Форум ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ и САМОРАЗВИТИЯ

MIND-GAMES. Игры ума и активное воображение.



Индивидуальная и групповая ПРАКТИКА. Обсуждения, веб-конференции, совместные ЭКСПЕРИМЕНТЫ.




"Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)

"Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)

Сообщение GdeToTam » 10 июн 2013, 16:56

"Дискурс как суггестия. Иррациональное воздействие в межличностном общении" (К.Ф.Седов)




"Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)



Ссылка: "Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)


От производителя

Книга известного специалиста в области психологии речи и психолингвистики посвящена скрытым формам воздействия в повседневной коммуникации. В работе представлена суггестивная модель межличностного общения, которая рассматривает внушение в речи, помимовольные стимулы, подсознательные мотивы, определяющие успех или неуспех коммуникативного взаимодействия людей. Написанная в жанре научной монографии, книга сохраняет следы лекционной манеры. Текст содержит большое количество примеров живой речи, рекомендаций по применению теоретических знаний на практике.
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 10867
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: "Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)

Сообщение GdeToTam » 10 июн 2013, 17:10

Человек, появляясь на свет, мягок и податлив,

а когда умирает - негибок и тверд.

Все живые твари, деревья и травы,

когда рождаются, податливы и нежны, а когда умирают, становятся сухими и ломкими.

И потому тот, кто мягок и податлив,

идет дорогой жизни, тот, кто негибок и тверд, идет дорогой смерти.

Вот почему воин, неустрашимо рвущийся в бой,

найдет свою гибель. Дерево, высокое и крепкое, найдет свой топор.

То, что идет вниз - это твердое и крепкое, то, что растет вверх - это мягкое и податливое.


Лао-Цзы «Дао Дэ Цзин»




ПРЕДИСЛОВИЕ

Есть все основания считать, что потребность в общении является врожденной и передается генетически. Большую же часть времени, которое мы тратим на взаимодействие с другими людьми, занимает то, что называют не совсем точным термином «повседневная коммуникация». В центральной части общего массива этой разновидности речевого бытия находится межличностное общение. Само слово «межличностное» показывает, что это то, что происходит между личностями. Иначе говоря, это процесс, участниками которого должны быть как минимум двое людей.

Общаясь с другим человеком, мы не только передаем ему какие-то знания, какую-то информацию. Вольно или невольно мы на него влияем. Уже древние античные мудрецы отмечали воздействующий потенциал речи. Любое слово, обращенное к собеседнику, - вторжение в его внутренний субъективный кругозор. Хотим мы этого или нет, но, живя среди других людей, мы вынуждены так или иначе изменять их оценки, переживания, чувства, мотивы поведения и, в свою очередь, испытывать чужое влияние на себе.

Мы требуем послушания от своих детей, посещения занятий и соблюдения норм поведения на лекциях - у студентов, выполнения должностных обязанностей - у подчиненных. Мы просим разрешения съездить по нужному нам делу у руководства, денег в долг - у богатого соседа. Мы убеждаем сына (дочь) поступать на престижный факультет в вуз, жену - приобрести новую иномарку взамен старенькой шестерки. И т.д. и т.п. Принуждение и убеждение - распространеннейшие способы воздействия в межличностном общении Но - отнюдь не единственные. Первый строится на насилии, второй - на апеллировании к разуму. И в том, и в другом случае влияние протекает на уровне сознания, когда желания субъекта общения очевидны.



Однако, наряду с осознаваемыми способами воздействия, в повседневной коммуникации присутствуют и скрытые импульсы, действие которых протекает на иррациональном уровне. Как показывают многочисленные наблюдения, в межличностном воздействующем дискурсе огромную роль играет то, что не контролируется нашим разумом. В реальном пространстве речи рациональная передача информации, как равно и убеждение, апеллирующее к разуму собеседника, составляет лишь видимую часть айсберга - целостного континуума межличностного общения. Внизу, под водой, невидимый глазу, располагается недоступный сознанию огромный массив помимо-вольных стимулов, неосознанных реакций, подсознательных мотивов, которые находят выражение в таких социально-психологических феноменах, как тщеславие, хвастовство, зависть, манипуляция косвенная агрессия и мн. др. Все эти проявления в той или иной мере имеют отношение к внушению (суггестии).

Понять скрытые механизмы, заставляющие идти процесс межличностного общения в каком-то причудливом направлении, - чрезвычайно увлекательно и поучительно. При этом знание этих суггестивных законов влияния имеют не только теоретический, но сугубо практический смысл: они дают человеку новые возможности в по строении отношений с другими людьми, открывают тайные технологии управления человеком.



    Расскажу две довольно правдивые истории.


    В одной большой стране проходили выборы президента. В ней уже был Президент, точнее президент этой страны уже отмотал один срок. И ему хотелось, чтобы его избрали еще раз. Задача была очень трудной. За время первого правления Президента были проведены непопулярные экономические реформы, в результате которых народ стал хуже жить; по вине Президента в стране возникли локальные войны и т.д. Казалось, шансов на победу у нашего героя не было никаких. Однако, в отличие от своих предшественников, Президент был не только умным, но и хитрым политиком; он доверял профессионалам. Глава страны пригласил к себе психолингвистов и социальных психологов и поставил перед ними задачу. Специалисты по воздействию разработали концепцию рекламы; сценаристы написали серию сценариев, режиссеры с актерами сняли несколько роликов; рекламу показали зрителям. И Президента избрали на второй срок...


    История вторая.

    В одном крупном университете, в диссертационном совете была защита кандидатской диссертации. Молодая красивая женщина защищала диссертацию по филологическим наукам. Защита прошла, как это принято обычно говорить, блестяще. А потом, в соответствии с традицией был банкет. На банкете произносили тосты, поднимали бокалы и пили шампанское за успех молодого ученого. Но вдруг во время одного из тостов виновница торжества разрыдалась и выбежала из банкетного зала... По воле случая за банкетным столом оказался специалист по теории воздействия. Он решил узнать причину переживаний девушки и вышел вслед за ней в коридор.

    Состоялся дружеский разговор, из которого стало ясно, что жизненная драма диссертантки заключается в невозможности совмещать научно-производственную и личную сферы жизни. Что за три года аспирантуры она «ничего, кроме библиотеки и компьютера не видела», что через три дня ей лететь в далекий сибирский город, где ей уже готово место преподавателя и заместителя декана, а личная жизнь «накрылась медным тазом». Кроме того, девушка поведала о том, что она не только времени на личную жизнь не имеет, но даже не знает как взяться за дело, как познакомиться с понравившимся ей мужчиной и т.п.

    В ходе доверительной беседы, находясь под воздействием неформальной атмосферы, ученый-психолингвист дал своей собеседнице два совета. Два совета о том, как воздействовать на мужчин, как нравиться мужчинам. Они вернулись в банкетный зал, праздник продолжился...

    Прошло время. Новоиспеченный кандидат наук улетел в родной сибирский город. А через месяц, рано утром в квартире психолингвиста раздался телефонный звонок. Молодой женский голос весело заявил:

    - Вы знаете: а я из-за Вас, кажется, замуж выхожу!

    Выяснилось следующее. Отправляясь на родину, в аэропорту Домодедово девушка вспомнила свой банкетный разговор. Оглядевшись, она обнаружила, что есть у нее попутчик - молодой человек приятной наружности лет тридцати. «Дай-ка я попробую», - подумала героиня нашего рассказа. <...>

    Когда пассажиры покидали самолет, молодой человек упал к ногам своей спутницы:

    - Мне еще никогда не было так легко в общении с девушками! - воскликнул он.

    - Не может быть, чтобы наша встреча-случайность!

    Через полтора месяца они поженились...



Какие механизмы суггестии президент использовал в своей политической рекламе? Как девушке удалось так быстро и легко покорить сердце молодого человека и выйти замуж? Ответы на эти вопросы - в дальнейшем повествовании. В тех главах, когда у нас пойдет речь о манипуляции и актуализации в повседневном общении. Как понимает умный читатель, автор приводит эти реальные истории, чтобы уже в предисловии продемонстрировать возможности воздействия, манипулирования сознанием.

Книга «выросла», главным образом, из лекционного курса, который я в течение вот уже пятнадцать лет читаю в самой разнородной аудитории. Сюда же вошли материалы коммуникативного тренинга «Сценарное перепрограммирование коммуникативных черт характера», который еще известен под несколько претенциозным названием «Семь шагов профессора Седова». Семь - потому что он состоит из семи занятий, к ходе которых участник тренинга меняет свою жизненную программу, избавляясь от негативных коммуникативных черт характера, обретая новые возможности в межличностном общении. Должен сказать, что внимательный читатель сможет получить эти возможности - умения на иррациональном уровне воздействовать на других людей, - приобщаясь не только к законам межличностной суггестии, но и к практическим моделям их применения в реальном каждодневном общении.

Написанная в жанре монографии книга в способе изложения знаний несет в себе отпечаток лекционной и тренинговой манеры: в ней много иллюстративных примеров из обыденной повседневной коммуникации и рекомендаций для практического использования. Стремление к популяризаторству обусловлено тем, что основная проблема, представленная в тексте, находится в междисциплинарном пространстве, а автор свои размышления хотел сделать максимально понятными представителям разных наук.

В предисловии принято благодарить всех, кто способствовал написанию книги. Я тоже приношу слова искренней благодарности коллегам (психологам, лингвистам, социологам), общение с которыми служило пусковым толчком для появления некоторых идей, нашедших выражение в книге. Таких людей слишком много, поэтому я не рискну назвать всех поименно: вдруг забуду кого-либо - будет обида.

Но вот о ком не могу забыть - это студенты и студентки (психологи, филологи, историки, социологи, дефектологи и др.), которые слушали мои лекции. Огромное спасибо вам, за ваши вопросы, за ваши улыбки, за ваши умные, заинтересованные глаза. Вы даже не представляете себе ту меру положительных эмоций, количество психологических поглаживаний, которые вы подарили автору.


Всем вам, ребята и девушки, кто умеет «гениально слушать», я посвящаю свою книжку.
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 10867
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: "Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)

Сообщение GdeToTam » 10 июн 2013, 17:24

Глава 5

МАНИПУЛЯЦИЯ В ПОВСЕДНЕВНОМ ОБЩЕНИИ




5.1. Манипуляция как психологический и психолингвистинескйй феномен


О действиях всех людей, а особенно государей, с которыми в суде не поспоришь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого не употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство.

Н. Макьявелли «Государь»




Статус ключевой категории теории речевого воздействия приобретает понятие манипуляции. Проблемы манипуляции (манипулирования) сознанием стали в современной отечественной гуманитарной науке популярными после выхода в нашей стране перевода работы известного американского психолога Э. Шострома [1992]. Основной пафос книги ученого - протест против превращения человека в современном сверхиндустриальном обществе в вещь, автомат, которым можно управлять. «Трагедия нашей жизни, - пишет Шостром, ~ в том, что современный человек в результате своего бесконечного манипулирования потерял всяческую возможность выражать себя прямо и творчески и низвел себя до уровня озабоченного автомата, который все свое время тратит на то, чтобы удержать прошлое и застраховать будущее» [Шостром 1992: 9]. Качество личности, противоположное манипуляторству, ученый назвал «актуализацией».


Актуализация - термин, который взят из «психологии бытия» А.Маслоу (1908-70) [1997], одного из создателей гуманистической психологии, которая ныне представляет собой одну из наиболее влиятельных ветвей развития западной гуманитарной мысли. Актуализатор, по Шострому, - это человек, который стремится в собственной деятельности и в общении с другими людьми к максимальной самоактуализации, т.е. к полному психологическому здоровью, основанному на всестороннем раскрытии творческих потенций своей личности.
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 10867
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: "Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)

Сообщение GdeToTam » 10 июн 2013, 17:28

С легкой руки Шострома термины манипулятор и актуализатор проблемы манипуляции стали модными в современной науке. О манипуляции в речи много написано психологами и лингвистами (см например: [Горелов, Седов 2010; Доценко 2000; Куницына и др 2001; Литвак 1997; Панасюк 2002; Степанов 2008; Стернин 2001 Шейнов 2002, 2009] и мн. др.). Главное же, что становится предметом дискуссий, это вопрос о том, насколько принципы манипуляции сознанием в общении могут быть совместимы с этическими нормами социального взаимодействия людей, морально или нет управлять настроением человека против его воли. В обыденном сознании большинства представителей российского этноса термин манипуляция имеет однозначно отрицательный смысл. Манипулировать, в представлении даже значительного числа профессиональных ученых-гуманитариев, - это значит совершать что-то негативное, нарушающее этические нормы поведения. Фраза «Ты мной манипулируешь!», сказанная, предположим, женой мужу, звучит как обвинение.

В современной психологии существует несколько десятков дефиниций термина «манипуляция». E.Л. Доценко определяет его как «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [Доценко 2000: 59].


"Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 10867
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: "Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)

Сообщение GdeToTam » 10 июн 2013, 17:33

По мнению ученого ареной действия манипулятора выступают межличностные отношения. Если представить их в виде шкалы, на одном полюсе которой будет восприятие другого человека, как средства достижения цели, а на другом - как самостоятельную ценность, то феномен манипуляции займет позицию, представленную на схеме 6.


    1 Доминирование - «отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество <...> Открытое, без маскировки, императивное воздействие - от насилия, подавления, господства до навязывания, внушения, приказа - с использованием грубого простого принуждения.

    2. Манипуляция. Отношение к партнеру по взаимодействию как к «вещи особого рода» тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы, с привлечением более сложного, опосредованного давления. <...>

    3. Соперничество. Партнер по взаимодействию представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого уже приходится не только считаться, но которой приходится уже и опасаться. Стремление переиграть его, «вырвать» одностороннее преимущество. <...> Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы. <...>

    4. Партнерство. Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким как он есть, с которым надо считаться. Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Равноправные, но осторожные отношения, согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия, с.. .>

    5. Сотрудничество. Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей» [Доценко 2000: 102-103].


Впервые к манипуляции другими людьми человек приобщается в младенчестве, когда он на рефлекторном уровне устанавливает связь между криком как безусловнорефлекторной реакцией на возникший дискомфорт и действием взрослых, стремящихся этот дискомфорт ликвидировать. Впоследствии манипуляция взрослыми диктуется стремлением упорядочить, сделать предсказуемым их поведение. При этом ребенок как бы учится основным способам скрытого управления у своих родителей: сначала они пытаются манипулировать им, потом он, используя сходные приемы, манипулирует ими.

Одной из причин, побуждающих личность прибегать к манипулятивному воздействию, становится внутренняя противоречивость, наличие скрытых комплексов неполноценности, результатом действия которых становится невротизм. В этом случае манипуляция протекает на полуосознанном уровне: невротизированный субъект вытягивает психологические поглаживания у партнеров по межличностному взаимодействию для того, чтобы утолить свои комплексы насытить невротичность.

И ребенок, и взрослый невротик манипулируют окружающими на неосознанном или полуосознанном уровне. Если психологическому вампиру (о чем у нас пойдет речь чуть позже) сказать, что его действия - манипулирование окружающими, он не согласится и даже - может воспринять эти слова как оскорбление.




Однако есть форма манипуляции, которая ориентирована на осознанное стремление скрыто управлять другими людьми. Она получила в науке название макиавеллизма. Термин восходит к имени итальянского политика Николло Макиавелли (1469-1527), которому принадлежит знаменитая сентенция «Цель оправдывает средства». Макиавеллизм означает склонность человека сознательно манипулировать другими людьми. В науке термин «макиавеллизм» и «манипуляция» иногда используют как синонимы. В других работах делаются попытки развести их значение. С нашей точки зрения по объему понятий манипуляция и макиавеллизм соотносятся как целое и часть. Макиавеллизм - разновидность манипуляции, в которой скрытое управление другими осуществляется осознанно и исключительно ради собственной выгоды. Поэтому макиавеллист - это человек, для которого манипуляция - основной принцип жизненной философии. В психологии существуют методы измерения уровня макиавелизма личности (см.: [Знаков 2001]). Проведенные исследования позволяют в личности макиавеллиста выделять такие черты, как. с одной стороны, ум, смелость, амбициозность, настойчивость, энергичность, а с другой - эгоизм, цинизм, недоверие к людям, подозрительность.
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 10867
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: "Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)

Сообщение GdeToTam » 10 июн 2013, 17:53

Негативное отношение к рассматриваемому коммуникативному феномену диктуется скрытым характером речевого воздействия: Манипуляция - это воздействие на человека, управление его чувствами, мыслями, поступками, которое осуществляется помимо его воли. И здесь мы опять возвращаемся к этическим вопросам: можно ли вторгаться в душу другой личности, игнорируя его волю? можно ли превратить человека в орудие, вещь, зомби? Метафизический уровень проблемы заставляет дать на поставленные вопросы однозначно отрицательный ответ: нет, ни в коем случае не должна одна личность духовно порабощать другую. Иной ответ будет нарушением важнейших постулатов нашей, христианской цивилизации.

Однако возможен и иной, например, педагогический ракурс рассмотрения проблемы манипуляции.



    Представим себе ситуацию:

    Магазин «Детский Мир». У витрины с яркими красивыми игрушками стоят мама и ее трехлетний сын. Сын умоляет:

    Мама, хочу машинку!

    Нет у меня денег на машинку! - говорит мама.

    Хочу машинку! - рыдает ребенок.

    Продолжение описанной ситуации может иметь разный тип сценария. Мама может, пользуясь своим физическим превосходством, взять ребенка за руку и, как трактор пушинку, оттащить от витрины. Сын покорится, но в душе его будет драма: он испытает чувство фрустрации. Однако может быть и иное развитие событий (именно такое наблюдал автор):

    Сынок, смотри: киса. Пушистая! - мама показывает на кота, который забрел случайно в магазин погреться.

    - Где киса? Хочу кису!

    Игрушка забыта, ребенок устремился к коту, который быстренько ускользнул на улицу.




Действия мамы не что иное, как пример речевой манипуляции, посредством которой она воздействовала на сознание сына для переключения его внимания с одного объекта на другой.


Есть и еще одна область межличностного общения, в которой манипуляция не только возможна, но и неизбежна. Это сфера меж-гендерных отношений, т.е., говоря совсем просто, отношений мужчины и женщины. В коммуникациях влюбленных молодых людей, Умудренных опытом супругов и т.п. никогда нет абсолютного равноправия. Причем в некоторых плоскостях в статусе превосходства находятся женщины, а в других - мужчины. Нет ничего аморального к примеру сказать, в ситуации комплимента, который произносит мужчина женщине.


    Например, в такой ситуации. Разговор на кафедре. Преподаватель средних лет (NN) обращается к молодой женщине, ассистенту кафедры (Л):

    Вот гляжу на Вас Л./ и сердце радуется// Увижу Вас и вроде день Не зря прошел//

    - Да ну Вас NN...

    Как потом признавалась П., комплименты такого рода очень сильно ли на ее эмоционально-психологическое состояние (Знаю, что он врет а все равно приятно: настроение улучшается!)



    Есть фраза, которую должна знать любая женщина, ибо она способна подвигнуть мужчину к подвигу, к поступку. Фраза это выглядит примерно так: «Только с тобой я чувствую себя настоящей женщиной».




При том, что единого мнения по этому вопросу в психологии и психолингвистике нет, большинство практиков речевого воздействия склоняются к мысли о том, что манипуляция - явление в повседневной коммуникации не только неизбежное, но и необходимое. Стремление манипулировать другим человеком во все времена присутствовало в социальном взаимодействии членов любого социума. В настоящее время манипуляция становится отчетливо осознаваемым средством (и иногда - основной предпосылкой) достижения успеха в той или иной деятельности. Знакомство с приемами манипулирования, использование их в речевой практике позволяет найти путь к успеху в социальном взаимодействии. При этом необходимо отчетливо понимать, что искусство манипуляции - обоюдоострое оружие: в руках опытного педагога, умелого психотерапевта, вообще - человека нравственного, оно может принести много пользы; однако оно же может стать орудием достижения корыстных целей, рычагом самоутверждения, унижения и источником зла. Необходимость изучения этого феномена коммуникации диктуется теоретическими задачами развития гуманитарного знания и практическими нуждами поиска цивилизованных форм общения между людьми.
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 10867
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: "Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)

Сообщение Pepper » 10 июн 2013, 17:56

Спасибо Максим!!
Я уже дочитался...до чертиков... голова кругом идет...Жах... :)-(: ..Но все таки у Черепановой толковее :a_g_a: :a_g_a: ....но и в разы сложнее...в общем..посмотрим.. :ps_ih: :ps_ih:
Pepper
 
Сообщения: 1061
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 12:15

Re: "Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)

Сообщение GdeToTam » 10 июн 2013, 17:59

Речевая манипуляция - предмет суггестивной психологии, ибо воздействие в этом случае затрагивает именно иррациональные помимовольные сферы. Собственно, манипуляция, главным образом, реализуется в речевом общении. Мы придерживаемся широкого понимания термина речевая манипуляция, рассматривая ее как осуществляемое средствами коммуникации скрытое воздействие, которое имеет целью изменение эмоционально-психологического состояния, оценок, установок и мотивов поведения собеседника.


Во многих определениях термина манипуляция подчеркивается корыстная направленность, дающая выгоду субъекту манипулирования. С нашей точки зрения, в межличностном общении манипуляция может осуществляться и безо всякой выгоды. Более того, зачастую манипулятор своим поведением вредит себе. К тому же можно выделить разновидность манипулирования, цель которого благородна - оказать психологическую помощь другому человеку.



феномен, о котором у нас пойдет речь, характеризуется тремя основными признаками:

    1. Речевая манипуляция - это воздействие при помощи средств коммуникации (вербальных и невербальных).

    2. Речевая манипуляция - это скрытое воздействие на собеседника.

    3. Речевая манипуляция направлена на изменение эмоционально-психологического состояния, оценок, установок и мотивов поведения коммуникативного партнера.


Понятно, что манипуляция - основное проявление воздействующего дискурса, который реализует основную свою цель на уровне суггестии. Мы предлагаем типологию форм речевой манипуляции, которая строится на основе системы бинарных оппозиций

1) Первая (и самая важная) ступень членения: деление форм реализации речевой манипуляции на продуктивную / непродуктивную (конфликтную).

Основным принципом дифференциации здесь выступает характер перлокутивного эффекта речевого действия: манипуляция во благо и - во зло.

К первому типу, продуктивной речевой манипуляции, можно отнести многообразные жанры (и тактики) педагогического дискурса, где неравноправие статусно-ролевого сценария взаимодействия является нормой: одобрение, похвала, подбадривание и мн. др. Сюда же относятся комплимент, похвала, одобрение и т.п. Положительной манипуляцией следует считать и разнообразные способы предотвращения конфликтов (например, психологическое айкидо) и т.п.



    В качестве примера приведем одобрение учителем ученика-троечника, с большим трудом выполнившего элементарное задание по математике.

    Учитель ученику.

    - Ну вот/ видишь/ все у тебя получилось// Теперь переходи к следующей задаче//





По нашему глубочайшему убеждению, продуктивная манипуляция лежит в основе неориторики как теоретико-практической части знаний об эффективной и результативной коммуникации.

Конфликтная (непродуктивная) речевая манипуция направлена на то, чтобы скрытыми способами вызвать у собеседника негативное эмоционально-психологическое состояние, которое, как помнит читатель, называется состоянием фрустрации -внутреннее напряжение, вызванное невозможностью достижения какой-либо цели, желания и т.п. К ней можно отнести неявную речевую агрессию, психологический вампиризм, ложь и т.п.



2. По характеру знакового выражения речевого акта манипуляция может быть вербальной / невербальной.

Мы уже рассматривали роль невербальных компонентов в повседневной коммуникации. К числу невербальных средств построения манипуляции следует отнести и динамические проявления психологии выражения (жестику, мимику, гаптику, окулесику и т.п.) и статические формы эго-соматического дискурса, направленные на построение имиджа. В каждом этносе есть свои невербальные знаки, косвенно побуждающие партнера по социальному взаимодействию к действиям или неявно влияющие на его эмоционально-психологическое состояние.
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 10867
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: "Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)

Сообщение GdeToTam » 10 июн 2013, 18:09

Pepper писал(а):Спасибо Максим!!
Я уже дочитался...до чертиков... голова кругом идет...Жах... :)-(: ..Но все таки у Черепановой толковее :a_g_a: :a_g_a: ....но и в разы сложнее...в общем..посмотрим.. :ps_ih: :ps_ih:


Ну, как знать, как знать... :hi_hi_hi: :hi_hi_hi:


К Черепановой, лично у меня, доверия особого нет :nez-nayu: В плане книг - "Дом колдуньи" была первой и лучшей. :a_g_a: :a_g_a: Насчет фоносемантики - да лучше книжку Горина/Котлячкова почитать, те хоть понимают, о чем пишут :ps_ih: :ps_ih: Черепанова излишне полезла в отдельные звуки. Звуки сами по себе - далеко не самый основной фактор. Много чего ещё надо учитывать (я уже не говорю о смысле сказанного :ps_ih: :ps_ih: ) - это и гладкость речи, и ритм, и тембр, и маркирование отдельных слов. Обо всем этом в книгах Черепановой ни грамма... Она думает - придумала бредовый текст, прогнала через программку - и всё, зазомбировала весь мир :)-(: :)-(:



И ГДЕ ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ
???

В 1997 году баллотировалась на выборах депутатов Законодательного собрания по 12 изб. округу (выборы проиграла).
18.09.2003 Черепанова зарегистрирована кандидатом по Ленинскому одномандатному избирательному округу №139 (самовыдвижение)
Твоё ВНИМАНИЕ полностью концентрируется на том, что я ТЕБЕ говорю.
Только НА ТОМ что я ТЕБЕ говорю. :ma_g: :ps_ih: :ps_ih:
Аватара пользователя
GdeToTam
 
Сообщения: 10867
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 15:06

Re: "Дискурс как суггестия" (К.Ф.Седов)

Сообщение Pepper » 10 июн 2013, 18:19

GdeToTam писал(а):
Pepper писал(а):Спасибо Максим!!
Я уже дочитался...до чертиков... голова кругом идет...Жах... :)-(: ..Но все таки у Черепановой толковее :a_g_a: :a_g_a: ....но и в разы сложнее...в общем..посмотрим.. :ps_ih: :ps_ih:


Ну, как знать, как знать... :hi_hi_hi: :hi_hi_hi:


К Черепановой, лично у меня, доверия особого нет :nez-nayu: В плане книг - "Дом колдуньи" была первой и лучшей. :a_g_a: :a_g_a: Насчет фоносемантики - да лучше книжку Горина/Котлячкова почитать, те хоть понимают, о чем пишут :ps_ih: :ps_ih: Черепанова излишне полезла в отдельные звуки. Звуки сами по себе - далеко не самый основной фактор. Много чего ещё надо учитывать (я уже не говорю о смысле сказанного :ps_ih: :ps_ih: ) - это и гладкость речи, и ритм, и тембр, и маркирование отдельных слов. Обо всем этом в книгах Черепановой ни грамма... Она думает - придумала бредовый текст, прогнала через программку - и всё, зазомбировала весь мир :)-(: :)-(:


И ГДЕ ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ
???

В 1997 году баллотировалась на выборах депутатов Законодательного собрания по 12 изб. округу (выборы проиграла).
18.09.2003 Черепанова зарегистрирована кандидатом по Ленинскому одномандатному избирательному округу №139 (самовыдвижение)
Pepper
 
Сообщения: 1061
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 12:15

След.

Вернуться в Полезные ссылки ("Ссылки на интересные материалы")

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1





Рейтинг сайтов Ufolog.ru Рейтинг@Mail.ru