий, указывал, что она «предалась своим несчастным вымыслам... вооружила врачей и принудила правительство запретить госпоже Турчаниновой подобные занятия» (Долгорукий А. В. Орган животного месмеризма. СПб., 1860. С. 285-286.).
Вновь обнаруженные документы показывают, что Турчанинова с лечения детей переключилась не на В. А. Всеволожского, а на более крупную фигуру — князя А. Н. Голицына, Всеволожский в этом случае выступал в роли магнетизера.
При рассмотрении практики применения магнетизма в России выясняется, что она была двойственной. Магнетизм применялся врачами как дополнительное средство при лечении заболеваний. Этот вид магнетизма не привлекал особого внимания. Так же как и в Европе, в России существовало второе направление магнетизма, носившее эзотерический характер. В этом случае использовался медиум, через которого магнетизер обращался к «потусторонним силам». Таким способом не только пытались лечить людей и ставить диагнозы, но и предсказывали будущее, получали нужную информацию. Именно это применение магнетизма больше всего волновало россиян эпохи царствования Александра I. Контактами с «потусторонним» остро интересовались масоны.
Труды по магнетизму были в библиотеках Н. И. Новикова, С. И. Гамалеи, Д. П. Рунича. Духовный лидер российских розенкрейцеров И. А. Поздеев завещал своим последователям: «Магнетизм есть дело естественное, а не сверхъестественное, и магнетизировать может человек, ничему не верующий. Внутренний человек се знает и весьма учен, и стоит только искусственно усыпить, т. е. привести в сомнамбулизм наружного человека, то внутренний может много видеть и сказать» (Поздеев О. А. Религиозно-философские рассуждения // ИРЛИ. Ф. P. Ill On. 1 №1637. Л. 36.).
Масонская практика магнетизма давала широкий простор для всякого рода обмана. Историю одной из таких мистификаций, происходившей на самом высоком уровне, можно видеть в «Журнале магнетических призывов А. Н. Голицына» (Кондаков Ю. Е. Князь А. Н. Голицын: придворный, чиновник, христианин. Монография. СПб., 2014. С. 251-266.).
Рукопись «Журнал магнетических кризисов, веденный КАНГ с 1830 по 1841 год СПб. Ч. I», и второй том под тем же названием «Ч. II и III» хранится в «Собрании А. М. Михайловского» ОР РНБ. Первый том рукописи обрывается 28 апреля 1836 года записью о том, что этой ночью «магнетизер» скончался. Второй том начинается записями с 3 мая 1836 года. Текст озаглавлен подписью «Второй период лечения». С этого времени «магнетизируемая», видимо, сама себя вводила в транс. Записи «кризисов» не доходят до 1841 года, они оканчиваются 8 декабря 1839 года. Дальше идут вклейки писем «ясновидящей», последнее датировано 28 апреля 1840 года. Второй том не делится на части, хотя в оглавлении указано, что в него должны входить II и III части. Неизвестно, было ли продолжение этих записей, как указано на титульном листе до 1841 года (возможно, третья часть «Журнала» пока не обнаружена).
Участники «кризисов» зашифрованы, но некоторые оговорки в тексте позволяют выяснить их имена. Первоначально в «сеансах» (кризисах) принимают участие трое: «ясновидящая», магнетизер и А. Н. Голицын (именуемый «князь»). Известно, что А. Н. Голицын общался с «магнетизеркой» Анной Алексеевной Турчаниновой. Об этом можно прочитать в записях Ю. Н. Бартенева (Бартенев Ю. Н. Из записок Ю. Н. Бартенева. Рассказы князя Александра Николаевича Голицына // Русский архив. 1886. Кн. 3. С. 310.).
В своем доносе Николаю I князь А. Б. Голицын писал 19 января 1831 года, что А. Н. Голицын часто ездит к А. А. Турчаниновой (Шильдер Н. К. Два доноса в 1831 г. // Русская Старина. 1898. №12. С. 529-539.).
Турчанинова упоминалась в письмах А. Н. Голицына к А. С. Голицыной и барону Ф. X. Беркгейму с 1829 по 1835 годы. Это была известная в С.-Петербурге «магнетизерка», упоминания о ней оставил даже А. С. Пушкин. «Ясновидящая» на сеансах А. Н. Голицына называла себя «А. А.», или «Анна Александровна», иногда «А. А. Т.», в одном случае она заявила, что сегодня «А. А. Турчанинова умерла» (31 марта 1837 года). Это сообщение о духовной смерти и последующем возрождении снимает последние сомнения в личности «ясновидящей».
Сложнее определить личность магнетизера. Несколько раз ясновидящая упоминала «князя Всеволода», и, наконец, известна дата его смерти — 28 апреля 1836 года. В этом случае необходимо обратиться к воспоминаниям современников. Лечившаяся у А. А. Турчаниновой М. Ф. Каменская (1817-1898) писала, что князь Всеволод Андреевич Всеволожский (1769-1836) был среди клиентов «магнетизерки» и «на нее чуть не молился». В 1831 году Турчанинова переехала в имение миллионера Всеволожского Рябово и там продолжила свои эксперименты (Каменская М. Воспоминания. М., 1991. С. 193-196.).
Дата смерти Всеволожского как раз 28 апреля 1836 года. В. А. Всеволожского как магнетизера-любителя упоминал в своем списке российских магнетизеров князь А. В. Долгоруков (Долгорукий А. Орган животного месмеризма. СПб., 1860. С. 286.).
А. Н. Голицын подробно описал свой первый «сеанс» (март 1830 гг.). Следующие «кризисы» давались в кратком изложении, записывались только слова «ясновидящей». Голицын пришел к А. А. Турчаниновой, чтобы узнать, чем болеет его брат Д. М. Кологривоов (1780-1830), и принес прядь волос последнего. Магнетизер привел князя в комнату к «ясновидящей». «Я стал подле конопе, на котором она лежала, а в головах ее был стол, на которые я положил волосы братовы в бутылке. Магнетизер начал ее спрашивать о болезни ее и о способах лечения. Она сказала все, что ей давать назначено, все лекарства, и как их делать, назывались сии травы и корни по латыни (не знаю никакого языка иностранного), между прочим, она для себя назначила одно лекарство, сказав: доктора его не употребляют, боятся его силы... Магнетизер обратил ее внимание на брата моего, приказал ей взять волосы его, лежащие на столе. Она не захотела взять в руки волосы, но сказала, что она их видит, что болезнь брата очень многосложна, что она ее ясно не видит, но когда спрашивали, не может ли она указать какой способ, — пусть призовут Арндта, он может облегчить, но более сего не могли от нее ничего получить». Затем магнетизер обратил внимание «ясновидящей» на князя. «Она сказала, что я слишком близко сижу. Я отодвинулся, и он спросил ее, справедливо ли одно предсказание, сделанное мне в прошлом году. Она спросила, как можно так обманываться, что это ложные пророки, стала указывать на места из Св. Писания. Произнесла: “Смерть в руках Отца Небесного. Неправда, что вам сказали, но у вас есть болезнь — простуда в почках. Ваша система физическая и моральная была потрясена в 1825 году”. Магнетизер спросил, где были палаты, в которых князь простудился, — она ответила “в Сенате”. Я спросил, может ли она указать лекарство, она попросила обещать его принимать. Она диктовала то, что нужно было для составления лекарства, по латыни. Магнетизер перевел все это на русский. Она назначила день, когда мне начать лечение. Этого должно было хватить на лето 1830 года, но в октябре она обещала назначить еще».
О себе «ясновидящая» говорила в третьем лице. Причем, когда она говорила о своем теле, то называла его «А. А.», когда о своей душе, то просто «она». На первом сеансе ясновидящая попросила князя благословить образом Св. Александра Невского ее жениха, поцеловать образ, «немного оставив слюны». Она сообщила о том, что через магнетизера вступила с князем в особую связь. Быстрый разрыв отношений может повредить ее разум. Заявила, что при первом взгляде на князя почувствовала сильное влечение, спросила, не видел ли князь ее, когда она была младенцем, потому что ей кажется, что она его давно знает. Попросила быть на ее свадьбе посаженным отцом. Потом сказала: «Князь не довольно молится, Господь так милостив к нему. Надобно чаще в течение дня обращаться к Господу и возвышать сердце к нему. За князя молятся». На вопрос: «Кто молится?» — ответила: «Филарет». «Богу приятно одно дело князя, он удалил ложных братьев Иисуса Христа — Иезуитов», — сообщала «ясновидящая» в конце «сеанса». В заключение она намекнула, что сейчас видела Богородицу.
На первом сеансе у А. А. Турчаниновой на А. Н. Голицына был «обрушен» весь арсенал средств, которые будут применяться постоянно в течение последующих десяти лет. Князю показали, как «ясновидящая» ставит диагноз и назначает последующее лечение. По поводу Кологривова «ясновидящая» отказалась давать рецепты, отослав князя к придворному медику Н. Ф. Арндту (1785-1859). При этом она сказала, что лейб-медик может только облегчить страдания брата. Сильные впечатление на Голицына должна была произвести смерть Кологривова через три месяца после этого «сеанса» (15 июля 1830 года). Критическое состояние Кологривова вполне могло быть известно Турчаниновой.
А. А. Турчанинова продемонстрировала князю свои диагностические способности сначала на себе. Она объяснила, какими лекарствами ее лечить и как именно их составлять. Затем был небольшой блок, посвященный религиозной тематике. Эти две составляющих в дальнейшем всегда присутствовали в «кризисах» с участием А. Н. Голицына. Причем религиозная составляющая интересовала князя больше всего, так как религиозные блоки он часто выделял подчеркиванием в своих записях (им были посвящены комментарии князя). То, что было связано с лечением, ни вопросов, ни комментариев князя не вызывало. Во время первого сеанса Турчанинова, в трансе, трижды обращалась к биографии князя (в дальнейшем это было редкостью):
1) Она упоминала «тяжелый» 1825 год. Это был год смерти друга и покровителя князя АлександраI. Год тем более сложный, что он был ознаменован династическим кризисом и восстанием декабристов. В этих событиях Голицын принял непосредственное участие, так как лишь он и Филарет (Дроздов) знали истинного наследника престола. Голицын настоял на том, чтобы пакет с завещанием Александра I был вскрыт.
2) Упоминался митрополит Московский Филарет. За всю жизнь Голицына он был особо близок с двумя клириками — Филаретом и Фотием (последний также упоминался во время «сеансов»). С Фотием Голицын расстался в 1824 году, а с Филаретом сохранял теплые отношения на протяжении всей жизни. Упоминание о митрополите должно было быть приятно князю.
3) Турчанинова упоминала о высылке из России иезуитов (1820 год), проведенной по инициативе князя. «Ясновидящая» не ограничивалась этим комбинированным воздействием. Она заявляла, что имеет с князем особую связь, которую нельзя разрывать. Она назначала ему время следующего визита, необходимого по терапевтическим свойствам лечения.
До начала октября А. Н. Голицын принимал прописанное «ясновидящей» лекарство. 5 октября состоялся очередной «кризис». Турчанинова была нездорова и начала сеанс с лечения самой себя. После введения в транс она продиктовала рецепт: «вино, фиалки, трава череда, корни, бутылка зеленого стекла, запаковать бутылку в хлеб и поставить в печь на 4 часа, остудить и слить через чайные ситечки. Полученный экстракт принимать по чайной ложке в пять часов утра, во второй день полторы ложки, в третий — 2, пока все не выпьет. Каждый вечер натираться прованским маслом с равным количеством спирта. Еще рецепт для приема перед обедом: вино, травы, корни пропустить сквозь лен. Пить по рюмке». В дальнейшем подобные рецепты выписывались и князю во время каждого визита. «Ясновидящая» не смогла точно диагностировать причины болезни князя. Она заявила, что «надо обращаться к Господу, что стихии наполнены разными казнями Божьими — опасны они для тех, кто не хочет перемениться в сердце, что привлекает к себе казни».
Обращаясь к князю, Турчанинова сообщала: «Он должен бороться с хитростями и ухищрениями братьев Иисуса Христа — надобно все силы духовные употребить, чтобы истинная Церковь Христова была поддержана — быть верну». Была назначена дата следующего «кризиса» — 15 октября.
15 октября на вопрос магнетизера «ясновидящая» ответила, что князь расстраивает свое здоровье всякими беспокойствами о других, от этого прилив крови к почкам. Нужно ему принимать вечером в восемь часов ложку магнезии и ложку... с водой. Был дан новый рецепт: вино, александрийский лист, снова травы и водка. Пить этого настоя рюмку в течение дня.
Уже со второго сеанса ясно проявилось основное отличие методики Турчаниновой от практики прочих магнетизеров. В ее «откровениях» существенное место отводилось религиозным пророчествам. Они составляли одну треть от всех сообщений. В дальнейшем ее «кризисы» в присутствии князя состояли из трех блоков. Сперва «ясновидящая» диктовала новый рецепт лечения, затем князь просил сказать что-нибудь для души, а затем следовал блок религиозных откровений. Эти тексты день ото дня практически совпадали. Турчанинова говорила примерно следующее (речь 15 октября): «Кто давал ему силы, когда он боролся со страстями? Кто его избавил, если не Бог. Надо отбросить мысль о скором Втором Пришествии. Одна молитва спасет его от болезни. Она (болезнь) Бич Божий. Она разделяет все стихии на первые свои начала, как в натуре, так и в людях...».
26 октября после усыпления «ясновидящей» магнетизер спросил ее: «Почему состояние князя не улучшилось?». «Вино, с которым князь принимал лекарство, слишком слабо, и поэтому оно недостаточно подействовало», — ответила Турчанинова. Она рекомендовала употреблять вино из винограда 1812 года, которое было бы налито в бутылки 1814 года. Сообщалось, что его можно найти у англичан. Ясновидящая велела князю с 27 октября принимать слабительное, так как в то время у князя будет болеть спинная кость. Она замечала, что из князя вышло много мокроты с кровью, и это нужно для очищения. Затем давался новый рецепт. «Ясновидящая» предупреждала, что князю не нужно беспокоить своих людей разными хлопотами по его лечению.
Важной особенностью Турчаниновой как «ясновидящей» было то, что она давала политические советы. 19 декабря 1830 года Турчанинова сообщала во время «транса»: «Рука Божья отведет душевное беспокойство. Отец Небесный говорит князю в сердце, как действовать... в отечестве есть умы, готовые против отечества действовать, князь сказал царю, его сердце (царево) еще не созрело... Бог спасет Царя». 4 января 1831 года: «Спросила — все ли князь сказал царю?» — магнетизер ответил, что князь все сказал, но не знает, как царь слушал. 26 марта: «Чтобы князь просил царя, чтобы сердце царева отвратилось от чужестранцев». 3 сентября: «Государь имеет к нему (князю) полную доверенность, но не может совсем ему предаться, быв связан обстоятельствами и влиянием других лиц, которым отдается по связям». Достаточно обширный совет 24 января 1832 года: «Вольнодумным царем посеянные семена созревают... Царь любит князя как друга, но думает, что он не может ему помочь поднять бремя правления — вперед увидит, что за умы, которые теперь блистают, — легкомыслие затемнило все умы... в Берлине и Бельгии худо — я вижу, что из России льется сокровище, но не могу предупредить... худо для нас будет... князь будет Государю говорить правила простые христианские, не входя в глубину молитвы и о прочем — Михаил (брат царя) на другой дороге — отдалил дух своей матери и занимаешься мелочами — не дело это крови Царской — князь попросит церковь, чтобы она говорила в сердце царя — сие Великая Дева, облеченная в Солнце — государь боится примера брата своего — из одной крайности попадает в другую». На это Голицын ответил: «Государь боится Бога, но сердце его не веселиться при сей боязни... князь не может видеть, как его слова влияют на царя, ибо он скрывает, чтобы князь не вздумал, что имеет над ним влияние».
Турчанинова старалась всячески укрепить свое влияние на Голицына. К «кризису» 26 февраля 1831 года Голицын сделал приписку о пророческом сне «ясновидящей». Турчанинова рассказывала, что видела во сне, как князь дал ей билет в театр, а утром пришел ее знакомый и подарил ей билет на то же место. 26 марта магнетизер спросил Турчанинову, говорит ли она по-французски. Она ответила, что не обладает даром пророчества и ответит позже. Во время следующего «кризиса» 30 апреля Турчанинова сказала несколько фраз на французском языке. 1 февраля 1835 года во время «кризиса» Турчанинова сделала Голицыну выговор за то, что он принимал лекарство помимо нее. «Надобно всегда принимать из рук А. А.», — настаивала она. 22 апреля Турчанинова предприняла целый демарш. Впервые она так конкретно указывала на то, с кем вступает в связь во время «кризиса»: «Она должна как можно меньше говорить кроме вас (князя) и тебя (магнетизера). Так она должна духом Иисуса Христа связать свой ум — много Духа Иисуса Христа, нужно, чтобы покорить ее ум, который у нее бойкий — лекарство, которое она дает, не средство вам — но этому лекарству искать силу в Иисусе Христе — ум ее, как вор, тонко подходит, чтобы открыть вам Благодать Духа Святого».
Подобная обработка имела успех, и в 1838-1839 годах Голицын стал посещать дом Турчаниновой по три раза в неделю. В соответствии с визитами князя участились и «кризисы».
На первом сеансе Турчанинова установила, что князь страдает «простудой в почках», полученной в 1825 году от нервного потрясения и простуды, полученной в залах Сената. С этого момента началось лечение Голицына, растянувшееся на десять лет. С 1830 по 1840 год Голицын страдал разными недугами. Одни из них были действительные, другие выдуманные. Князь верил, что Турчанинова помогает ему поддерживать хорошее физическое и моральное состояние. Какими же средствами это достигалось? Большей частью это были сложные рецепты, но состоявшие из смеси трав, натуральных продуктов и вина (схожие рекомендации давали и другие магнетизеры).
Эти разнообразные рекомендации диктовались при каждом «кризисе». В «Журнале» встречаются отдельные страницы с рецептами Турчаниновой. Например, 11 января 1832 года был продиктован состав из 11 компонентов. Разговоры о здоровье князя были обязательной составляющей каждого «кризиса». На одной из первых встреч Турчанинова советовала князю носить фланелевый жилет и панталоны. 26 октября «ясновидящая» велела князю принимать слабительное, так как в это время будет болеть спинная кость. 26 февраля 1831 года Турчанинова просила князя остерегаться простуды, так как «крутая перемена воздуха может иметь на него влияние».
8 октября 1833 года Турчанинова сообщила, что князю могут представиться разные неудовольствия, которые приблизят его кончину. Ему необходимо воздерживаться от волнений и ехать гулять за город, больше пить зеленого чая. Сама Турчанинова в 30-х годах иногда прибегала к кровопусканию. Это отражено на страницах «Журнала», но Голицыну такую практику не рекомендовали.
По сути, это было гомеопатическое лечение, которым было сложно навредить больному или здоровому человеку (при условии, что смеси трав до этого проверялись). С лета 1839 года Турчанинова все чаще начинает диктовать рецепты для лечения глаз (20 июля 1840 года А. Н. Голицын жаловался на глаза митрополиту Филарету) (Пять писем митрополита Филарета // Труды киевской духовной академии. 1868. Апрель. С. 195.).
Очевидно, что с болезнью глаз Турчанинова справиться не смогла (как не смогла бы вылечить и любое серьезное заболевание).
Практически каждый «кризис» Турчаниновой сопровождался блоком религиозного текста. Иногда это был один абзац, иногда пять страниц. Тематика была приблизительно одна: любовь к Господу, покаяние, очищение и т. п. Присутствовали и оригинальные вставки. Уже на первой встрече в 1830 году Турчанинова намекнула, что во время транса общалась с Богородицей, и посоветовала князю: «Князь не довольно молится, Господь так милостив к нему. Надобно чаще в течение дня обращаться к Господу и возвышать сердце к нему». 15 октября Турчанинова заявляла князю: «Кто давал ему силы, когда он боролся со страстями? Кто его избавил, если не Бог?... Надо отбросить мысль о скором втором пришествии. Одна молитва спасет его от болезни. Она Бич Божий... Она разделяет все стихии на первые свои начала, как в натуре, так и в людях...». 26 октября ясновидящая советовала молиться за Марию Императрицу, она благословляет князя. Панихиду справлять не надо, а надо молиться сердцем. 21 ноября Турчанинова вновь возвращалась к этой теме: «Мария сказала, что она с князем соединится в молитве» На вопрос: «Не мало ли князь молится об Александре?» — не захотела отвечать. Рекомендовала читать «Псалом III». 19 декабря Турчанинова сообщала: «Теперь будет хорошо. Рука Божья отведет душевное беспокойство. Отец Небесный говорит князю в сердце, как действовать...». 30 декабря Турчанинова просила, чтобы князь молил Бога об удалении болезни. 26 февраля 1831 года был целый блок рекомендаций: помнить назидательные слова старца Филарета, помнить его письма (речь идет о митрополите Филарете, друге Голицына). «Князь будет просить Господа, чтобы он влил в него такое чувство, как ученикам своим в преломлении хлеба, и чтобы так горько сердцу его, как у учеников Господних», — заявляла «ясновидящая» и просила молиться за Марию и Елизавету (умерших в младенчестве дочерей Александра I). 12 октября Турчанинова советовала князю «усугублять чтение греческих писателей: Фотия, Иоанна, Василия, Григория и других, для жизни его это будет поучительно». Советовала немедленно ехать к гробу Сергия Чудотворца, спасителя России. 24 марта Турчанинова сообщала, что князь должен очень любить Царицу Небесную, кроткую Мать Иисусову.
9 июня 1833 года состоялся очень характерный для метода Турчаниновой диалог. «Завтра в А. А. будет Дух Христов — в лекарстве любовь — сила полная, она перельет это завтра вам», — произнесла «ясновидящая» и велела записать ее слова. Магнетизер спросил: «Нужно ли продолжать внутреннюю молитву, молиться сидя или стоя?». «Молитесь Духом Истинным», — ответила Турчанинова.
6 марта 1833 года Турчанинова во время «кризиса» жаловалась на то, что ей не дают ходить в церковь. Из приписки Голицына ясно, что это происходило потому, что боялись в случае обморока оставить ее без помощи. В апреле половина «кризисов» прошла без князя, но записи о них занесены в «Журнал». 22 апреля магнетизер (Всеволожский) простудился за городом и ночью 28 апреля умер. Голицын отметил, что 22 апреля Турчаниновой был сон, где князь Всеволод забирает к себе магнетизера.
Второй период лечения начался с записи: «Состояние духа требует, чтобы она ходила в церковь — это соединение с ним (Голицыным) в Господе обеспечит скорбь телесную... во время его очищения нельзя мне быть покойною». В «Журнале» исчезают записи о том, что «ясновидящую» погрузили в сон, теперь уже никто не привлекал внимания вопросами. Можно предположить, что в этот период Турчанинова впадала в транс самостоятельно. 19 мая Турчанинова сообщила князю: «Помолитесь Господу отвратить еще время бедствий — близко время, готов излиться гнев». 7 июня велела молиться Христу и Матери Божьей. Во время «кризиса» повторялись типовые сюжеты о покаянии и спасении души.
В середине июля 1833 года Турчанинова посетила Москву, там также состоялся «кризис», запись о котором была сделана в «Журнале» Голицына. С этого времени Голицын стал отмечать в «Журнале» «кризисы», проходившие без него (это случалось редко). После 21 июня 1837 года Турчанинова уехала в Псков. Сеансы продолжились лишь 6 октября. В начале 1839 года Турчанинова увидела во сне князя Всеволода Андреевича, приказывавшего ей ехать в Киев. В конце февраля эта поездка состоялась. В С.-Петербург Турчанинова вернулась 30 апреля. 18 мая Турчанинова просила Голицына тайно снять ей дом на лето на Петроградской стороне, на улице Бармалеева, «третий дом от угла, перевести тайно, чтобы никто не знал место ее пребывания».
В июле Турчанинова вновь уехала в Киев, откуда вернулась лишь в ноябре. 8 декабря в «Журнале» зафиксирован последний кризис, дальше идут вклеенные письма (видимо, написанные Турчаниновой).
При разложении по годам можно выявить следующую динамику «кризисов»:
1 период:
• 1830: 15, 26 октября, 21 ноября, 19 декабря — 4;
• 1831: 30 января, 26 февраля, 26 марта, 30 апреля, 26
августа, 3 сентября, 9, 12 октября, 9, 27 ноября — 10;
• 1832: 11, 24 января, 5, 29 февраля, 18, 29 апреля, 19 мая, 9 июля, 1,8, 18, 29 августа, 26 сентября, 15, 24 октября, 7,13 ноября, 8, без числа декабря — 19;
• 1833: 26 января, 27 февраля, 14 апреля, 5, 20 мая, 4 июня, 2 августа, 3 сентября, 1, 8, 22 октября, 12, 29 ноября — 14;
• 1834: 15, 23 января, 6, 20 февраля, 13, 27 марта, 10, 24 апреля, 1, 22 мая, 9, 17, 25 июня, 3, 8 июля, 19, 27 августа, 9, 16 сентября, 7, 21, 26 октября, 9, 29 ноября, 7, 21 декабря — 26;
• 1835: 11 января, 18, 28 февраля, 8, 21 марта, 9, 22 апреля, 5, 12, 17, 28 мая, 9, 16 июня, 1,4,9, 19 июля, 14, 20, 28 октября, 11, 28 ноября, 10,16, 22, 30 декабря — 26;
• 1836: 3, 14, 24 января, 3, 17, 26, 29 февраля, 6, 8, 13, 18, 20, 31 марта, 7, 14, 20, 21, 22 апреля — 13 (в присутствии князя)— 18 (всего).
2 период:
• 1836: 3, 10, 19, 30, 31 мая, 7, 8, 14, 21, 26 июня, 5, 12,
19, 26, 31 июля, 9, 16, 23, 30 августа, 6, 13, 20, 24 сентября, 4, 11, 13, 19, 21, 25 октября, 1,8, 11.15, 16, 25, 29 ноября, 2, 9, 13, 20, 23, 27, 30 декабря — 40 (в присутствии князя) — 42 (всего);
• 1837: 3, 6, 10, 22, 24, 27, 31 января 3, 7, 7, 10, 14, 17, 21, 24, 28 февраля, 7, 10, 14, 17, 21, 28, 31 марта, 4, 7, 11,
19, 21, 25, 28 апреля, 2, 5, 9, 12, 17, 23, 30 мая, 2, 7, 9, 13, 16, 20, 21 июня, 6, 7, 9, 12, 17, 20, 24, 27, 31 октября,
3, 7, 10, 14, 17, 21, 24, 28, 29 ноября, 1, 5, 8, 12, 16, 19, 23, 26, 30 декабря — 70 (в присутствии князя) — 71 (всего);
• 1838: 2, 6, 9,13, 16, 20, 23, 27, 31 января, 3,6, 10,13,17,
20, 24, 27 февраля, 3, 6, 10, 13, 17, 20, 24, 27 марта, 1, 3, 6, 7, 10, 14, 17, 21, 24, 28 апреля, 1,8, 15, 20, 22 мая, 5, 10, 19 июня, 10, 11, 13, 20, 28 августа, 1, 2, 4, 11, 18 сентября, 2, 9, 12, 16, 19, 23, 26, 30 октября, 2, 6, 9, 13, 16,
20, 24, 27 ноября, 1, 4, 8, 11, 15, 18, 22, 25, 29 декабря — 78;
• 1839: 1, 8, 12, 15, 19, 22, 26, 29 января, 2, 5, 7, 9, 10, 11 февраля, 30 апреля, 7, 1 1, 12, 14, 18, 21, 24, 28, 31 мая,
4, 7, 11, 14, 18, 21, 25, 28, 30 июня, 1, 4, 7 июля, 6, 9, 16, 25 ноября, 1, 8 декабря — 40 (в присутствии князя) — 42 (всего);
• 1840: письма 8, 19 февраля, 2, 9, 16, 22, 24, 27, 28 апреля.
Легко заметить, что после смерти В. А. Всеволожского, когда «кризисы» целиком перешли в руки А. А. Турчаниновой, ее встречи с А. Н. Голицыным участились. За 1837 год «кризисов» было больше, чем за пять предыдущих лет. В 1839 году вновь наметился спад в связи с отъездами Турчаниновой в Киев. В пик «кризисов» Голицын посещал Турчанинову девять раз в месяц. Это должно было стать обременительным для отягощенного службой князя. Кроме того, Голицын вел оживленную общественную жизнь. К нему в дом постоянно приходили гости, устраивались чтения, наконец, действовал религиозный кружок. Описание жизни дома А. Н. Голицына за 1837 год оставил Ю. Н. Бартенев. Она была заполнена событиями, но в этом описании Турчанинова упоминалась один раз, вскользь («Интересные былевые вещи о Турчаниновой. Ее излечения. Сынок Кочубея. Расслабленный из Старой Русы. Свидетели иностранцы, свидетели сам князь. Уезжает она на дачу Мордвинова, а без нея беснуются») (Бартенев Ю. Н. Из записок Ю. Н. Бартенева. Рассказы князя Александра Николаевича Голицына // Русский архив. 1886. Кн. 3. С. 309.).
«Журнал» Голицына показывает, что в 1837-1838 годах князь много времени уделял этой тайной стороне своей жизни.
Практика А. А. Турчаниновой не была уникальной в России первой половины XIX века. Магнетизм вошел в моду, лечение магнетизмом практиковали врачи, занимались этим и любители, чаще всего члены масонских лож. К последней группе магнетизеров- любителей принадлежала и Турчанинова. Но даже в этой разнородной среде непрофессионалов ее методика резко выделялась.
Турчанинова бралась лечить заболевания, считавшиеся неизлечимыми, особенно привлекало ее внимание исправление горбов. Даже в деле Медицинского совета один из документов носил название «О занимательном излечении горбов и параличей девицей Турчаниновой». При этом свидетельств излечения по методу Турчаниновой до нас не дошло. А. Долгорукий, указывая Турчанинову в числе магнетизеров, особо отмечал силу ее глаз. Стандартная процедура магнетического лечения, описанная Долгоруким, была иной. Магнетизер действовал через медиума (ясновидящего), который ставил диагноз, и прописывал лечение. При другом варианте лечения магнетизер воздействовал прямо на пациента, добиваясь перераспределения его жизненной энергии. Турчанинова также работала с пациентом, который сам себя диагностировал и назначал себе лечение. Медицинский совет признал метод Турчаниновой формой лечения магнетизмом.
Не вызывает сомнений, что с 1830 года, работая с А. Н. Голицыным, А. А. Турчанинова использовала именно магнетизм. Это была уже почти традиционная практика, но все равно отличная от того, что применяли врачи. Турчанинова не ограничивалась лишь диагностикой и рецептами лекарств. В роли «ясновидящей» она давала князю и разнообразные советы, якобы почерпнутые из общения с потусторонним миром. В подобной практике не было ничего уникального. В «Выписках из сочинений о магнетизме 1785-1828 годов» содержатся религиозные откровения различные магнетизируемых.
Например: «У нас у всех есть добрый ангел... внушает нам добрые мысли, есть и злой, его остерегайтесь», «Первый кризис я чувствовала в себе побуждения поклонения высочайшему существу», «Касательно церемоний и обрядов я вам скажу, что они нужны потому, что без них человек, по шаткости и забывчивости своей, скоро хладеет ко всему священному» (О магнетическом лечении: выписки из сочинений о магнетизме 1785-1728 // РГИА. Ф. 832. On. 1. Д. 18. Л. 4-25.).
Религиозные откровения присутствовали в практике магнетизера Н. Ф. Глинки. Подобная методика магнетизирования была близка масонам, верившим в возможность связи с потусторонним миром. Видимо, здесь сказались киевские контакты Турчаниновой с членами ложи «Соединенных славян».
В конце 20-х годов финансовое положение сестер Турчаниновых было далеко не блестящим. С 1816 года они вели долгую тяжбу с казной по поводу своих нерентабельных заводов. Было проиграно дело о наследстве, по поводу претензий к приемному сыну их брата. Очевидно, что своей магнетической практикой Турчанинова зарабатывала немалые средства. У нее лечились дети состоятельных родителей, принадлежавших к столичной аристократии.
Небескорыстно было и десятилетнее «обслуживание» А. Н. Голицына. Можно предполагать, что в этот период князь содержал Турчанинову и оплачивал ее дом, стол и разъезды (до 1836 года она пользовалась и капиталами миллионера В. А. Всеволожского). Нельзя исключать и честолюбивого интереса со стороны Турчаниновой. Недаром Ю. Н. Бартенев характеризовал ее как актрису. На поприще лечения магнетизмом она сыскала большую популярность, хотя и недолгую по времени.
Итак, магнетическая практика Турчаниновой была скандальна, но вовсе не исключительна. Множество врачей и любителей того времени практиковали магнетизм. Особое значение Турчаниновой состоит в том, что ей удалось на десятилетие вовлечь в орбиту своей деятельности одного из крупнейших чиновников империи А. Н. Голицына. Со второй половины 20-х годов, во многом утратив свое влияние, он по-прежнему оставался главой Почтового департамента, принимал участие в воспитании наследника престола и был приближенным Николая I. Однако в этом случае дело было не столько в особенностях метода Турчаниновой, сколько в характере самого А. Н. Голицына. Современники характеризовали князя как «жесткого мистика», и Турчанинова была далеко не первым и не последним его увлечением. В 1827 году скончался многолетний духовный наставник князя Р. А. Кошелев, и Голицын вскоре нашел ему замену.
Трудно понять, чем опытного царедворца и чиновника А. Н. Голицына могли привлечь незамысловатые откровения А. А. Турчаниновой. Из «кризиса» в «кризис» она повторяла одно и то же, лишь с некоторыми купюрами. Между тем князь пытался трактовать даже ее незамысловатые сны. Ясность в этот вопрос может внести обращение к истории «Авиньонского общества», в работе которого Голицын принимал участие на заключительном периоде его существования (1806-1807 годы).
Среди документов «Общества» (в основном это материалы его лидера Т. Лещица-Грабянки) содержатся описания вещих снов, ежедневных молитв и пророчеств, очень напоминавших «кризисы» Турчаниновой. Иначе говоря, к подобным «монотонным» пророчествам Голицына приучили еще с первого десятилетия XIX века. Думается, что сходная практика применялась и в интимном кружке, куда входил А. Н. Голицын, Р. А. Кошелев и Александр I, а затем в религиозном обществе Голицына, участниками которого были бывшие члены ложи «Умирающего сфинкса». Столь же однообразны были доклады, читавшиеся масонами на собраниях лож.
На протяжении многих лет, переходя из степени в степень, эти люди прорабатывали одни и те же темы. Необходимо заметить, что особым разнообразием не отличается и годовой круг православного богослужения. Вовсе не разнообразия ищут в церкви верующие, а удовлетворения своих духовных нужд. Именно такое удовлетворение давала Голицыну Турчанинова.
В течение десятилетия князь воспринимал ее «кризисы» как обязательное, еженедельное занятие. Тем более что откровения «ясновидящей» были важным компонентом лечения. Вероятнее всего, разочарование Голицына, приведшее к разрыву с Турчаниновой, было вызвано ее неспособностью справиться с болезнью глаз. Из этого Голицын мог сделать вывод, что Бог предлагает ему прервать эту десятилетнюю связь.
В архиве масона (а возможно, и розенкрейцера П. А. Болотова) сохранилось очень характерное для масонов описание магнетизма. На документе под названием «О сомнамбулизме и о том, как его употреблять с пользой» есть пометка рукой П. А. Болотова о том, что это перевод книги Ж. Ф. Делез, сделанный в «Ступове девицей Перекрестовой».
Изданная в России книга Ж. Ф. Делез (1753-1833) «Руководство к практическому изучению животного магнетизма» (Т. 1 -2. М. 1836) подобных мест не содержит.
В документе Болотова разделялись магнетизм и сомнамбулизм (последний практиковала А. А. Турчанинова): «Мнимое сходство произвольного сомнамбулизма с кризисом, который магнетизм часто производит, заставляет называть этот кризис магнетическим сомнамбулизмом». Под сомнамбулизмом понималась способность ходить, разговаривать и писать во сне. Сомнамбулизм назывался «самое ярким открытием древних мудрецов и точным свидетельством бессмертия души».
В отличие от магнетизма Месмера, который применялся для лечения, сомнамбулизм помогал получить пророчества — их считали оракулами (О сомнамбулизме и о том, как его употреблять с пользой // РНБ. ОР. Ф. 89. Д. 144. Л. 2.).
В рукописи описывалось религиозное вдохновение некоторых сомнамбул: «Чистые душой, без корыстных помыслов получают доступ к Божественному свету». Сомнамбула («ясновидящий») описывался следующим образом: «Он считает себя органом высшего разума, он говорит с вами только для того, чтобы сказать вам вещи, полезные вашему моральному направлению... Счастлив тот человек, которому случай дал встретить сомнамбулу этого состояния, потому что нет никакого средства, чтобы произвесть в обыкновенной сомнамбуле такие способности... Сомнамбулизм освещает светом, который наша душа получает от Бога вместе с бытием. Этот свет... показывает человеку все то, что есть основание всякой религии, открывает ему все то, что есть основание всякой нравственности» .
Среди документов руководителя российских розенкрейцеров И. А. Поздеева сохранились записи, посвященные магнетизму. Поздеев говорил: «Магнетизм есть дело естественное, а не сверхъестественное, и магнетизировать может человек ничему не верующий. Внутренний человек се знает и весьма учен, и стоит только искусственно усыпить, т. е. привести в сомнамбулизм наружного человека, то внутренний может много видеть и сказать» (Поздеев О. А. Религиозно-философские рассуждения // ИРЛИ. Ф. P. III Oп. 1. Д. 1637. Л. 36.).
Отзывы Поздеева о магнетизме вспоминал другой лидер розенкрейцеров С. П. Фонвизин. По его словам, Поздеев «не советовал никому из братьев магнетизироваться, разве от святого», т. к. «с сим истечением сообщаются и нравственные свойства магнетизера; так, были примеры, что если магнетизер лгун, то и субъекту прививался сей порок, душа прикована бывает к магнетизеру и входит с ним в тесное сочетание, так что следует за всеми его действиями» (Арсеньев В. С. Воспоминания и дневник. СПб., 2005. С. 285.).
В магнетизме, так же как и в алхимии, розенкрейцеров привлекала возможность практически подтвердить свои теологические доктрины. Этот особый «сомнамбулический» магнетизм они смогли превратить в еще одну «лакомую» приманку. Не исключено, что именно розенкрейцеры управляли действиями А. А. Турчаниновой, на десятилетие подчинившей своему влиянию князя А. Н. Голицына.
ЗаключениеМартинисты, розенкрейцеры, «Авиньонское общество», «животный магнетизм» имели общие черты, главной из которых была связь с «незримым миром». Но даже в этой области у сообществ были свои особенности. Исходный посыл был схож с масонской доктриной: Адам получил от Бога сокровенные знания, передаваемые через избранных потомков. Вот только способ и суть передаваемой информации у разных сообществ были различны. Мартинисты предполагали, что передается особого рода ритуал. Он позволяет посвященным выйти за грань материального мира. Розенкрейцеры считали, что тайные знания сокрыты в алхимии, с их помощью возможно вернуть к совершенству падшую природу человека. Один из основателей «Авиньонского общества» А. Ж. Пернети считал, что тайные знания зашифрованы в произведениях Гомера.
Наконец, «животный магнетизм», на основании научных достижений, предполагал, что особый потенциал находится внутри человека. Имея особые способности, его возможно раскрыть.
Итак, каждое из эзотерических сообществ предлагало в России свой «товар», и на него имелся определенный спрос. Наименее преуспели мартинисты, расцвет их организации совпал с проникновением в Россию розенкрейцерства. Сходная доктрина этих сообществ или Орденов привела к жесткой конкуренции, и мартинисты были вытеснены. При этом практика некоторых российских членов Ордена золотого и розового креста показывает, что мартинизм нашел и там своих последователей. На теургию больше всего обращали внимание ученики И. В. Лопухина.
Самым массовым и долголетним эзотерическим сообществом в России стал Орден золотого и розового креста. Его последователи действовали в России более 100 лет. Среди них были высокопоставленные чиновники, деятели науки и искусства, купцы, клирики. Орден имел возможность влиять на политику и общественную жизнь страны. Показательным является «Дело Грабянки», за обвинением которого стоял И. А. Поздеев. Однако, ослабленный сперва правительственными гонениями, силанумом, разрывом связей с центром, затем борьбой двух лидеров, Орден не смог реализовать свой потенциал. Его последователи превратились в замкнутую группу, ревностно оберегающую свои секреты.
Оказавшись в определенной изоляции, наиболее активные розенкрейцеры стали искать другое приложение своих сил. Одним из таких конкурирующих направлений стало «Авиньонское общество». Еще в XVIII веке туда вступили С. И. Плещеев и Н. В. Репнин, а в XIX веке примкнула группа членов «Теоретического градуса» и ложи «Умирающей сфинкс».
Вероятнее всего, причина была в том, что в условиях силанума и правительственных гонений российское розенкрейцерство прекратило свое развитие. Адепты не надеялись получить высоких степеней и приобщиться к таинствам. Несмотря на арест и смерть лидера, «Авиньонское общество» продолжило свое существование в окружении А. Н. Голицына.
Князь, как и его друг Александр I, был падок на всякого рода пророчества. Этот интерес привел Голицына к медиуму А. А. Турчениновой, на «сеансах» с которой он провел десять лет. Это был особый сорт «животного магнетизма», при котором медиум не только ставил диагноз больному, но и входил в контакт с незримым миром. Полученной информацией он делился с клиентом. Голицын получал от Турчаниновой в том числе и советы по поводу того, как себя вести с императором.
Ни одно из рассматриваемых эзотерических течений не было российским. Появляясь во Франции и Германии как новая мода, новые веяния вскоре приходили в Россию. Часто страны влияние новых обществ достигало уже «на излете». Поэтому срок их деятельности был короток. При этом далеко не все европейские движения достигали России. Например, в стране были очень слабо представлены неотамплиеры (система масонства «строгого наблюдения»).
В данном случае свою роль сыграла воля Екатерины II, не доверявшей этому направлению. Были в России и свои самобытные течения. Секты хлыстов, скопцов, духоборов были относительно популярны в народной среде, но не привлекали представителей средних и высших классов. Определенный эзотерический вакуум необходимо было заполнить. Возможно, этим объясняется длительность деятельности в России организаций Ордена золотого и розового креста.