Гипнотический сон рассматривается, как модификация сна нормального, некоторые же авторы видят в нем скорей патологическое состояние. Вызывается он не только на людях, но и на животных. На животных его описал в семнадцатом веке Швендтнер, а затем аббат Кирхнер под именем «Experimentum mirabile». По описанию последнего, если у курицы связать крылья и ноги, положить животное боком на стол, вытянув ему шею так, чтобы клюв прикоснулся к поверхности стола, и провести затем мелом прямую черту от клюва по столу, то курица остается лежать в этом положении и после удаления повязок. Кирхнер объяснял это тем, что курица воображает, будто она привязана к столу той белой линией, которая проведена от ее головы. Но оказывается, что не нужно ни накладывать повязок на курицу, ни проводить черты по столу, достаточно подержать животное в одном, более или менее необычном для него, положении некоторое время и затем осторожно отнять руки — животное впадает в гипнотический сон и остается в оцепенении более или менее долгое время.
В первой половине прошлого столетия гипнотическими опытами над животными занялся Ганс Чермак и выяснил, что подобное состояние вызывается не только на птицах, но и на других самых разнообразных животных, причем одни из них легче поддаются гипнозу, другие труднее, и гипнотическое состояние вызывается у них различными приемами (поглаживанием, придерживанием, неожиданным сильным впечатлением, встряхиванием и пр.). Можно, например, довольно легко загипнотизировать рака, поставив его на голову и придержав в таком положении некоторое время; когда животное перестанет шевелиться и сопротивляться, надо осторожно отнять от него руки, и рак будет долго стоять на клешнях и голове, пока его не разбудит какое-нибудь внешнее раздражение. Во время этого гипнотического состояния растительные функции в организме рака продолжают протекать: сердце пульсирует, в дыхательном аппарате заметно движение. Подобное же состояние можно вызвать на лягушке; надо положить ее на спину и попридержать в этом положении: животное остается лежать без движения, когда мы осторожно отнимем от него руки, тогда как лягушка и без полушарий непременно переворачивается, если ее положить на спину. На раках можно заметить, что опыт с гипнозом удается еще лучше, если его подряд проделать несколько раз на одном и том же животном. Просыпание рака от гипнотического состояния происходит, видимо, постепенно: можно заметить, что ножки на задних сегментах начинают двигаться, в то время как передние сегменты остаются еще в покое.
Если взять голубя и, положив на спину, подержать его в таком положении некоторое время, поглаживая по груди (что соответствует «пассам» профессиональных гипнотизеров), то он в конце концов тоже поддается гипнозу; глаза у него могут быть при этом закрыты или открыты, дыхание глубоко и спокойно, как во сне; но достаточно только дунуть на загипнотизированного голубя, и он тотчас же просыпается, вскакивает и обнаруживает растерянность и испуг перед неожиданной средой, которая его окружает. Важно отметить, что подобное же состояние может быть вызвано на голубе и тогда, когда у него удалены полушария большого мозга. Это значит, что гипноз сопровождается особым состоянием нервных центров, лежащих ниже коры головного мозга. Как это мы видели на раках, так и здесь при опытах на голубе, чем чаще гипноз вызывается на одной и той же особи, тем легче он наступает. Легкостью наступления повторного гипноза давно пользовались уличные фокусники, применяя его на канарейках: канарейки помещаются на виду у публики в клетке; они оживленно порхают, поют, прыгают; фокусник заявляет зрителям, что он убьет всех птичек, с этими словами он ловит канареек одну за другой и кладет их на край стола, свешивая головки вниз, как будто сворачивая им шейку; загипнотизированные птички лежат без движения. Затем фокусник отходит на некоторое расстояние и стреляет из пистолета; птицы от шума и сотрясения воздуха просыпаются и летят домой — в клетку.
На людях гипноз вызывается различными приемами; одни приемы рассчитаны на то, чтобы произвести более или менее сильное влияние на психическую жизнь гипнотизируемого; другие исходят из продолжительных и монотонных раздражений чувствующих нервов. Несомненно, что под влиянием чисто психического момента, например, какого-нибудь аффекта, можно загипнотизировать животное: известны случаи, что птицы при виде очковой змеи внезапно парализуются в своих движениях; также пойманное в силок животное в первые моменты поражается, цепенеет и не пытается убежать; часто птица, только что вынутая из западни, лежит на ладони и не думает улететь; при этом она дышит спокойно, как во сне, — она впала в гипноз. При посадке лошадей с пристани на корабль, они брыкаются и сильно беспокоятся, пока их подводят под подъемный конец лебедки; но как только лебедка их поднимет на воздух, лошади сразу успокаиваются, и даже тогда, когда их опустят на палубу, в первое время они остаются как бы парализованными. Вероятно, во всех этих и подобных случаях мы имеем на животных состояние, весьма близкое к гипнозу, и вызывается оно психическим моментом: страхом, испугом, ужасом и пр. Подобное же состояние может быть вызвано аффектами и на людях. По мнению некоторых ученых, гипноз может быть всегда вызван сильным сосредоточением внимания на каком-нибудь определенном образе или идее.
Уже с давних пор магнетизеры на своих публичных сеансах применяли так называемые «пассы», т. е. легкие поглаживания руками по лицу усыпляемого субъекта, или просто проводили руками на некотором расстоянии от лба и глаз усыпляемого так, чтобы он мог ощущать только монотонное тепловое раздражение, исходящее от рук гипнотизера. И таких легких и монотонных раздражений было достаточно для того, чтобы субъект впал в состояние гипноза.
Другой прием гипнотизеров заключался в том, что усыпляемого заставляли фиксировать взор на какой-либо блестящей точке, например, на световом блике, который образовался на металлическом предмете от электрической лампочки; через некоторое время у испытуемого при этом развивается неприятное ощущение; ему всячески хочется отвести свой взор от блестящей точки, но, подавив это желание, субъект в скором времени впадает в гипнотический сон.
У гипнотизеров пользовалась славой так называемая «кристаллоскопия»: усыпляемого заставляли вглядываться в кристалл, и это вскоре вызывало в нем гипнотическое усыпление. Тот же эффект производит на некоторых субъектов тиканье часов, звук камертона и тому подобные однообразно повторяющиеся ритмические раздражения. Гейденгайн с помощью звучащего камертона загипнотизировал 75% своих слушателей в аудитории, поставив предварительно условием, что все они будут внимательно слушать тон, издаваемый камертоном. Глинка чутьем художника угадал обстоятельство, важное с физиологической точки зрения для гипноза. В его опере «Руслан и Людмила», — в то время, когда Черномор похищает Людмилу и все присутствующие на свадебном пиру впадают как бы в гипнотическое состояние,— несколько тактов подряд раздается один сильный монотонный звук, гипнотизирующий до известной степени всех слушателей оперы.
Особенно легко вызывается гипноз у людей при многократных повторениях сеансов, а также у людей, подверженных истерии: в этих случаях бывает достаточно с убедительностью сказать усыпляемому: «вы спите», и субъект засыпает.
В чем же выражается состояние гипноза? Оно характеризуется несколькими стадиями, причем гипноз может быть более или менее глубоким. В начальной стадии усыпляемый отдает себе отчет, что он поддается гипнозу, его сознание еще довольно отчетливо работает, но волевая сфера уже парализована — это самая слабая стадия гипноза; такому субъекту гипнотизер внушает, что он, например, не может открыть глаз, и усыпленный, несмотря на все сознательные усилия, действительно не в состоянии поднять век. В дальнейшей стадии начинается повышение рефлекторной возбудимости. параллельно с упадком сознательных реакций: загипнотизированный слышит и различает слова, но может отвечать на них только так, как ему приказано, или как своего рода автоматическое эхо: на «да» отвечает «да» и т. д. Внешние впечатления при этом, очевидно, воспринимаются, но ориентировка в них прекратилась, реакции стали механически-повторяющимися, рефлекторными. В этой стадии развивается подражательность, на все движения, совершаемые гипнотизером, усыпленный хочет ответить такими же движениями, словно ребенок, который, улыбается, видя улыбающихся перед ним, и делает плаксивую физиономию, когда окружающие плачут. Можно сказать, что в этом состоянии воля усыпленного находится уже во власти гипнотизера. Третья стадия гипноза характеризуется значительным повышением мышечной возбудимости, причем уже от самых легких раздражений, например, от прикосновения или поглаживания, вызываются местные контрактуры мускулов. В связи с этим появляется так называемая каталепсия, т. е. склонность тонически удерживать те положения частей тела, которые были приданы им пассивно: гипнотизер берет, например, руку усыпленного и придает ей горизонтальное положение с неудобным сгибом в локте, усыпленный потом удерживает это положение уже активным тоническим возбуждением своих мышц, несмотря на неудобство и на стремление руки опуститься под влиянием силы тяжести. В каталептическое возбуждение можно привести мышцы почти всего тела.
В этом отношении особенно нашумели в свое время сеансы Ганзена в Бреславле, послужившие точкой отправления для изучения гипноза со стороны бреславльского профессора Гейденгайна. Ганзен поглаживанием мышц загипнотизированного субъекта приводил в каталептическое состояние почти все его тело, затем клал его на раздвинутые стулья таким образом, что затылок опирался на край одного стула, а пятки на край другого. Загипнотизированный, большая часть тела которого была навесу, лежал, как палка, а Ганзен еще при этом садился на него, вставал ногами на живот, подпрыгивал. Испытуемый оставался в оцепенелом состоянии, как будто в нем развилось трупное окоченение. В этой стадии гипноза, представляющей необыкновенный интерес для физиолога, возбудимость мышц чрезвычайно напоминает то, что наблюдается на животном после перерезки среднего мозга. Там также можно видеть легкое развитие контрактур и склонность тонически удерживать то положение органов, которое было им придано пассивно. Это состояние получило от Шеррингтона характерное название «пластического тонуса» мускулатуры. Определяется оно, с одной стороны, упадком влияния головного мозга на спинно-мозговые аппараты, с другой же — чрезвычайным повышением рефлекторной возбудимости спинного мозга. Каталептическое состояние постепенно проходит. Чтобы скорее прекратить его, гипнотизеры прибегают к особым «пассам».